"Как я провёл лето день рождения")))))
Эммм... День рождения, пришедшийся ровнёхонько на субботу, я провела с кайфом и пользой))) Недели за две до здамедательного дня зашла я на любимый сайт МКН (Москва-которой-нет) и увидела потрясающую, редкую возможность - пойти в особняк купца Носова не в будни днём (когда я работаю), а в кои-то веки в выходной!!! И... решила подарить себе и маме (это ведь и её день тоже?!) этот самый поход. Тем более, гидом был любимый Николай Васильев. Есть у меня на МКН ряд товарисчей, с которыми я готова куда и когда угодно. И он из таких. А в особняк этот на Электрозаводской, построенный гением модерна Львом Кекушевым, я собиралась уж года два как. И всё не складывалось. Ну, не получается у меня с работы в середине дня слинять. Ну никак. Как пел Булат Шалвович, "Работа есть работа, работа есть всегда. Хватило б только пота на все мои года.."))) А тут... В общем, с трепетом в сердце записалась, оплатила, попали, слава богу, не в резерв... Всё отлично. Но... Чего-то не хватало. День рождения всё-таки! И тут... Пошли мы с мамой и подругой на очередную прогулку. С не менее любимым Алексеем Дедушкиным. И в числе прочих замечательных архитектурных объектов заглянули во двор одной усадьбы XVIII века возле станции метро Третьяковская. Мало того, что я там когда-то уже прогуливалась, сама-сама, так ещё и... В общем, в цокольном этаже увидели мы изумительно уютное кафе в стиле лофт, как ни странно. А в общем-то не странно. Подвалы с кирпичными сводами просто просились...))) Когда я была там лет несколько тому, никакого кафе ещё не было и вот такого дивного зрелища тоже, и усадьба была подзаброшена.
Прошу простить мне мою мыльницу))) Она прекрасна, неубиваема, но... ближе к сумеркам крайне хреново берёт, тем более с насильно выключенной вспышкой))
Вот такое уютное (особенно с промозглой и продуваемой улицы) пространство нам открылось. И решили мы втроём, что ровно 11 ноября, в субботу, после особняка Носова (мы с маменькой) и из дому (подруга) соберёмся в этом кафе и-таки отметим! И, забегая вперёд, у нас получилось!)
А теперь прогулка в особняк Носова 11 ноября. Ну и конечно же, по дороге от метро Электрозаводская, множество вкусностей. Хапиловка... она такая. Итак. Изначально Хапиловка - речка, приток Яузы на востоке Москвы. По площади бассейна, говорят, самая крупная из притоков Яузы. В 18 веке была запружена, в результате чего возникли Большой и малый ("прачечный") Хапиловские пруды. На месте малого сегодня расположена площадь Журавлёва (а во времена Павла I, когда пруд, по его приказу, осушили, образовавшаяся площадь назвалась Введенской, по имени Введенского храма, находившегося выше, на холме). А Большой существовал ещё в 1942 году, говорят, он есть на немецкой аэрофотосъёмке. Речка была убрана в коллектор. Хапиловкой также назывался район, расположенный между речкой и Ткацкой улицей. Очень стрёмный был район, норовивший переплюнуть славу знаменитой Хитровки. Ну, и промзона, начало возникновению которой положили многочисленные мелкие и покрупнее фабрики, расположившиеся близ Яузы и её притоков. Вода, необходимая для производства, ж/д ветка (это уже век XIX-й) - всё, что нужно, чтобы производства работали. Хозяева фабрик, купцы, селились, как правило, тут же, недалеко от производств. Тут же строили жильё для рабочих. В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Спускаясь от Электрозаводской (получившей своё имя от Электрозавода, который мы обязательно увидим) в низину, к бывшим Хапиловским прудам, то есть к площади Журавлёва, глазеем по сторонам и видим...
Дивный особняк начала XIX века, с Покровской полицейской частью, переделанный в 1870-ых гг. для купцов братьев Степана и Тихона Шелаевых. Симпатичный такой особняк с отделкой (внутренней и внешней) в духе неоренессанса. И кто бы подумал, что он скрывает историю гораздо более древнюю. Вот тут - бонус для любознательных))
https://um.mos.ru/houses/dom_kuptsov_shelaevykh/Почти сразу за ним - такой вот странный на первый взгляд дом, вроде бы сталинианс, но... некоторые детали убедительно говорят о его более ранней постройке. Возможно, перестроенный в духе раннего сталинианса конструктивизм.
Доминантой площади был и сейчас является Дворец на Яузе, бывший ДК МЭЛЗ, а ещё ранее...
