Агалакова Елена, 4 МЖ (СО) Эссе

Dec 30, 2009 21:09

Деньги - в кассы, культуру - в массы или Для кого творил Моцарт

Как известно, культуру, в зависимости от ее уровня и происхождения, можно разделить на массовую, элитарную и народную. Ценность последней для развития цивилизации не вызывает сомнений, на протяжении всей истории человечества она оказывала значительное влияние на формирование различных форм и видов искусства.

Гораздо больший интерес представляет собой феномен массовой культуры; ее развитие и взаимодействие с другими видами культуры вызывают ожесточенные споры в различных общественных кругах. В своем эссе я коснусь проблемы “мирного сосуществования” и постепенного взаимопроникновения элитарной и массовой культур, что, на мой взгляд, является характерной чертой современного искусства в целом.

Проблема массовой культуры приобрела особую актуальность в XX веке. По мнению испанского социолога Х.Ортега-и-Гассета, искусство модернизма выступило в качестве социальной силы, разделившей публику на две неравные группы - класс людей, принимающих и понимающих это искусство (элита), и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно (масса). Подобных взглядов придерживался и русский мыслитель Н.А. Бердяев, полагавший, что культура “иерархична": "высшая культура нужна лишь немногим. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура".

История XX века выявила несколько иную тенденцию: по мере развития средств массовой информации, по мере исчезновения жестких социальных рамок, грань между элитарной и массовой культурой начала постепенно размываться. Наиболее показательным примером этого процесса может послужить развитие музыкальной культуры и появление такого явления как поп-классика (или семиклассика).

Достаточно назвать имена Ванессы Мэй, Андреа Бочелли, Анны Нетребко, Эндрю Ллойда Уэббера и Сары Брайтман, Ричарда Кляйдермана и Андре Рье. Кто они - выдающиеся представители современной элитарной культуры? Или всего лишь поп-исполнители, а в ряде случаев и удачливые бизнесмены, работающие в определенном жанре, который пришелся по нраву массовому зрителю?

Да, их деятельность во многом обусловлена коммерческой успешностью их выступлений. Блестящим примером может выступить концертная деятельность Андре Рьё (André Rieu), нидерландского дирижера и скрипача, называемого в прессе “Королем вальсов”. Сам музыкант и созданный им Оркестр Иоганна Штрауса исполняют классическую музыку в собственных современных аранжировках и пользуются в Европе огромной популярностью.

Успех пришел к Рьё в 1994 году. После записи Второго вальса из Сюиты для джазового оркестра Дмитрия Шостаковича Андре Рьё и его коллектив стали знаменитыми по всей Голландии. А второй альбом музыкантов «Штраус и компания» (Strauß & Co.) около года не покидал национальный Top 100.




В дальнейшем последовали гастроли по всему миру, выпуск до 7 альбомов (концертных и студийных) в год. Оркестр Иоганна Штрауса, состоявший первоначально из 12 исполнителей, насчитывает сейчас около 55 музыкантов. К 2008 г. альбомы Рьё были проданы в количестве 27 миллионов экземпляров. Более того, в том же 2008 году гастрольный тур Короля вальсов вошел в десятку самых коммерчески успешных шоу наряду с мировое турне Мадонны Sticky and Sweet (по данным агентства музыкальной информации Pollstar).

Концерты Рьё представляют собой в первую очередь красочное представление. Во время своего турне 2008 года музыкант выступал на крупнейших мировых стадионах, где каждый раз возводилась копия дворца Шёнбрунн - венской резиденции австрийских императоров.

Вместе с Андре Рьё и его оркестром гастролировали также артисты Венского государственного балета (Vienna State Ballet). Но и это не явилось пределом фантазии музыканта (шоумена?): перед копией дворца заливались два катка, на которых выступали 60 профессиональных фигуристов. Картину дополняли несколько действующих фонтанов и 36 лошадей, то и дело вывозивших на сцену роскошные экипажи.

http://www.youtube.com/user/andrerieutv?blend=1&ob=4#p/u/5/ZKEOR_xWuwg

“Андре Рьё - великолепный бизнесмен, - говорит бывший юридический консультант музыканта, Геральд Йонген (Herald Jongen - international law firm “Allen & Overy”), - он понимает, что классической музыкой может наслаждаться лишь ограниченный круг людей. Он же хочет вернуть эту радость широкой публике. И создает совершенно необыкновенные шоу со сказочными декорациями и костюмами”.

Здесь следует отметить, что Рьё талантлив не только в ведении бизнеса. В первую очередь он является профессиональным музыкантом. Он происходит из музыкальной семьи (его отец также был дирижером) и имеет блестящее музыкальной образование (Рьё окончил Брюссельскую консерваторию, где брал уроки у известных педагогов).

Что касается оценки его артистического таланта, то достаточно посмотреть любую запись его концерта, где публика следит за каждым его движением и при малейшей возможности начинает танцевать в проходах под звуки искрящегося венского вальса.




Эстрадная манера исполнения классических произведений, включающая в себя различные элементы шоу, принесла Андре Рьё огромную популярность и гонорары. Но вместе с любовью рядовой публики на музыканта сразу же обрушился шквал критики, не прекращающийся и по сей день.

