Мировосприятие
Иньский взгляд на мир предполагает, что человек должен, воспринимая мир, адаптироваться к нему, релаксироваться в окружающем пространстве, принимать воздействия, идущие из мира, и не столько противостоять им, сколько находить для них место в своей душе, пусть даже ценой последующей перестройки ее. По своей природе психика чрезвычайно пластична, поэтому, стоя на иньской позиции, можно прожить целую жизнь. О таком человеке, при поверхностном взгляде на него, говорят, что у него идеальный характер, что он все стерпит, что он никогда не возражает и, по-видимому, это так; однако более внимательное наблюдение показывает, что он может и сопротивляться, причем довольно действенно, иногда более действенно, чем человек с янским мировосприятием. Дело в том что, воспринимая мир, человек может обращать большее внимание на одни его моменты и меньшее внимание на другие, что-то он может вовсе игнорировать, а что-то наоборот принимать, как говорят, близко к сердцу, и перестраиваться в соответствии с тем, что он воспринял.
Что же привлекает внимание человека с иньским мировосприятием? В первую очередь это ситуации и объекты, которые вызывают у него интересные для него внутренние реакции. Если же этот человек ориентирован вовне, то он тоже может иметь иньское мировосприятие, в этом случае реагировать будет не его внутренний мир, а та сфера внешнего мира, которую он считает своей. Таков, например, исполнительный служащий с иньским мировосприятием: получая распоряжение начальства, он перестраивает в соответствии с ним всю свою работу, если это необходимо.
Сложность при общении с таким человеком заключается в том, что он никак внешне не выражает свое сопротивление тому, что ему не нравится или представляется неинтересным. У него словно не возникает ситуаций, когда ему что-то не нравится, и он хотел бы высказать свое негативное отношение. Когда ему что-то не интересно, он просто не обращает на это внимания. Его можно ругать, и если он сочтет, что вы ругаете его правильно, он будет внутренне переживать ваши слова, а если он сочтет, что вы к нему несправедливы, он просто пропустит вашу критику мимо ушей, но в любом случае ответной агрессии вы от него не дождетесь. Скорее он будет поедать сам себя. Сказанное, впрочем, не означает, что с этим человеком можно обращаться как угодно: если вы перегнете палку, то он перестроится таким образом, что станет для вас крайне неудобным, вам станет в его обществе очень некомфортно, даже просто приближаясь к нему, вы почувствуете, что какая-то сила выталкивает вас наружу, портит вам настроение, и ситуация как бы сама собой сложится так, что судьба разведет вас в разные стороны. Так работает его защита.
Янское мировосприятие в первую очередь означает весьма активную позицию человека. У него много энергии, которую он хочет проявить во внешнем мире, и, воспринимая внешний мир, он ищет в нем объекты или площадки для собственной деятельности, а найдя их, он немедленно приступает к реализации своих планов, идей, проектов. Мир, такой, какой он есть, этого человека не устраивает, он нуждается в переделке, и внимание человека, направленное на мир, как правило, вторично, оно необходимо как инструмент, но не как основная цель его жизни и деятельности. Цель же в данном случае это воздействие на мир.
Общаясь с таким человеком, очень важно его правильно понимать. Он не тиран, во многих случаях он желает вам добра, но он активен в этом своем добре, он пытается иногда правильно, иногда совершенно превратно, понять ваши потребности и их удовлетворить. Если у вас есть затруднения, он старается помочь вам их преодолеть; если вы несчастны, он будет делать вас счастливым; если вы не замужем, он будет искать вам жениха; если вы замужем и хоть раз обмолвитесь о том, что ваш муж обладает какими-то недостатками, не исключено, что он бросится вас с ним разводить - хотя вы совершенно этого в виду не имели, и вообще, у вас есть трое маленьких детей, которые очень любят своего папу и совершенно не склонны менять его ни на кого другого. Однако для человека с янским мировосприятием все это как серьезные аргументы не звучит: вы нуждаетесь в изменении вашей жизни, и он эти изменения вам обеспечит.
Глядя на какой-либо внешний объект или ситуацию, человек с иньским мировосприятием задается такими, например, вопросами: Каков этот объект? Подойти мне к нему поближе или на всякий случай отодвинуться подальше? Каковы его характерные особенности и как они сочетаются? Как я смогу адаптировать этот объект к своей жизни, если он в нее войдет? Какие изменения мне придется произвести с собой и в своем мире, если мне придется его ассимилировать? Как о нем нужно заботиться? Какие у него потребности?
Человек с янским мировосприятием будет, глядя на объект или ситуацию, задаваться совершенно иными вопросами. Как можно половчее внедриться в эту ситуацию? Где у этого объекта крепежные болты и гайки, развинтив которые, можно откинуть крышку и углубиться в созерцание его анатомии, а затем и разобрать его на части, после чего, возможно, сложить в другом порядке? В каком виде дрессировки он нуждается? Что будет если его потянуть за четыре лапы и хвост одновременно? Смогу ли я реализовать с его помощью свою давнишнюю мечту научиться ездить верхом? Освою ли я на нем рысь и галоп, а также скачку с препятствиями? Сможет ли эта женщина стать мне достойной подругой? При иньском мировосприятии последний вопрос прозвучит так: смогу ли я стать этому молодому человеку хорошей женой?
Вопросы к читателю. Чувствуете ли вы иногда, что мир чрезвычайно уязвим перед вами или же, наоборот, вы чаще чувствуете свою уязвимость в нем? Какие ситуации дольше привлекают ваше внимание: когда у вас есть возможность как-то воздействовать на мир или когда он начинает интересным для вас способом воздействовать на вас? Любите ли вы быть в центре внимания, ничего особенного не делая? Любите ли вы привлекать внимание своими активными действиями? В какой мере вас интересует результат ваших действий? Или для вас более важен сам факт их совершения? Считаете ли вы, что все закаты одинаковые? Какой аспект вынашивания ребенка кажется вам важнее и ответственнее: беременность или роды? Какой образ вам ближе: вы плывете по социальному пространству или же его пронзаете?
Из книги
ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Глава 2. Диадический архетипАвтор: Авессалом Подводный