Пока жила без компьютера, неплохо продвинулась в испанском. Прослушала несколько аудиокниг, одновременно читая их, на испанском.
Так познакомилась с книгами аргентинского писателя Хорхе Букая (род. 1949). Он проработал более 30 лет психотерапевтом и психоаналитиком, а сейчас лечебной деятельностью не занимается, только писательской.
[Spoiler (click to open)]Сам Хорхе Букай называет себя профессиональным утешителем, а свои книги медицинскими инструментами.
Я читаю его "Истории для размышлений" и прочитала несколько историй из книги "Давай я расскажу тебе..." В этой книге фигурирует психотерапевт по имени Хорхе и по прозвищу Толстяк. Похоже, что Букай изобразил самого себя.
Я бы описала метод психотерапии этого Хорхе так, что он, вместо того чтобы заняться конкретным пациентом и его конкретными проблемами, рассказывает ему притчи, которые якобы приведут пациента к пониманию и решению его проблем, если пациент поразмыслит над притчей и правильно поймет ее смысл.
Про Хорхе-Толстяка Букай пишет так:
"Место, где Хорхе принимал своих пациентов и которое я не осмелился бы назвать кабинетом, было похоже на него: неформальное, неприбранное, теплое, колоритное, удивительное и - к чему скрывать - немного грязное. Мы сели каждый в свое кресло, друг напротив друга, и пока я рассказывал, Хорхе пил мате. Да, да, он пил мате во время сеанса!"
Мате - это напиток с высоким содержанием кофеина, неотъемлемая часть культуры Аргентины.
А дальше копирую из интернета перевод одной из историй из этой книги.
Истинная стоимость кольца
Мы говорили о том, что люди нуждаются в признании и высокой оценке окружающих. Хорхе объяснил мне теорию растущих потребностей Маслоу. Нам нужны уважение и высокая оценка других людей, чтобы выработать соответствующую самооценку. В тот период я жаловался на отсутствие искреннего одобрения моих поступков со стороны родителей, на недостаток внимания со стороны друзей и невозможность добиться признания в профессиональной сфере.
- Есть одна старинная история, - сказал Толстяк, передавая мне мате, чтобы я его приготовил, - об одном юноше, обратившемся за помощью к мудрецу. Ваши проблемы очень схожи.
- Я пришел, учитель, потому что чувствую себя таким никчемным, что у меня просто руки опускаются. Мне говорят, что я ни на что не гожусь, все делаю плохо, что я неуклюжий и недалекий. Как мне стать лучше? Что мне сделать, чтобы меня больше ценили?
Учитель, не глядя на него, сказал:
- Как жаль, что я не смогу помочь тебе. Сначала мне нужно решить свою собственную проблему. Возможно, потом… - И, сделав паузу, добавил: - Если бы ты захотел помочь мне, я бы закрыл эту тему быстрее, а затем, может быть, смог бы оказать помощь тебе.
- С-с удовольствием, учитель, - пробормотал, запинаясь, юноша, снова убедившись, что им пренебрегают, а его просьбы откладывают на потом.
- Хорошо, - сказал учитель. Он снял кольцо с мизинца левой руки и, протянув его юноше, добавил: - Возьми коня, который стоит за дверью, и скачи на рынок. Мне нужно продать это кольцо, чтобы заплатить долг. За него нужно выручить как можно больше, но минимальная цена - одна золотая монета. Поезжай и возвращайся с деньгами как можно скорее.
Юноша взял кольцо и уехал. Как только он попал на рынок, он начал предлагать кольцо торговцам, которые разглядывали его с интересом, пока юноша не говорил, сколько он просит за него.
Услышав о цене в одну золотую монету, одни смеялись, другие поворачивались к нему спиной, и только один старик был настолько любезен, что взял на себя труд объяснить ему, что золотая монета - это слишком ценная вещь, чтобы отдать ее за какое-то кольцо. Желая помочь юноше, кто-то предложил ему серебряную монету и медную посудину, но он строго следовал инструкции не продавать меньше чем за одну золотую монету и не согласился.
После того как юноша предложил купить это кольцо всем, кто встретился ему на рынке, а их было больше сотни, огорченный своей неудачей, он сел на коня и вернулся обратно.
Как бы ему хотелось иметь золотую монету, чтобы отдать ее учителю, освободить его от хлопот и получить наконец его совет и помощь.
Юноша вошел в комнату.
- Учитель, - сказал он, - мне жаль, но невозможно выполнить твою просьбу. Может быть, я бы получил за кольцо две или три серебряные монеты, но не думаю, что мне бы удалось обмануть кого-либо по поводу истинной стоимости этого кольца.
- То, что ты сказал, очень важно, мой юный друг, - ответил учитель, улыбаясь. - Сначала мы должны узнать истинную стоимость кольца. Садись снова на коня и скачи к ювелиру. Кто, как не он, может знать это? Скажи ему, что ты хотел бы продать кольцо, и спроси, сколько он даст за него. Но независимо от названной им цены не продавай его. Привези кольцо обратно.
Юноша снова отправился в путь.
Ювелир рассмотрел кольцо при свете свечи, под лупой, взвесил его и сказал юноше:
- Скажи учителю, что, если он хочет продать его прямо сейчас, я не смогу дать ему за кольцо больше пятидесяти восьми золотых монет.
- Пятьдесят восемь монет? - воскликнул удивленный юноша.
- Да, - ответил ювелир. - Я знаю, что со временем он мог бы получить за него около семидесяти монет, но если продать нужно срочно…
Юноша в сильном волнении полетел к учителю, чтобы рассказать о случившемся.
- Сядь! - сказал учитель, выслушав его. - Ты, как это кольцо, - драгоценность, единственная и неповторимая. И оценить тебя может только настоящий специалист. Почему тебе все время хочется, чтобы любой невежда сразу определил твою истинную ценность?
И после этих слов он снова надел кольцо на мизинец левой руки.
Мой комментарий к переводу
Перевод искажает смысл этой притчи. В оригинале вопрос учителя звучит так:
¿Por qué vas por la vida pretendiendo que cualquiera descubra tu verdadero valor?
И я бы перевела его так:
Почему ты идешь по жизни, претендуя на то, чтобы любой и каждый распознавал твою истинную ценность?
В переводе, который я скопировала выше, вопрос звучит так:
Почему тебе все время хочется, чтобы любой невежда сразу определил твою истинную ценность?
И здесь сразу обесцениваются другие. Если не видит его "истинную ценность", то, значит, это невежда.
А обесценивание других - это очень неприятная защитная реакция, неприятная и для других, и для самого себя.