Ребенок-шизоид: мечтатель "не от мира сего"

Nov 14, 2022 15:44


(Моим дорогим шизоидам - отцу, мужу и дочери - посвящается)

Наконец-то настал момент поговорить о моем самом любимом, наиболее интересном лично мне типе характера - шизоиде.

Моя статья об эпилептоидах в Сети в свое время вызвала интерес даже больший, чем я ожидала. По-видимому, причина в том, что советы там изложены на живом примере моего сына Сережи. Рассказ о шизоидном типе я решила построить так же - на примере моей дочери-подростка Ксюши, предположительно - моей будущей коллеги. Тем более, что наш с Ксюшей пример соответствует типичной ситуации, с которой приходят к психологу множество родителей: целеустремленная, организованная, деятельная мама - и подросток-интроверт «не от мира сего», дни напролет лежащий в своей комнате, неохотно идущий на контакт, погруженный в свой мир, закрытый от других людей, не проявляющий ни энергии, ни инициативы и до предела бездеятельный. Если мы добавим сюда вечный хаос в вещах и полное отсутствие порядка в делах, то множество мам тут же узнАют своего ребенка. Но - не спешите: не любой неорганизованный, ленивый ребенок, валяющийся на диване с телефоном в руке посреди жуткого бардака с комнате - не любой такой ребенок или подросток - шизоид.



Шизоид - это всегда приоритет внутреннего мира над внешним. Хрупкость и ранимость, некая «мимозоподобность». Затрудненность в контактах, в том числе - со сверстниками (в компаниях, как правило, не состоит), если шизоид и находит себе друга - то одного-двух. Затаенные внутри глубокие чувства, о которых никто не знает (даже мама часто не догадывается) при внешней очень скупой эмоциональности (даже холодности). По словам психиатра Кречмера, «многие шизоиды подобны лишенным украшений римским домам, виллам, ставни которых закрыты от яркого солнца, но в сумерках их внутренних покоев справляются пиры».

Итак, богатый внутренний мир под холодно-отчужденным фасадом. И - внимание! - у шизоида очень мало энергетического ресурса. Активные действия - не про него. Если паранойял - человек максимального действия, то шизоид - человек максимального бездействия. Что и приводит в ужас родителей: как же сын или дочь пробьется в жизни?! Увы, пробиваться и достигать - не для шизоида. Для шизоида - мечтать и творить. А уж «пробивают» его кретивные идеи и мечты в жизнь, как правило, люди другого типа.

Я уже говорила, что это - мой любимый тип. Все самые дорогие мне люди принадлежали именно к этому типу. Наш папа (мой супруг, вместе со мной основавший нашу большую семью), талантливый фотограф-художник, постоянно страдал от неспособности воплотить свои проекты в жизнь, пока рядом не возникал пробивной, инициативный импрессарио, способный своим ресурсом дать жизнь его мечтам.

Мой отец, ветеран Великой Отечественной, после войны - кандидат технических наук, способный авиаконструктор, которого окружающие более сильные люди «заземлили» и «впрягли» в бытовые заботы, что совершенно несвойственно и не нужно шизоиду, отсюда - скука и повседневная рутина вместо полета идей, звавших к небесам (в прямом смысле: ведь его призвание было - строить самолеты).

И, наконец, моя дочь Ксюша. Я всегда знала - каким-то неведомым шестым чувством - была уверена, что ребенок, которого я усыновлю - будет именно шизоидом. Едва прилетев за ней в детский дом, я заметила ее уединенную «отгороженность» от других детей. Все время она проводила в библиотеке за чтением прекрасных сказок и познавательных книг, по которым она для самой себя (!) писала конспекты. Это явно был мечтатель «не от мира сего». Мой ребенок!!!

А дальше началась история мама-паранойяла и ребенка-шизоида. Дорогие активные и деятельные мамы, а также тревожные мамы, переживающие за судьбы своих детей «не от мира сего», я надеюсь на этом примере показать Вам, как все неплохо и надоумить, что же делать.

Прежде всего - принять (а не «шпынять»). Богатый внутренний мир - вот самый ценный потенциал Вашего ребенка. Осторожно предложив Ксюше кружки и секции (каратэ, танцы), я поняла, что это не ее. Зато мир театров, музеев, выставок открылся нам в полной мере, и я была поражена тем, насколько интересны Ксюшины суждения об увиденном. Моему 10-летнему шизоиду оказались скучны Карлсоны, живущие на крыше, и Волшебники Изумрудного города. Зато она быстро стала фанатом балета, а также потянулась к вполне взрослым пьесам и годам к 12-13 стала мне замечательным компаньоном в культурной программе. В живописи она мгновенно выделила «своё» - великие шизоиды (а может, и шизофреники). Сейчас на обложке паспорта у нее «Звездная ночь» Ван Гога, а на сумке - врубелевский «Демон сидящий».