Нет, вот вроде бы куда уж ранее-то. Пышный портик в духе сталинианса с мощными колоннами с молоткасто-серпастым гербом в капителях... А между тем, за этой декорацией скрывается старинное здание Введенского народного дома, построенное тут в 1904 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица. Введенский народный дом задумывался как культурный центр большого промышленного района, его строительство было частью программы, принятой в 1901 году городской Думой, постановившей построить 10 "народных театров" на рабочих окраинах Москвы. Его патроном и директором был известный меценат, коллекционер и основатель театрального музея Алексей Александрович Бахрушин. Вот как выглядел Введенский народный дом после освящения его в 1904 году и до перестройки 1947 года.
Подробнее его историю можно прочитать тут
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0 и тут
http://www.allo495.ru/pages-view-263.htmlЕсли стоять лицом к Введенскому народному дому в сквере на площади Журавлёва, слева на холме увидим двухэтажное здание - это перестроенный бывший дом купца Носова (Василия Дмитриевича, сына одного из трёх братьев), который он построил на купленном участке по соседству с фабрикой.
Ткацкая фабрика Носовых родилась из маленького семейного дела трёх братьев: Василия, Дмитрия и Ивана,- и начиналась с производства ...платков из лёгкого дешевого сукна драдедама. Позднее братья разбогатели и составили капитал, поставляя сукно для армии. Кстати, знаменитые кавказские черкески шились именно из сукна братьев Носовых, поставлявших его и на Кавказ. Василий Дмитриевич Носов рано остался вдовцом и сам растил нескольких дочерей и сына. После женитьбы сына Василия он передал дом на Малой Семёновской молодым, а сам заказал известному архитектору Льву Николаевичу Кекушеву новый дом для себя. Вот в этот-то особняк мы так стремились)). Лев Николаевич Кекушев, отец московского модерна, построил для Василия Дмитриевича Носова нечто невероятное. И внешний вид, и интерьеры, и инженерные решения представляют собой образец высокого искусства. Это уникальный для Москвы образец раннего модерна в деревянной постройке. Двухэтажный особняк поражает своим "нездешним" видом. Дом включал все последние достижения того времени: был снабжен водяным отоплением, горячей и холодной водой из кранов и т.п. Не было разве что лифта (по причине малоэтажности) и интернета)))) Василий Дмитриевич был страстным поклонником технических новинок, многие из них выписывал из-за границы и собирал в своём доме))) Так что если бы в начале века двадцатого интернет уже был изобретён, он бы обязательно установил дома роутер)))
А сейчас давайте полюбуемся самим домом. Он открывается после поворота с площади на нынешнюю Электрозаводскую (когда-то Лаврентьевскую) улицу.
Подходим к узнаваемой кекушевской ограде в стиле модерн. Она сохранилась (как и многое здесь)
...И за ней видим сказку!
И сразу хочется - туда, ближе, обойти вокруг, потрогать деревянные, тёплые под рукой, перила террасы...
За домом - конюшни красного кирпича. Эммм... Да. Сейчас они несколько...приукра... нет, ПЕРЕукрашены.
Подпорная стена того холма, на котором (и за которой)) стоит первый двухэтажный дом В.Д. Носова
Внутри особняка, как ни странно, многое сохранилось. Учитывая, что в советские годы там что только не располагалось, включая общежитие. Пойдёмте, полюбуемся деревянными интерьерными деталями модерна) Входили мы через заднее крыльцо))) Ну, вот такой уж вход в располагающийся тут сейчас культурный центр. Посему попадаем не в прихожую носовского дома, а к лестнице для слуг. И начинаем наш обход первого этажа. Его занимал сам Василий Дмитриевич, на втором же была, так сказать, женская половина дома. Семья старообрядческая, нравы, несмотря на европейское образование, довольно строгие. Посетители Василия Дмитриевича не должны были пересекаться с девицами Носовыми. Кое-что из обстановки и вещей сохранил внук Василия Дмитриевича, но большинство предметов мебели просто представляют эпоху и стиль. А вот на первом фото - один из великолепных сохранившихся в доме (боже, каким образом? - сложно представить) каминов. И два буфета с фурнитурой модерн:
Светильники (не знаю, родные или..., но вполне в стилистике дома)
Идём далее. Вид на веранду из окна одной изх комнат, стена которой выдаётся полукругом. Легко представить, как уютно тут было когда-то. Эта мебель точно не из особняка. Просто "того времени"
Вот, наконец, и прихожая))) если бы мы вошли через главный вход рядом с верандой, попали бы прямо сюда.
Не кидайте в меня тапками, я уже два раза сменила батарейки к моменту интерьерных съёмок, но...))) Света, света категорически не хватает и не хватает силушки моему бессменному Кенону.
