Интереснейший тип! Само название «гипертим» означает «повышенное настроение. Повышенное всегда, что бы ни случилось. Вы легко узнаете его по таком портрету: шалун, озорник, весельчак, непоседа и неутомимый заводила всех проказ, его ругаешь - а он улыбается… улыбается!!!
Действительно, гипертим улыбается всегда, даже когда его ругают. И не потому, что он над вами издевается, дорогие родители и учителя, нет: просто ему все время очень хорошо.
Уважаемые взрослые, вообразите себе, что Вы в хорошей компании в прекрасном настроении - и совсем чуть-чуть выпили (именно чуть-чуть). Вы в легкой эйфории, на душе - великолепно. Так вот, гипертимный тип пребывает в таком настроении всегда, что бы ни случилось. Любые события, даже самые, казалось бы, неприятные и тревожные его психика способна обращать в «плюс». Они неисправимые оптимисты и жизнелюбы. У этих людей постоянно возбуждены те структуры мозга, которые отвечают за удовольствие.
Именно с их легкой руки, по-видимому, рождаются жизнерадостные теории, что надо уметь во всем находить положительные моменты, радоваться жизни и «просто быть счастливым». А люди с тревожным, шизоидным и другими не столь разудалыми типами характера, начитавшись таких советов в популярной психологии, упорно, но тщетно пытаются воплотить их в жизнь. Увы, сколько ни «визуализируй» радостные картины, сколько ни внушай себе, что все у тебя здорово, просто невозможно получить желаемый результат, если Вы не гипертим и Ваш «центр удовольствия» не активирован постоянно, просто от рождения. (Вовсе не хочу обескуражить людей с другими типами характера, просто у каждого состояние счастья свое, и вовсе не обязательно, чтобы улыбка пожизненно не сходила с Вашего лица).
На ребенка-гипертима трудно долго сердиться, настолько он преисполнен жизнерадостного счастья, это буквально маленькое солнце, лучащееся радостью и обаянием. Шалости и проказы, как правило, легко сходят таким детям с рук - их просто невозможно как следует отругать. Да они особо и не расстраиваются: мама и папа кричат, что-то доказывают и объясняют, а ребенок… улыбается.
Гипертим - душа компании, он общителен сверх всякой меры, искренне доброжелателен и дружелюбен ко всем и вся. С ним легко и весело.
Казалось бы, просто подарок судьбы! Но не будем спешить с выводами: как и у любого другого типа, у гипертима есть свои слабые места. Прежде всего - недостаток целеустремленности. Такие дети хватаются за самые разные дела и увлечения, но ничего не доводят до конца, легко все бросают. Даже будучи наделены прекрасными способностями, они могут неровно учиться именно из-за недостатка целеустремленной воли (о которой шла речь в разделе, посвященном паранойялам).
Их активность практически целиком уходит в слова, а не в дела, они легко разбрасываются обещаниями, но не выполняют их, причем не из непорядочности, а просто в силу слишком легкой переключаемости нервных процессов (обещали - и забыли).
Они легко находят, но так же легко могут и потерять друзей, их дружба легкомысленна и не склонна вникать в проблемы и огорчения друга. Друг расстроен - «пустяки», друг обиделся - «ерунда»: ведь гипертимы, как и все люди, склонны судить по себе, а они с легкостью забывают неприятности и обиды, тягостные переживания им просто неведомы.
Приведу пример. Ко мне в кабинет школьного психолога заходит старшеклассник, лицо его просто светится счастьем. Он одаривает меня жизнерадостно-эйфоричной улыбкой и объявляет: «Здравствуйте! А говорят, у Вас хорошо». Вижу, что передо мной чистейший гипертим, и в тон ему отвечаю: «А тебе везде хорошо». Искреннее удивление: «Да! А как Вы догадались?» С чем же пришел этот юноша к психологу? Вот его запрос: «Объясните мне, как это людям бывает плохо?!» И далее с недоумением и даже некоторым раздражением он описывает, что «все вокруг стоят хмурые, озабоченные чем-то, о чем-то размышляют». Он искренне не понимает, как это можно грустить, быть озабоченным проблемами и сосредоточенно размышлять!!! Пришлось сказать: «А ты не раздражайся, что другим плохо, ты сделай, чтобы им было хорошо!» Дальше наш разговор пошел на вполне серьезные темы сострадания, добра, эмпатии и возможности помочь тому, кому плохо.