Хобби и увлечения у подростков-шизоидов (да и у взрослых) обычно сугубо интеллектуалистские, часто - экзотические: йога, буддизм, астрология, магия и оккультизм, изучение редких языков, коллекционирование - зачастую весьма причудливого толка. Конечно, сейчас гаджеты вытеснили у большинства подростков былые увлечения - и вместо экзотических хобби они «сидят в телефонах». Тем не менее, моя Ксюша попыталась в 13 лет самостоятельно изучать японские иероглифы, а в 15 стала брать уроки корейского языка. Ну, и еще в детстве, едва стала моей дочерью, завела тетрадку «Записки будущего психолога», куда заносила интересные ей сведения из психологии и психиатрии.

Шизоиды не склонны ни к какой «структуре»: наведения порядка в комнате, составление планов, внутренняя собранность, а также столь любимая эпилоптоидами «иерархия стаи» - не про них. Мама - ни в коем случае не вожак стаи, а духовный старший друг. Мета-потребности для шизоида - «наше все» (Ксюшины туманные, но очень добрые планы переустройства мира, мечта открыть причину шизофрении - живой пример). Не стоит «заземлять» шизоидного подростка бытовыми, повседневными интересами, лучше постарайтесь стать ему интересным собеседником.

Ну, а что же делать с уборкой комнаты? Мы с Ксюшей заключаем тут договоры: я помогаю ей в наведении порядка, и, разумеется, мне достается бОльший объем работы (при этом не ворчу, не осуждаю, не упрекаю за лень и за разбросанные вещи), а она, например, читает мои статьи и высказывает критические замечания или помогает мне в обдумывании сложных случаев психотерапии (разумеется, личную информацию клиентов я не сообщаю - это неэтично).

Скажете: а как же приучение к порядку? почему всё должна делать мама? где же тут воспитание? Дело в том, что шизоиды вовсе не ленивы - они бездеятельны. Даже взрослый шизоид, заятеявший уборку в доме - плачевное зрелище: он постоянно отвлекается - то залезет в компьютер, то попьет кофе, то послушает музыку; в результате уборка затягивается на целый день и часто остается незаконченной. Я знаю несколько супружеских пар «шизоид - эпилептоид» и «шизоид - паранойял». Независимо от того, шизоид - муж или жена, уборкой занимается не он. Зато он или она пишет (или читает стихи) для любимого (любимой), придумывает креативные идеи. Скажете, несправедливо: у одного уборка и бытовые заботы, у другого - стихи и креатив! Отвечу в шутку: радуйтесь, что рядом с Вами не эпилептоид , который заставит Вас криком и кулаками навести идеальный порядок и устроит скандал из-за любой не положенной Вами на место вещицы. И не истероид, который будет лежать на двиане среди точно такого же бардака, как у шизоида, и при этом капризно указывать Вам, как именно Вы должны обставить комнату «его царского величества» и что именно должны ему подать немедленно на блюдечке с каемочкой.

Шизоид - это всегда хаос, полное отсутствие структуры. Зато его ассоциации, его невероятно оригинальное творческое мышление обеспечены… тем же хаотическим, нет, скорее, причудливым ходом ассоциаций: его нейронные связи устремляются, в отличие от того же паранойла и эпилептоида, не по прямой, а, так сказать, во все стороны - и эти богатейшие, нестандартные ассоциации и образуют творческое мышление, порождают гениев.

Уже предвижу критику: ну, вот, опять нейронные связи, возбуждение и торможение! Да, опять. В нервной системе вообще всего два процесса - возбуждение и торможение, и вся психическая деятельность обеспечивается именно нейронными связями.

Когда я чувствую, что во мне закипает негодование при виде Ксюшиного беспорядка, я отдаю себе отчет, что это мои «паранойяльные тараканы» разгулялись у меня в голове, что это лично мне нравится упорядоченность и структура. Я так и объясняю ей, своей будущей коллеге: я паранойял, мне очень нужен порядок, поэтому мне его и наводить, а ты, если можешь и хочешь, помоги. И она помогает, причем безо всяких скандалов и понукания с моей стороны.

Каждый может дать только то, на что он способен. Шизоид хрупок и раним, как мимоза. Хотите понукать и дергать его: мол, взбодрись, займись спортом, шевелись, действуй - получите невротика, тревожного и неуверенного в себе. Подростки-шизоиды и так не уверены в себе, поскольку не могут свободно держаться со сверстниками, легко общаться, они болезненно чувствуют себя «не такими, как все».

