Джони мнемоник

Dec 21, 2024 22:24

image You can watch this video on www.livejournal.com


Факты
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Страны: Канада, США
Режиссёр: Роберт Лонго
Музыка: Брэд Фидель, Майкл Данна
Длительность: 98 мин.
Из Вики.
2021 год. Самый ценный товар - информация, доставляемая курьерами в их собственном мозгу. Чтобы преуспеть в этом бизнесе, Джонни стёр воспоминания детства и расширил память, но этого всё равно оказалось мало для того объёма информации, который он взялся доставить. Если её вовремя не выгрузить, то Джонни погибнет. Ставки велики, и информацию желают получить вездесущие якудза, подключающие к делу убийцу по кличке Проповедник.
Из ВК.
https://m.vk.com/wall-52526415_12899
"... Запись на стене
Art Traffic. Культура. Искусство
25 авг 2016
Роберт Лонго. «Джонни Мнемоник»

Исследование представляет собой анализ фильма «Джонни Мнемоник», единственной полнометражной ленты, снятой художником Робертом Лонго. Александр Урсул

При знакомстве с картиной возникает ряд вопросов. Как человека, прославившегося рисунками углем, в частности, серией «Люди в городах» (Men in the Cities), могло занести в режиссуру? Да и еще режиссуру такого блокбастера с звездным актерским составом? Роберт Лонго, конечно, коммерческий художник. Его графика - модная, она показывает, как стиль властвует сегодня над всем, а главное - над жизнью и смертью. Роберт Лонго - постмодернист. И поэтому может работать со всем, абсолютно всем. Но почему он выбрал научную фантастику для самовыражения? А для экранизации - произведение в жанре киберпанк? Что из этого вышло? Этот кинофильм - заметное явление или проходное?

Для начала обратимся к тому, какой опыт работы с видео Лонго имел до «Мнемоника». В 1980-е он выступил режиссером нескольких музыкальных клипов: клипа на песню Bizarre Love Triangle британской рок-группы New Order, клипа Peace Sells американской трэш-метал-группы Megadeth , клипа на хит американской рок-группы R.E.M. - The One I Love и др. Лонго-клипмейкер активно использует средства монтажа - двойную экспозицию, быструю смену кадров, которые могут длиться меньше секунды и т. д. В содержании клипов угадываются нотки сюрреализма - например, человек в костюме, который летит вниз в свободном падении, но не может упасть и т. д.

Следующей ступенью в карьере Лонго как режиссера стала работа над второй серией четвертого сезона проекта «Байки из склепа» (Tales from the Crypt, серия This’ll Kill Ya) американского канала HBO. «Байки из склепа» - это культовый в определенных кругах сериал, снятый по комиксам. Каждая 30-минутная серия - отличная от других история, в которой люди совершают плохие поступки и платятся за них. За несколько лет сняли 93 серии ужастика, одну из которых доверили Роберту Лонго. Ассистентом режиссера выступил племянник художника - Кристофер Лонго (в будущем, звукорежиссер в Голливуде).

Обращаясь к визуальности, можно отметить, что Лонго часто заваливает камеру набок, чтобы получить необычные ракурсы. Эта же манера будет присутствовать в «Джонни Мнемонике». Также активно задействуется двойная экспозиция. Некоторые планы выдержаны с доминированием одного цвета, например, синего (сравните с использованием угля в рисунках художника).

Пара клипов, короткометражка и одна серия - это весь опыт Лонго по созданию видео (до «Мнемоника»). Довольно небольшой. Но по нему уже можно делать выводы. Группы, для которых художник сделал клипы, хоть и работают в «молодежных» жанрах и поначалу являются андеграундными, становятся коммерчески успешными. Эта серия «Баек из склепа», как и музыкальные клипы Лонго, как нам кажется, явно принадлежит массовой культуре. Однако, остается вопросом, играл ли Лонго в этих работах со стилем, апроприировал ли он его, или же он просто работал в свое удовольствие в новой специальности, зарабатывая деньги.