Становясь подростками, гипертимы легко могут попасть в асоциальные компании, пойти на рискованные приключения, легко пробуют алкоголь и привыкают к нему («мне хорошо, сейчас выпью с друзьями - и станет еще лучше»).
Реальные проблемы воспринимаются ими как легко преодолимые, неприятности их мало чему учат: «Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!»
Как же воспитывать юных гипертимов?
У них есть один важный «козырь»: они, как правило, добры, альтруистичны, у них неплохие задатки к эмпатии. Именно эти качества и стоят развивать, обращая их внимание на человеческие беды, проблемы и огорчения - и приглашая помочь на деле (чем именно помочь - тут нужен совет взрослого).
Очень важная задача - развить навыки усидчивости, сосредоточения, доведения начатого дела до конца. Здесь приготовьтесь к долгому и кропотливому труду: с раннего детства - и до 18 лет. Деятельную доброту и сочувствие развить у детей такого типа значительно легче, а вот учить терпению, усидчивости, добросовестности в работе, умению ставить разумные цели и добиваться их достижения Вам придется на протяжении долгих лет.
Очень нужен тактичный, но постоянный контроль со стороны родителей за кругом друзей юного гипертима. Желательно знать компанию, в которой он проводит время (возможно, это будут несколько различных компаний, ведь гипертим очень общителен, везде он «свой в доску»). Если речь идет об одноклассниках и соседях, то неплохо бы маме и папе быть знакомыми с их родителями.
Вам придется в своей семье вести заранее профилактическую антиалкогольную работу и строго пресекать первые же выпивки подростка: гипертимы особенно легко идут по этому пути. Очень важен здесь родительский авторитет: легкомысленный гипертим вообще не склонен всерьез принимать никакие авторитеты, поэтому уважение к родителям желательно строить на искренней взаимной любви и доверии.
И еще - нужны рамки, правила границы. Создать и поддерживать их у подростка Вам поможет вовсе не жесткость и властность, а просто последовательность Ваших требований.
Очень полезны хобби, дающие простор для общения, для командной работы: командные виды спорта, хор, музыкальная группа, танцевальный коллектив, туризм. Гипертим не склонен уединенно корпеть в тиши кабинета, ему нужны люди, люди и еще раз люди. И новизна впечатлений: походы, путешествия, соревнования. Помните, как в детском стихотворении А.Барто: «Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали». И пусть кружков будет даже несколько, но постарайтесь помочь ему не бросать начатое, не «прыгать» от одного хобби к другому, а выбрать - и идти по избранному пути.
Живые примеры.
Итак, подросток-гипертим: солнечный фейерверк, весельчак, болтун, общительный без меры. В моей семье целых трое таких: Денис - чистый гипертим, Антон и Костя - гипертимные эмотивы. Однако не подумайте, что у нас царит разудалый дурдом! Ведь эта статья- о воспитании гипертимов, а не о том, как распустить их безудержность и бесшабашность.
Денис - в прошлом беспризорник. Мы забрали его почти сразу после того, как он был помещен в детский дом, соответственно - никаких дисциплинарных воздействий он на себе испытать не успел. Он вставал рано утром и отправлялся даже не гулять, а прямо-таки жить не улицу, где была масса впечатлений и главное - люди, много людей, с которыми можно общаться, а общался он со всеми подряд - легко вступал в контакт со взрослыми, был вхож в любую компанию мальчишек. Его развеселую активность следовало направить в более конструктивное русло. Куда? Конечно же, на помощь маме! За любую помощь - сходить со мной в магазин, донести сумки, почистить картошку, сбегать куда-то по поручениям - я хвалила его, причем не односложно-сухо, а ярко и жизнерадостно («герой», «большой молодец», «что бы я без тебя делала?», «ты мой замечательный помощник» и так далее). Я не скупилась на бурные похвалы - гипертим принимает это с радостной благодарностью.
