«Спартак: боги арены», «Спартак: кровь и песок». Кинорецензия

Oct 21, 2011 03:14

Что такое для вас сериал? Нечто, не обладающее особой художественной ценностью, в большинстве своем низкобюджетное, не отличающееся хорошей актерской игрой и отнимающее огромное количество свободного времени, а потому редко воспринимаемое всерьез.

Я как зритель оригинальностью в данном вопросе не отличаюсь и сериалы не уважаю. В самом деле, что можно ожидать от долгоиграющей мыльной оперы,  зачастую клонируемой создателями, сезон за сезоном, до полного вырождения и потери всяческого смысла?

А как приятно находить исключения из данного правила!
Сериал «Спартак: боги арены» (приквел), «Спартак: кровь и песок» рассказывает историю Спартака, всем известного предводителя третьего крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме. Молодой фракиец Спартак пленен римским легатом Гаем Глабром и отправлен для убийства на арене в Древней Капойе, а его жена Сура продана сирийскому работорговцу. Неожиданно, Спартак побеждает на арене четырех соперников, и его покупает ланиста Квинт Лентул Батиат (для справки тем, кто забыл школьный курс истории Древнего Рима, т.е. таким как я: ланиста - хозяин гладиаторов, осуществляющий их содержание и обучение).




Однако амбициозному, жестокому и жаждущему славы и богатства Квинту Батиату, владельцу одной из лучших школ гладиаторов в Капойе, не удается сломить непокорность фракийца - Спартак не собирается преклонять голову перед хозяином и обучаться гладиаторскому мастерству; его не пугают ни боль, ни побои, ни смерть (к слову, с ролью отъявленного мерзавца Квинта Батиата блестяще справился Джон Ханна - самый "звездный" актер из всего сериального состава).




И только лишь крупная сумма денег, уплаченная за Спартака, останавливает Батиата от того, чтобы не отправить раба на рудники. Хозяин обнаруживает единственное, что не дает покоя непокорному фракийцу, и предлагает последнему сделку - Спартак обучается в школе гладиаторов и сражается на арене во славу дома Батиата, а взамен ланиста находит и выкупает его жену Суру.




И вот, Спартак,  в ожидании появления своей горячо любимой жены, сражается на арене и одерживает одну славную победу за другой, превращаясь в легенду и кумира толпы и принося своему хозяину  не виданную доселе славу и богатство. Батиат понимает, что его «источник золота» покорен лишь до появления любимой, и вероломно приказывает инсценировать нападение разбойников на повозку с рабами и убить Суру у самых ворот владений Батиатов…




Весь фильм ждешь, что вот-вот сейчас-сейчас Спартак превратится в обаятельного красного революционера и начнет волновать умы юных гладиаторов и видавших виды чемпионов арены речами о свободе, равенстве и братстве; толковать о естественных правах и сподвигать на восстание… Совершенно неожиданно этого не происходит. Спартак изображен обычным человеком,  который по своей молодой горячке сове ршает массу глупых ошибок и которого весьма недолюбливают собратья-гладиаторы, особенно главный наставник и тренер гладиаторов Аномай (Питер Менса; кстати именно этого актера мы видели в похожем по стилю исполнения киношедевре «300 спартанцев»). Впоследствии, Спартак и вовсе сломлен своей потерей, смиряется с судьбой раба-гладиатора и становится послушной игрушкой в руках Батиата.




Так кто же такой Спартак? Им восхищался Карл Маркс, его считал своим кумиром Че Гевара, о нем писал Рафаэлло Джованьоли, о нем снимал Стэнли Кубрик...
Фильм дает очень простой о твет на этот вопрос. Спартак был обычным человеком, отмеченным тяжелой судьбой и многочисленными потерями, и отличавшийся от остальных только одним - он следовал своим убеждениям, не задумываясь о последствиях. Какими бы они ни были. Таковым был Спартак во всем, в каждом своем проявлении.

В итоге, вряд ли восстание гладиаторов было движимо какой-то мало-мальски общей идеей, тем более харизмой Спартака. Каждый гладиатор присоединился к бунтарю по своим собственным причинам: кто-то из банального страха перед смертью на арене, кто-то из желания отомстить Батиату и его мерзким высокопоставленным друзьям, а кто-то от безысходности (как, например, Крикс и Аномай).

Видимо именно поэтому фильм очень искренний. Он о простых человеческих ценностях - о любви, свободе и ЖИЗНИ. О том, как глупо мы обесцениваем эти понятия в своей повседневности. Как забываем о них в погоне за «чем-то получше». А еще наверное о том, что великие и оставляющие заметный след в истории поступки совершались обычными людьми.