Известный немецкий оперный певец Томас Квастхоф (Thomas Quasthoff) как-то заметил, что от игры Рьё “Страдивари переворачивается в гробу” (Рьё играет на скрипке Страдивари стоимостью около 7 млн евро). А одна из нидерландских радиостанций классической музыки (Dutch Concert Radio) использовала слоган “Никаких Рьё - гарантия 100%” (Guaranteed 100% Rieu-free!).

Сложившуюся ситуацию замечательно прокомментировал венгерский тенор Бела Маврак (Béla Mavrák), уже несколько лет работающий с Рьё: “Нам очень не хватает понимания! Я всегда был успешен в своей области, выиграл ряд престижных оперных наград, но когда стал работать с Рьё, мои коллеги перестали меня серьезно воспринимать. И лишь потому, что я вынужден использовать микрофон, выступая в огромных залах. Конечно, это очень неприятно”.

“С другой стороны, я на собственном опыте знаю, насколько чопорной и снобистски настроенной может быть публика, относящая себя к культурной элите. Они приходят в оперу лишь для того, чтобы отыскать в твоем выступлении ряд недостатков. В то время как публика на концертах Рьё просто получает удовольствие от прекрасной музыки”.

Можно сколько угодно обвинять Рьё и подобных ему исполнителей в том, что они превращают исполнение классической музыки в успешный бизнес-проект. И апеллируют тем самым к широким массам, которые ничего не смыслят в высоком искусстве.

Но, отстаивая эту точку зрения, можно легко предъявить подобное обвинение даже самому Моцарту. Ведь он же был придворным композитором и капельмейстером императора Иосифа II. Писал музыку на заказ, зарабатывая этим на жизнь. Более того, в зингшпиле (нем. Singspiel, буквально - игра с пением. Разновидность комической оперы XVIII в. с разговорными диалогами между музыкальными номерами, содержащая ряд простых песен, близких к народным) "Похищение из сераля" (“Die Entführung aus dem Serail”), Моцарт выступает родоначальником немецкой национальной оперы.




"У каждого народа есть своя опера. Почему же нам, немцам, не иметь ее? - писал он отцу.- Разве немецкий язык менее пригоден для пения, чем итальянский, французский, английский и даже русский?”. Моцарт, не гнушаясь жанром зингшпиля и выступая за внедрение на оперную сцену немецкого языка, сделал оперное искусство более доступным и понятным для публики. И никому сейчас не приходит в голову вменять ему это в вину. А опера-зингшпиль “Волшебная флейта” (“Die Zauberflöte“) единогласно признана критиками одним из самых утонченных произведений музыкального искусства.

Возвращаясь к современной ситуации в целом и к Андре Рьё в частности, хочется еще раз отметить, что та музыка, которую он талантливо и вдохновенно исполняет для широкой публики, не становится от этого хуже. Джазовая сюита Шостаковича остается Джазовой сюитой Шостаковича. “Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет” - вспоминаются слова Шекспира.

Великие художники творили свои произведения не для того, чтобы их критически оценивал узкий круг лиц. Искусство оживает в восприятии людей, в их сознании, и если публика на концертах Рьё смеется или рыдает от переполняющих душу эмоций - это не повод обвинять музыканта в популизме и отступничестве от канонов классической музыки.

http://www.youtube.com/user/andrerieutv?blend=1&ob=4#p/u/4/0k_lZB70XSU

Наоборот, Рьё и подобные ему исполнители учат публику воспринимать, понимать и ценить прекрасное. Достаточно вспомнить социальный эксперимент со скрипачом в вашингтонском метро - сколько человек из тысячи проходивших мимо остановились, чтобы послушать, как один из лучших скрипачей планеты Джошуа Белл исполняет сложнейшие произведения на скрипке Страдивари? Результат печально известен - 6 человек ненадолго остановились, еще 20, проходя мимо, бросили музыканту деньги.

Да, публика в массе своей не готова воспринимать классические произведения в чистом виде. Но если они подаются в форме красивого, дорогого, качественного шоу - публика с благодарностью это принимает. И я не вижу оснований подвергать это явление резкой критике. В конце концов, скрипка Страдивари, на которой играет Рьё, приносит людям гораздо больше радости, чем та же скрипка Страдивари, на которой играл Белл в переходе метро.

В заключение я бы хотела вспомнить один случай из моего личного опыта, который, как мне кажется, имеет прямое отношение к теме. Мне нужно было найти в Интернете “Марш Монтекки и Капулетти” из балета С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Я отыскала нужный мне mp3 файл довольно быстро, правда назывался он “Музыка из рекламы Bon Aqua”. И где-то внизу, в скобках, мелким шрифтом было приписано, что это Прокофьев.

Уж пусть лучше Андре Рьё исполняет классическую музыку в формате яркого и живого шоу. По крайней мере, перед тем, как что-либо сыграть, он всегда в доступной форме рассказывает публике о композиторе и истории создания произведения. И публика, услышав на его концертах бессмертные мелодии, уже вряд ли их забудет.

…Или пусть лучше музыка Прокофьева превращается в музыку из рекламы Bon Aqua?

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5_%D0%A0%D1%8C%D1%91
http://www.andrerieu.com/site/
http://www.youtube.com/andrerieuTV
http://www.readersdigest.co.nz/content/andre-rieu-the-king/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D0%93%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82
Previous post Next post
Up