Отдала в секцию футбола (таким детям и подросткам хорошо подходят командные виды спорта с большим количеством движения), подарила велосипед - и он колесил на нем часами по микрорайону, радостно общаясь на ходу с массой друзей-приятелей.
Гипертимы по натуре не только жизнерадостны, но и добры. Поэтому бытовую помощь оказывают с радостью, а труд (который, как известно, создал человека) очень организует и дисциплинирует от природы неорганизованного и разбрасывающегося гипертима.
Тут - внимание! Дать гипертимному подростку «долгосрочные» поручения (да еще неприятного свойства), например «ежедневно выносить мусор» или убирать за кошкой - это наверняка проигрышный вариант: забудет. Даже такое «обобщенное» поручение, как «убери комнату» или «накрой на стол» не работает, поскольку гипертим просто разбрасывается, кое-как делает лишь начало - и переключается на свои развлечения (болтовню, телефон или просто веселье), ведь жизнь гипертима - сплошной праздник
Накрывали на стол мы так: достань тарелки (достал), теперь ложки и вилка, теперь хлеб - и так далее. В конце - искренняя похвала. Точно так же мы готовили уроки: мама ничего не делает за ребенка, но командует по этапам: сделай математику, теперь сделай русский язык, а теперь чтение. И чем раньше Вы начнете такое ежедневное приучение к последовательным, пошаговым действиям, тем меньше получите проблем в подростковом возрасте, потому что гипертим, как любой человек, обучаем - и, в конце концов, не просто усваивает порядок действий, но и начинает делать так самостоятельно.
Наш старший, Костя, эмотивный гипертим, попал к нам довольно поздно, в 17 лет. До смерти родителей (а я работала в той школе, где он учился) я видела его на каждой перемене исключительно общающимся то с одной девчонкой, то с другой (жизнерадостный весельчак, он очень нравился девочкам). Когда он стал моим сыном, я поняла, что для него вообще существует лишь один вид деятельности - общение: либо прогулки с приятелями, либо «треп» долгими часами до глубокой ночи по телефону. Никаких трудностей и проблем для него не существовало вообще (например, той проблемы, что он нигде не учится и не работает). Его кулинарные «пробы пера» (он говорил, что хотел бы учиться на повара) - это был какой-то кухонный кошмар: разбросанные грязные кастрюли, вечно подгоревшая пища, груды испорченных продуктов: хотел сделать блины, на ходу передумал - переключился на пирог, потом на пудинг. В результате, его стряпня регулярно оказывалась в помойном ведре, потому что он сам не знал, что именно готовит. Хвастливо пообещал сделать ремонт - небрежно заляпал краской стену и бросил на середине. И, разумеется, безудержное хвастовство каждый день на каждом шагу (ничего общего не имеющее с реальностью). В итоге - пустое времяпрепроводжение с нулевым результатом. У нас с другими детьми даже была семейная шутка: «Если Костик сделает то, что обещал, то Ксюша (темноволосая северянка) - блондинка, я - африканка, а наша немецкая овчарка - чи-хуа-хуа».
