Комплекс неполноценности, вообще, а также немного о моем собственном

Nov 28, 2009 14:12

Просто два эпизода из моей жизни, затрагивающие комплекс неполноценности

Сейчас позвонили в дверь, причем не внизу с улицы, а с площадки. Открываю. Стоят две дамы, стройные, аккуратно причесанные, обе в модных пальто и в модных сапогах (т. е. выглядят не совсем, как ЖНО - женщина немецкая обыкновенная, по терминологии v_strannik). И одна интеллигентным (в смысле, как у воспитанных и с хорошим общим образованием людей) языком начинает объяснять, что они, как это ни странно, но ходят звонят в чужие двери, и делают это, потому что установили они, что о Библии знают люди очень мало... Я перебила ее и сказала, как всегда говорю в таких случаях (когда навязывают мне что-то или пытаются продать): Nein, danke.

Тут она даже как бы отпрянула и сказала: Ach, Sie sprechen kein Deutsch. - Ах, Вы не говорите по-немецки.
- Да, - говорю, - правильно, richtig, gut erkannt. Ich spreche kein Deutsch.
Тогда она мне по-немецки (по-каковски же еще) пожелала приятных выходных, и я закрыла дверь, пожелав им того же.

И вот думаю: а на фиг они хамят. Хамят, потому что ведь обычно я нормально разговариваю по-немецки и обычно никто не спрашивает, говорю ли я по-немецки и понимаю ли я немецкий, разговаривают себе, и даже не все и не всегда спрашивают, откуда я. Или эти свидетели Иеговы (обычно это они и ходят пристают к мирным обывателям со своим свидетельством) как бы в отместку за то, что я их не захотела слушать, вроде бы сразу слышно, что я (дословно) ни на каком немецком не говорю, или же они надеялись, что я стану уверять их в обратном и даже пожелаю поговорить о Библии, чтобы доказать свои знания немецкого.

Кстати, анекдот. Кто родится от брака свидетеля Иеговы и агностика? Ответ: родится человек, который будет ходить стучаться в двери к незнакомым людям и не будет знать, зачем он это делает.

И еще, анекдот или не анекдот. Несколько недель назад на конференции (даже международным конгрессом она называлась) подходит ко мне в перерыве одна девушка и спрашивает, откуда я. Я говорю, что из России. Она мне - так же по-немецки - рассказывает, что да, она так и подумала, судя по моему "диалекту" (тут я со всем возможным ехидством поправила ее, что это у меня не диалект, а акцент), я там в прениях чего-то выступила, и что она закончила курсы русского языка, специально, чтобы разговаривать по-русски с отцом ее ребенка, с которым они - увы! - уже расстались, и что она мне может помогать с переводом и при разговорах на немецком языке. Знакомая, с которой я разговаривала (знакомая - немка, и разговаривали мы по-немецки), когда подошла с предложением помощи эта знаток русского, с ехидством, но не с явным, а чуть-чуть, сказала:
- Das ist aber nett! Nur besteht kein Bedarf. Очень мило, но нет в этом надобности.
Ну и все. Разговариваем себе дальше. А я сижу потом и дальше злюсь. И в следующем перерыве подошла к той женщине, которая курсы русского закончила, и спрашиваю ее по-русски:
- А Вы здесь в качестве кого?
Она, тоже по-русски, с акцентом, естественно:
- Что? Качество - что?
Тоже не совсем честно было с моей стороны задавать такой трудный вопрос, в немецком "качество" в смысле "роль, функция, должность" не используется. Но тут я уже на немецком сказала ей, что она по-русски говорит хуже, чем я по-немецки, и - другими словами, но смысл-то был тот - какая наглость думать наоборот и предлагать мне свою помощь.

А все это из-за моего комплекса. По Юнгу, комплекс - это как бы субличность, довольно автономное психическое образование, не поддающееся контролю. Как бы "любимая мозоль" или "кнопка". Если кто-то случайно наступит на мозоль или нажмет на кнопку, то выскакивает наш комплекс и вытесняет взрослую нашу личность куда-то в подсознание, отправляет в нокаут. Если комплексы очень неосознанные и очень автономные, то возникает так называемая множественная личность. Это как если бы при нажатии на кнопку "ты не говоришь по-немецки" я превращалась в совсем другого человека, в какую-нибудь мисс Хайд, а потом обратно в себя и ничего бы о мисс Хайд не помнила. Иллюстрация из Википедии:




Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) - один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. (отсюда)

Вот бы они напугались!