Лично я бросила все силы на развитие даже не интеллекта Ксюши, а скорее, ее культуры и духовности (в нерелигиозном смысле). И получила к ее нынешним 16 годам очень близкого и интересного мне собеседника, человека, наделенного истинным благородством. Она легко «выныривает» из своего внутреннего мира, чтобы приехать к маме в больницу, отправиться в волонтерскую поездку или твердо сказать моим мальчишкам: «В первую очередь мама купит то, что ей нужно для восстановления после операции, а потом уже то, что просите вы». И они, причем не только младшие, но и 20-летний Костя, воспринимают эту тихую девочку «не от мира сего» как более сильную и более авторитетную. Я полагаю, так происходит потому, что я дала ей возможность развивать ее сильную сторону, ее основной ресурс - внутренний мир.

Такое впечатление, что этот ребенок, рожденный опустившейся матерью-алкоголичкой где-то в затерянном среди тундры поселении, только и ждал, чтобы попасть в образованную среду и напитаться ею (этого жаждал тот самый внутренний мир шизоида).

Иногда мальчики спрашивают: «Мама, почему ты так подолгу беседуешь с Ксюшей?» Отвечаю прямо: она очень много дает мне в этих беседах. Действительно, от общения с ней я получаю истинное удовольствие, отдыхаю душой от всех бытовых проблем. Мальчики тянутся к ней, очень ждут ее приезда на выходные из колледжа, по приезде - часами кучкуются вокруг сестры: ее внутренний свет озаряет их умы и души. А теперь представьте, что я на каждом шагу попрекала бы Ксюшу: мол, мальчики лучше делают уборку, мальчики активны и подвижны, а вот ты…

Ну, и наконец, еще одно, очень важное. Я понимала, что именно моя активность усугубляет бездеятельность Ксюши. И не в том плане, что я упрекаю ее или подавляю, нет. Просто, с одной стороны, она видит, что у мамы все получается, она всегда добивается своих целей и за день успевает сделать множество дел (поневоле шизоид чувствует контраст - и не в свою пользу). С другой стороны - все, что нужно ребенку, мгновенно организует любящая мама. Недавно Ксюша писала своим друзьям в чатах, что ночью она сообщила о конфликте в общежитии (к сожалению, на национальной почве: Ксюшу попытались травить за то, что она азиатка), наутро она проснулась, а мама уже сняла ей комнату рядом с колледжем)))

И что из этого? А то, что рядом с деятельной мамой шизоид только глубже уходит в себя, его вечная тревога и неуверенность при этом воспринимаются той же мамой как лень, а социальная адаптация подростка-шизоида затрудняется.

И я «отпустила» Ксюшу: отправила ее в 16 лет учиться на профессию своей мечты и жить вдалеке от нашего дома, от активной мамы. Справляется! Ездит самостоятельно по всей Москве, организует свой быт, завела новых друзей. (Разумеется, в трудной ситуации я готова прийти ей на помощь, как это было с конфликтом в общежитии. Но это крайний случай). «Отцепившись от маминой юбки», мой птенец расправил крылышки и начал летать. И - что совсем уж удивительно - в съемной комнате у нее относительный порядок («неловко перед соседями»).

Отпускать детей - тоже важный этап в воспитании. Конечно, не всегда требуется отправить юношу или девушку в другой город. Но частая ошибка любящих мам - сетовать на то, что сын или дочь ничего не умеют и не хотят делать сами, и при этом держать под своим крылом, «стелить соломку» на каждом шагу взрослеющего чада, да еще и удивляться, почему у него не развивается самостоятельность?

Итак, с одной стороны - беречь хрупкого шизоида, принимать его своеобразие. А с другой - вовремя отпустить в «свободное плавание», перестать опекать. И как это увязать? В этом и заключается родительский «высший пилотаж». Своевременная эмансипация, сепарация ребенка от мамы вовсе не означает потерю душевной связи. Я знаю от дочери массу ее новостей, наши отношения - ничуть не менее близкие, чем прежде. Иногда удивляюсь, какие важные и глубоко личные вещи она рассказывает мне совершенно сама, на доверии.

Один из текстов в Сети о шизоидах называется «О шизоидах - с любовью». С огромной любовью к самым дорогим и близким мне людям-шизоидам я пишу эту статью. Личности этого типа - удивительные, тонкие, необычные и богатые внутренне.

В заключение добавлю, что шизоидный тип в жизни часто сочетается с тревожным и эмотивным типом. В принципе, он может сочетаться и с любым другим, что дает очень интересные, своеобразные характеры. Все описанные типы характера в чистом виде вообще встречаются редко, чаще они смешаны в различных пропорциях в одном и том же человеке.

Елена Бекетова, школьный психолог, канд.психол.наук



Из Сети

детская психология, психология, советы_родителям, психология подростков, добрая_психология, воспитание

Previous post Next post
Up