Что делать с такой фонтанирующей непродуктивной активностью, да еще у 17-летнего юноши?! Начали простого: повар убирает за собой свое рабочее место, пока не убрал, мы не прием на кухню и не заценим его стряпню. Дальше - больше: составили список обязанностей каждого и повесили на стену: Косте досталась обязанность закупать продукты (повод похвастаться, как он здорово это умеет!), следить за времяпрепровождением Дениса (находка, однако: старший гипертим следит за младшим), кстати, последнее быстро развило у него взрослую ответственность. Ну, и как старший мужчина в доме, он взял на себя ремонт техники и прочую традиционно мужскую работу. (Разумеется, я не уставала хвалить его за каждое успешное дело). Очень быстро он стал классическим старшим братом в большой семье без отца, то есть почти отцом. Он учил Дениса плавать и чинить велосипед, не позволял ему болтаться по улицам допоздна, установил родительский контроль на его телефон и вообще - так много сделал для его воспитания, что Денис за полгода из отпетого беспризорника превратился в чудесного домашнего ребенка.
Учиться на повара он все-таки пошел. Ну, и с учетом его возраста, я сделала все возможное, чтобы найти ему к 18 года работу, соответствующую его характеру. Это оказался зоомагазин, полный зверушек. О, это было поистине его дело - и делал он его с жизнерадостным азартом. Причем преуспел так, что в 20 лет стал уже управляющим!
Теперь он радует нас настоящими кулинарными изысками и одновременно дает массу дельных советов по содержанию животных. Ну, а уж старший брат он просто великолепный. Разумеется, общительность, друзья, болтовня по телефону и даже хвастовство никуда не делись, это его характер. Но я и не собиралась изменить его природу. Моя задача была «собрать» юношу, сформировать в нем ответственность и умение добросовестно трудиться
Наш эмотивный гипертим Антон - это воплощенная любовь к животным и постоянная солнечная улыбка на губах. Ему все время хорошо и весело, и это прекрасно. Оставалось лишь направить его энергию в продуктивное русло. Его эмотивный радикал и буквально переполняющая любовь к обретенной маме сами подталкивали его к помощи мне на каждом шагу. Ну, я и назначила его моим «главным помощником» (тактично, чтобы не обидеть Дениса) во всех обиходных делах и хвалила-хвалила-хвалила за каждое полезное дело. А еще «подкинула» ему мечту стать кинологом и ветеринаром, в связи с чем сделала ответственным за всех наших животных.
В детдоме он считался хулиганом: он просто не знал, куда девать свою энергию и озорничал. Его ругают - а он улыбается, что весьма «бесило» педагогов. А вот когда подросток занят на каждом шагу помощью маме и ощущает при этом свою особую значимость в доме - уж какое тут озорство и хулиганство?! Улыбается - отлично: «жизнь прекрасна и удивительна». Наши зверята живут в холе и неге, а Антон - признанный герой.
И, разумеется, мое любимое волонтерство. Вы знаете, сколько подросток-гипертим может дать тепла и света в доме престарелых или в интернате для детей-инвалидов?! Да он просто приносит жизнь в такие места, там он - истинный солнечный лучик. А уж в приюте для животных он обнимет и погладит чуть не каждую кошку и собаку. Дениса и Антона не раз в качестве премии катали там на лошади! Я всячески поддерживала любое их волонтерство. Кормить на улице бездомных животных? Вперед! Принести домой и потом раздать выброшенных на улицу котят? Мама всегда поможет. Солнечная энергия моих гипертимов превращается на каждом шагу в добрые дела, одобряемые как лично мной, так и социумом. И гипертиму радость, и воспитание идет полным ходом.
Я не пишу здесь подробно о своих школьниках - таких же жизнерадостных гипертимах, которые в силу своей доброты и неуемной энергии становились активистами моих школьных волонтерских отрядов. Среди них тоже были «трудные» подростки, записные озорники и хулиганы. В результате переориентации на добрые дела, их удавалось снимать с учета в полиции и наставлять на путь истинный. До сих пор, встречая меня на улице, они, уже взрослые мужчины и женщины, радостно устремляются ко мне с «докладом», что ведут нормальную жизнь, работают, не пьют. Что ж, если хотя бы часть из этого правда - значит, не зря живу на свете!
Елена Бекетова, школьный психолог, канд.психол.наук
Из Сети