Комплекс неполноценности, или схема дефективности/стыда

И я сейчас как раз читаю книгу "Schema Therapy" Джеффри Янга с соавторами, в ней такие комплексы называются схемами. И то, что я вот так агрессивно реагирую на критику моего немецкого, свидетельствует о наличии у меня схемы дефективности/стыда. Янг дает определение этой схемы:

Дефективность/стыд
Чувство собственной дефективности, плохости, нежелательности, неполноценности по сравнению с другими или отсутствия собственной ценности в важных аспектах, и чувство, что если эти качества будут замечены, то значимые лица перестанут меня любить.
Эта схема может включать себя повышенную чувствительность к критике, неприятию и обвинениям; застенчивость, сравнение себя с другими и неуверенность в общении; или чувство стыда за свои (воспринимаемые собой) недостатки. Недостатки эти могут быть как личными (например, эгоизм, вспышки гнева, неприемлемые сексуальные желания), так и публичными (например, нежелательная внешность, социальная неловкость).

Если есть эта или какая-то другая схема (или комплекс), то человек, чаще всего в детстве, привыкает справляться с ней одним, двумя или даже всеми тремя из следующих способов: сдаваясь, подчиняясь (surrender) ей, избегая ее или сверхкомпенсацией.

При схеме дефективности/стыда
подчинение означает, что человек выбирает критичных партнеров и ставит себя ниже других, признавая их превосходство;
избегание - избегает делиться "постыдными" мыслями и чувствами с партнерами и с другими значимыми лицами из-за страха быть отвергнутым;
сверхкомпенсация - ведет себя критично по отношению к другим или так, чтобы превосходить других; старается казаться "совершенством".

А вот про терапию этой схемы слишком много написано, не войдет в этот пост. Потом напишу.

Копии из интернета

Определение: Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. Системности принцип в психологии). [..] Специфическая интерпретация комплекса дана в психоанализе, где комплекс понимается как группа психических процессов, объединенная единым аффектом [..] (отсюда) Аффект - это синоним слова "эмоция", т. е. чувство, сопровождаемое физиологическими изменениями (изменяются дыхание, кровообращение (бледность или румянец) и прочее).

Из Википедии:

Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро. Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе, грань разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.
Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием - обретением новой установки. (конец цитаты)

И еще из Википедии:
Комплекс неполноценности является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие ошибок и неудач и существенно влияет на поведение человека.
Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.
Одним из симптомов комплекса неполноценности может быть демонстрация сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей. Другими симптомами могут быть недостаточность контактов, боязнь людей, боязнь сделать ошибку, постоянное напряжение. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.
Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т. п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.
Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка. (отсюда)
Ко́мплекс (лат. Complex - связь, сочетание) - в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». Введено Карлом Густавом Юнгом.
Понятие ввёл в психанализ Карл Густав Юнг. Ещё до него Зигмунд Фрейд характеризовал комплекс как «группу представлений, связанных одним аффектом», однако он, по всей видимости, не давал таким образом определения психологического комплекса и не пытался ввести новое понятие, а лишь пользовался в определённом контексте уже существовавшим понятием комплекса вообще.
В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя. Так же часто понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности. Следует понимать, что используемое в науке понятие значительно шире - комплекс может формироваться вокруг любого аффекта (чувства, эмоции), в том числе и вокруг положительного, от чего реакции, связанные с этим комплексом, будут так же позитивного характера. В качестве примера можно привести реакции влюблённого человека на всё, что связано с объектом его влюблённости - это тоже комплекс. Появление негативного подтекста, возможно, связано с тем, что психология у большинства людей ассоциируется только с решением психологических проблем. (отсюда)

психотерапия, психологические типы, дневник

Previous post Next post
Up