Теперь мы наконец-то приступим к анализу фильма «Джонни Мнемоник».

Что на поверхности? Блокбастер 1995 года. Жанр - киберпанк. Бюджет - 26 млн. долларов. Звездный актерский состав - Киану Ривз (прославившийся на тот момент фильмом «Скорость»), Дольф Лундгрен (актер боевиков), Такеши Китано (тот самый японский актер и режиссер), Айс-Ти (актер и рэпер), Барбара Зукова (жена Роберта Лонго, снималась в «Берлин, Александерплац» Фассбиндера), Удо Кир (сыграл в голливудском кино множество харизматичных антигероев) и другие. Музыкальное сопровождение от создателя саундтрека к «Терминатору» - Брэда Фиделя. Сценаристом выступил один из основателей жанра киберпанк в литературе - Уильям Гибсон, автор рассказа-первоисточника «Джонни Мнемоник» и хороший друг Лонго.

О чем эта «сказка информационной эпохи», как ее называет писатель-фантаст Гибсон?

В начале фильма нас вводят в курс дела посредством бегущего снизу вверх текста. В недалеком будущем - в 2021 году - власть в мире принадлежит могущественным транснациональным корпорациям. В полностью зависимом от электронных технологий мире человечество страдает от новой чумы - синдрома нервных истощений, или черной лихорадки. Болезнь смертельна. Противостоят диктатуре корпораций оппозиционеры, называющие себя «Лотекс» - хакеры, пираты и т. п. Корпорации, в свою очередь, нанимают якудза (японскую мафию) для борьбы с повстанцами. Идет информационная война.

В насквозь кибернетизированном мире информация - главный товар. Самые ценные данные доверяют курьерам - мнемоникам. Мнемоник - это человек с имплантатом в мозгу, который способен переносить в своей голове гигабайты информации. Главный герой - мнемоник Джон Смит - не знает, где его дом. Когда-то он удалил свои воспоминания, чтобы освободить место в своем кибернетическом мозгу. Теперь его голова служит жестким диском или даже флешкой для других. Джон, конечно же, хочет вернуть свою память. Его босс предлагает последний раз поработать курьером, чтобы получить достаточную сумму для возвращения памяти. Конечно же, герой попадает в неприятности - объем информации, которую он взял на себя, превышен в два раза. Если не избавиться от этих данных в течение 24 часов, он погибнет. А по пятам за героем следуют профессиональные убийцы - якудза.

Герой без прошлого. В черном костюме и белой рубашке с галстуком. В голове есть сокет - разъем для проводов. Стандартизация плюс эстетика.

За его головой охотятся - в прямом смысле: голову хотят отрезать, чтобы добраться до информации. Герой должен бежать к цели - должен доставить информацию, украденную в корпорации Фармаком.

С помощью специальных перчаток и шлема Джонни становится единым целым с техникой, проникает в киберсеть, в интернет будущего.

Кажется, Лонго играет с жанром. Тут есть множество клише: герой просыпается в постели с очередной случайной женщиной, Мнемоник избивает врагов ручкой для полотенца, адски смеющиеся злодеи в ковбойских шляпах, исчезновение случайного спасителя в момент, когда герой отвернулся на пару секунд, два охранника-балбеса, не замечающие врагов, а также предательства, любовная история и хеппи-энд с поцелуем на фоне горящего здания.

Поэтому лучше, когда смотришь, не относиться к этому серьезно, а просто наслаждаться действом.

С одной стороны, выглядит фильм как полный трэш. Тут тебе и якудза с лазером из пальца, и сумасшедший проповедник - киборг, с огромным ножом в виде креста (тут вспоминается серия Лонго «Кресты» - Crosses, 1992). Но с другой стороны, идет тонкая работа со стилем. Лонго знает свое дело. Не все так просто - тут есть что оценить.

Якудза с лазером по имени Шинжи - почему он оказался без пальца? У японской мафии есть правило - если провинился перед боссом, должен сам себе отрезать палец. Так вот, свой недостаток этот убийца, преследующий Джонни, превратил в достоинство. Фалангу пальца заменили искусственным наконечником, из которого злодей достает молекулярную нить, способную мгновенно расчленить человеческое тело (что, кстати, время от времени в кадре и происходит).

