Кто из нас не читал «Евгения Онегина»? Роман в стихах, «энциклопедия русской жизни»… Конечно, читали все и неоднократно.
Фото с сайта проекта
Летнее чтение - это раз. В школе - это 2, 3 и далее. Потому что, не знаю как сейчас, а в советской образовательной системе этот «гвоздь программы» читали, перечитывали, учили наизусть, играли в школьном театре, а потом опять перечитывали. «Образ Татьяны», «Образ Ленского», «Русское общество в романе…», «Автор и его герой» и т.д. и т.п. Казалось бы, мы уже знаем о пушкинском многолетнем проекте все. И немножко больше. Вот ночью разбуди, разложим «музыку как труп» (словами пушкинского Сальери).
Потом… существовала такая совершенно обязательная часть школьного образования, как поход всем классом на оперу «Евгений Онегин». Не могу ничего вспомнить о музыкальных достоинствах того спектакля. Помню пышную Татьяну бальзаковского возраста и суетящегося вокруг нее Онегина. Рискну предположить, что для многих это был не только первый, но и последний визит в оперу.
Короче говоря, к тому моменту, когда «ЕО» (сократим до «заветного вензеля О да Е») пришла пора «проходить» уже в институте, я пребывала в глубоком убеждении, что знаю об этом произведении все. Совсем все! И перечитывать больше не буду никогда. Потому, что нЕкогда.
Убеждение было прискорбным заблуждением. Это стало понятно, когда я начала смотреть «ЕО» в театре. Точнее, в разных театрах и жанрах. Любимовская Таганка преобразила текст исполнением. Никогда раньше не думала, что Пушкина можно читать как рэп. «Геликон-опера» воссоздала постановку К. С. Станиславского 1922 года, превратив тяжеловесную «энциклопедию» в лирические сцены (мне даже показалось, что опера трансформировалась в мюзикл). Наконец, великолепный, гениальный, невероятный «Онегин» в театре им. Вахтангова! И каждый раз до боли знакомый текст превращается в нечто совершенно новое. Появляются новые смыслы. Внимание акцентируется на деталях, которые раньше где-то успешно скрывались… И открытиям нет конца!
Свежий взгляд - «Онегин» в вариации «Содружества актеров, музыкантов и…» (САМИ). Спектакль обманчиво прост. Нет декораций (только огромный экран на заднике сцены). Нет костюмов. Собственно, какой-то явной сценографии тоже нет. Есть четыре актера во вполне современной одежде, которые на сцене больше стоят, чем сидят, и сидят, больше, чем ходят. И текст, тот самый, пушкинский, знакомый до последней запятой. Казалось бы.
Но нет! Текст (и Пушкин, и Автор) со зрителем играют: то манят знакомо привычным «Мой дядя самых честных правил…», то путают, начиная с конца, перемешивая сцены и события, то заставляют чувствовать себя потерявшимся в лабиринте фраз (Это же не Пушкин? Или Пушкин, а я не помню? Или не «ЕО»? А это кто сказал?!).
А какие лица! Какие голоса! Этим людям не нужны костюмы и грим, им ведом иной секрет перевоплощения. Ирина Пегова, Сергей Чонишвили, Даниил Страхов и Сергей Шнырев существуют и в «дали свободного романа», и в нашей реальности. Они покорили зал сразу, не дав шанса отвлечься ни на минуту, с первого до последнего слова, произнесенного со сцены.
И еще, конечно, музыка. Тоже на грани между здесь и там, сейчас и когда-то. Композитор Алексей Айги написал своего «Онегина», не утратив при этом корней и связей. Музыка и ансамбль, который исполняет ее вживую, прямо на сцене, - полноправные участники действа.
Во время это спектакля мне подарили Пушкина. Вечного хулигана, погибшего непозволительно рано, и 220-летний памятник самому себе. Главу из школьного учебника и «сукиного сына». Гения.
И к чему я это все? Необходимо срочно перечитать «Евгения Онегина»! И найти те тексты, которые «неПушкин»! И еще раз посмотреть!
Хочу поблагодарить проект
«Онегин», СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ
moskva_lublu и
kogda_leto лично за приглашение!
Группы театра в соцсетях: в
Фейсбуке,
ВКонтакте,
Инстаграм и видео-канал на
Youtube