И даже обилие сцен жестокости не лишает фильм его пронзительной искренности, а наоборот придает правдоподобия всем его главным событиям и героям - ведь жизнь гладиаторов была полна крови, страха и чувства близкой смерти. Обычно реки крови всегда заставляли меня презрительно оправлять фильм в категорию трэша, ибо с моей точки зрения никакой смысловой ценности подобные сцены не имеют, лишь ра звращают молодые неокрепшие умы. Но в данном творении и сделано все по-особенному, и служит особенным целям.

В сериале отдана дань уважения мифологии тех времен. Так, римляне не сомневались в неотвратимости воли богов, чтили умерших и верили в их помощь из загробного мира. В конце первой части Батиат произносит: «Когда-нибудь боги нас покарают за наши деяния», что по сути в конце концов и происходит. Спартаку во сне являются умершие Сура и Варрон и обращают его внимание на факты, поставившие крест на рабской покорности хозяину.

Весьма интересно представлен здесь мир гладиаторов. Все мы привыкли считать Древний Рим весьма цивилизованным обществом, тем не менее у большинства современных людей система гладиаторских боев вызовет неизменное отвращение. В фильме гладиаторские бои считаются достойнейшим из занятий, предметом честолюбия настоящих мужчин; смерть на арене является самой почетной, а выход на арену (тем более, в главных боях) - пределом мечтаний любого гладиатора. Вряд ли подобная система ценностей сильно противоречит историческим данным.  К середине фильма к жестоким сражениям привыкаешь, и даже начинаешь видеть в них особенную красоту.




В общем и целом, сериал очень понравился. Рекомендую к просмотру всем и каждому старше восемнадца ти.

P.S. Справедливости ради, надо отметить, что в сериале допущено множество исторических неточностей. Так:
- гладиаторам на арене запрещалось разговаривать с публикой, для общения с толпой была разработана целая система жестов;
- гладиатор был очень дорогостоящей инвестицией (особенно, гладиаторы-победители), посему ланиста обрщались со своим имуществом очень бережно, обеспечивая хорошее питание, тренировки, медицинский уход и условия жизни. Вряд ли Батиат так легко мог расправляться с собственными гладиаторами;
- гладиаторы часто сражались против животных (о чем в сериале не говорилось ни слова). Гладиаторов, сражавшихся с животными, называли бестиариями;
- по убитым гладиаторам проводились религиозные панихиды, а их кровь собиралась и считалась священной (ее часто использовали в лечебных целях). В фильме с убитыми гладиаторами поступают куда проще;
- если гладиатор чувствовал близкое поражение, он должен был снять шлем, чтобы противник мог добить его, глядя в глаза;
- гладиаторы не могли выбирать себе противников  и до самого выхода на арену не знали, с кем придется сражаться:
- в сериале присутствует персонаж - гладиатор Барка, являющийся последним пленным Карфагена и прозванный «чудовищем Карфагена», в то время как Карфаген был разрушен за семь десятилетий до восстания Спартака;
- женщины и мужчины должны были сидеть на арене раздельно; в сериале же зрители сидят вперемешку;
- во второй части сериала Батиат сообщает о своем намерении начать политическую карьеру, однако в Древнем Риме ланиста не мог служить ни в Сенате, ни в Магистрате;
- Батиат покупает Крикса за 50 денариев, что расценивается как переплата. Цена раба в Древнем Риме варьировалась от 1000 до 4000 денариев;
- личным именем Батиата было не Квинт, а Гней;
- исторически Гай Ганник (один из главных герев приквела) на момента восстания был действующим гладиатором, и стал одним из предводителей бунта, наряду со Спартаком, Криксом и Аномаем. Интересно, увидим ли мы его в третей части?
- восстание Спартака сопровождалось предательством, из-за которого восстание обошлось большей кровью и чуть не сорвалось.




Да ну и бог и ними, с неточностями. Перед нами художественное произведение, а не документальный исторический ф ильм.

P.P.S. Безумно сожалею о смерти актера Энди Уитфилда - исполнителя роли Спартака . Самый Спартак из всех спартаков.  Не представляю никого другого в заключительной, третьей части сериала.




P.P.P .S. Ваня и Ира, эта рецензия посвящается вам. Привет солнечному Сочи.

кино, Энди Уитфилд, "Спартак: кровь и песок", кинорецензия, Джон Ханна, "Спартак: боги арены"

Previous post Next post
Up