Показано в фильме и противостояние нового и старого. Босс якудза, сыгранный Такеши Китано, чтит традиции, знает японский в совершенстве, в его офисе стоят доспехи самурая, у него даже проскальзывают человеческие качества - сострадание и совесть. А его преемник, убийца Шинжи - аморален, бесчестен, не знает японского языка, да и предает своего босса ради власти.

Проповедник, убивающий ради денег на новые имплантаты, блестяще воплощенный Дольфом Лундгреном, - это апроприация характерного образа злодея-фанатика из японской анимации - аниме (см. приложение). Не даром в одной из начальных сцен - сцене перекачки информации в голову Джонни и перестрелки - по телевизору идет аниме «Синдзюку - город-ад» (Demon City Shinjuku). Вообще в фильме тут и там смотрят мультики, фильмы жанра нуар и т.д. Лонго признавался как-то, что любит смотреть мультфильмы - это подтверждается и его серией о супергероях (Superheroes, 1998).

Тема доработанной жизни, тема киборгов затрагивались художником позже в проекте Yingxiong (Heroes), 2009 года. Кстати, заметьте, что серия названа китайским словом, переводящемся как «герой». Азиатское влияние на технический прогресс признано художником.

Лонго создает безумный мир будущего, в котором никогда не светит солнце (с экологией плохо - над городом специальный купол), общество разделено на успешных клерков из корпораций и умирающих от болезней нищих из трущоб.

Персонажи используют самое различное оружие - от огромных футуристических пистолетов, ножей и арбалетов до гранатометов. Оружие - важная тема для Роберта Лонго (вспомните его проект Bodyhammers and Death Star, 1993).

Визуально фильм радует глаз. Тут есть стильные заваленные планы дымящихся туннелей и улиц городов будущего. Можно увидеть жуткий и интересный кадр с отрубленными пальцами и овощами на разделочной доске. Или гору включенных телевизоров-экранов, олицетворяющих безумие информационного общества.

Кадр с рядом телевизоров с помехами, перед которыми стоят пустые рамы, наводит на мысли - телевизор теперь в рамке искусства. Художник Лонго мастерит что-то из частей массовой культуры. В интервью он говорит, что в конце 70-х, начале 80-х художественные галереи были мертвым пространством, местом же, где он получал вдохновение, были рок-клубы и старые кинотеатры. Эта культура была дня художника источником питания.

В одной из сцен показан ночной клуб будущего - китчевые прически, безумный макияж, странные люди, танцующие под рок-арию, андрогинные телохранители, бармен с железной механической рукой и т. д. Повстанцы из «Лотекса» выглядят также нелепо - носят дреды, на лице татуировки, сами они - грязные и нелюдимые. А на своей базе хранят разумного дельфина по имени Джонс (кстати, этот разумный дельфин изначально был наркозависимым, но позже сцену с принимающим наркотики дельфином вырезали). Да, местами это безудержный трэш, но он вписывается в атмосферу фильма, в атмосферу киберпанка.

Фильм даже можно попытаться анализировать, применив психоаналитические теории. Джонни Мнемоник хочет разобраться, кто он такой. Вспомнить. Проснуться. В конечном счете, перед Джонни встает выбор - он узнает, что в его голове находится формула лекарства от черной лихорадки, он может спасти миллионы жизней.

Проблематика белых воротничков - людей из офисов - уже была затронута Лонго в его самом известном проекте - «Люди в городах». Джонни можно рассматривать как одного из этих «городских».

Фильм «Джонни Мнемоник» позже будут цитировать братья Вачовски, создавая свою трилогию «Матрица» (фамилия «Смит», черные костюмы, киберпространство, Киану Ривз в главной роли - дерущийся, убегающий, использующий медитацию, практики дзен и т. д.)... "

Фильм фантастика 1995

Previous post Next post
Up