Ещё один прекрасный камин. Сейчас комната обставлена частично как кабинет, в другой части стоят витрины со всяческой приятной глазу и сердцу мелочёвкой начала XX века (их я не стала снимать, стекло бликует).
Вот туточки проф. деформация не позволила пройти мимо и не сунуть нос. Обратите внимание на номера рассчётных книжек работниц-ткачих... далеко за 1000, и это середина книги:
Василий Дмитриевич был купцом первой гильдии. Образованным, богатым человеком, делал много для города. И тем не менее... в купцы был записан в городе Ельце. Как и Рябушинские, между прочим. И не только они. Странно? Со времени Николая I старообрядцы, к которым принадлежали очень многие богатые семьи купцов и промышленников, испытывали гонения властей. В частности, старообрядцам нельзя было записываться в купцы в Москве и Санкт-Петербурге. Вот потому и Елец. И кстати, церкви строить и освящать тоже запрещено было старообрядцам. Посему во всех богатых домах были тайные домовые молельни. Вплоть до царского манифеста 1905 года, когда старообрядцам разрешили ставить церкви и отправлять службы. Но это отдельная история. А я вот думаю, что в построенном в 1903 году особняке Носова тоже должна была быть такая молельня. Увы, о ней ничего не известно (в отличие от сохранившейся в доме Рябушинских).
Но осматриваемся далее. По прекрасной деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж На площадке между этажами такая вот скамья для "посиделок", очень уютно:
Комнаты второго этажа, по воспоминаниям внука Василия Дмитриевича, занимала "тётка-барышня" и женская прислуга. Помним, что интерьеры весьма условны)) Зато стоят вот такие манекены в умопомрачительных нарядах начала прошлого века. И сохранились великолепные деревянные наборные паркеты (разного рисунка в каждой комнате) и такие детали как порталы дверей и витражные стёкла.
Телефон в доме был)) Вид из окна на веранду второго этажа:
И снова изумительный камин
Ааааа!!!! Вышивка, кружево, тесьма...))))) Отлепите меня от этого деффачкового великолепия!
Если бы не боялась прослыть городской сумасшедшей, я бы вот прямо сейчас надела и пошла...
Порталы дверей, родные. Этот ведёт на ту самую лестницу для прислуги, к которой мы вошли на первом этаже.
Но прежде чем по ней спуститься и покинуть гостиприимный дом, мы расположились в миниатюрном кинозале, занимающем одну из комнат, и посмотрели очень интересный фильм о жизни и творчестве Льва Николаевича Кекушева, чьими трудами Москва обогатилась великолепными архитектурными шедеврами в стиле модерн.
А на улице... на улице уже стемнело. Но я же хитрая, я приберегла напоследок несколько кадров, отснятых ещё до того, как мы вошли в особняк. Поэтому прекрасный образец промышленной архитектуры в готическом стиле - здание электрозавода - вы тоже увидите (того самого МЭЛЗ, ДК которого скрывает в себе здание бывшего Введенского народного дома). Здание завода было спроектировано Г. П. Евлановым в 1914-1917 для рижского Товарищества русско-французских заводов, эвакуировавшего предприятие из Риги под угрозой немецкой оккупации. Изначально завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш. Гражданская война не позволила завершить этот проект, он был достроен лишь в 1927 году и сохранил готические детали - в урезанном виде - только у главного входа со стороны Введенской площади. Бывшая река Хапиловка протекает в трубе между старым и новыми корпусами МЭЛЗ, рядом с железнодорожными путями, что пересекают Электрозаводскую улицу. Вид на главный фасад открывается и из окон особняка Носова, часть фото снята из сада Носовых, а из окна вы уже видели завод выше))).
Вот и закончилась наша прогулка. Но наш день на этом не закончился))) ДР, конечно, мой, но... папарацци у нас тоже я. Потому моих фоток тут нету ни единой, зато есть фотки того самого кафе в цоколе усадьбы на Третьяковке и наших посиделок там.
Был очень вкусный жульен, люля-кебаб, шашлык из телятины и ... селёдочка на картошечке))) И чай с мятой. А мне, как любителю и имениннице, пиво Шпатен))) Вот как-то так.
С чувством выполненного долга потопала спаааать)))) Всем ночи!
Источники же! Вот, источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%92._%D0%94._%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0http://www.allo495.ru/pages-view-263.htmlhttps://um.mos.ru/houses/dom_kuptsov_shelaevykh/И, конечно же, рассказ, интересный и, как всегда, насыщенный и эмоциональный, Николая Васильева:
Вот теперь всё)))