Приятельница поделилась идеей рассказа. А тут пасхальный номер газеты поджимает. Вот - села и написала.
Искусственная радость
Ольга вздохнула. Потом еще раз. С каждым днем модное слово «депрессия» переставало казаться ей надуманным. Причин для тягостного настроения не было. Конечно, белый БМВ пока не стоял у нее под окном. Зато это самое окно собственной квартиры - было. И муж у нее был чудесный, и первенца она родила - сына, и сама была здорова и хороша собой. Не было еще чего-то. Чего-то очень важного…
Пришел с бассейна Сережа-младший. Традиционно разговорились о школе.
- А классный час сегодня студентка вела, они практикуются на нас, - деловито заявил мальчик.
- И какая же была тема? - уточнила Ольга.
- «Пасхальная радость». Все рассказывали о том, что приносит им радость на Пасху.
При упоминании слова «радость» тревожно кольнуло в области груди, и Ольга поморщилась. Загадочное слово... А что это, собственно, такое - радость? Эмоциональный всплеск? Позитив и удовлетворение? Одни вопросы, а самый главный из них - откуда эта таинственная радость приходит и как ее удержать?
- И что же отвечали дети? - Ольга вернулась к разговору.
- Разное. Кулаков ответил, что ждет Пасхи, чтоб поехать с родителями в деревню к родственникам. Такой странный! Ну что тут радостного? Ну приехали, ну поели. Так вкуснятину и дома можно приготовить.
- А ты что сказал? - поинтересовалась Ольга.
- Ну, у меня с пасхальной радостью проблем не будет! Я телефон хочу купить. Крутейший! Собирал на него еще с Рождества, - мальчик расплылся в улыбке и даже закрыл глаза от удовольствия, представляя, как весь класс ахнет, увидев его обновку.
- Какой деловой у меня сын, молодец! - похвалила Ольга
Предпринимательские замашки сына успокаивали ее - мол, не пропадет Сережа-младший в жизни.
Сережа-старший тоже не бедствовал, но Ольгу всегда огорчало отсутствие у ее избранника деловой хватки и желания заработать еще. А больше всего молодую жену огорчала одна из любимых цитат мужа: «Счастлив не тот, у кого все есть, а кому всего хватает». Хороший у нее муж, очень хороший. Только вот это его - «хватает».
«Зато он у меня ходячий сборник афоризмов», - улыбнулась про себя Ольга, а вслух сказала сыну:
- Сергей Сергеевич, ну что, давай папе звонить?
***
Момент, когда Сережа-старший появлялся на пороге квартиры, с нетерпением ожидали все ее обитали, включая попугая. Войдет, глаза уставшие-уставшие, но на лице неизменная улыбка. Поцелует жену, закружит сына, подмигнет орущей от радости птице. Вечер. Он дома. Обычно, это время для отдыха, для себя. Только не в его случае. Жить для себя Сергей не умел.
Когда Ольга сообщила ему, что скоро их станет трое и «у нее уже нет сил оставаться в съемной квартире», Сергей бросил любимое дело и перешел на новую работу. Оформил ипотеку, купил квартиру. Тосковал, конечно, о своем фото-прошлом. Но в новой роли кризис-менеджера он зарабатывал ровно в 10 раз больше. Сергей думал, что ровно в 10 раз счастливее теперь станет Ольга, привыкшая не знать, сколько купюр у нее в кошельке.
Однако с Ольгиным счастьем что-то пошло не так…
Пока муж и сын «боролись», Ольга наблюдала за ними из кухни и не торопилась прерывать их веселое занятие. «Как у него это получается? - недоумевала она, думая о муже. - С чего так много … радости? Устает. Работу не любит. Развлекаться никуда не ходит. Фотоаппарат свой ненаглядный уже полгода не доставал. И все ему ни по чем. Улыбается! А мне хоть на стену лезь…»
Работать Ольга не хотела сама. Проблему самореализации решила просто - я мама и жена, этого более чем достаточно. Со своими ролями она справлялась без надрыва, у нее всегда было время для себя, подруг, любимых занятий. Не то, что у ее Сережи. Да уж - не то. Так задорно смеяться, как муж, она отчего-то, не умеет.
«Нужно чем-то себя порадовать к празднику, - озарило Ольгу, - и настроение непременно поднимется!» Ухватившись за эту мысль, как за спасительную соломинку, она отправилась на поиски подарка в интернет.
***
Утро пятницы началось для всех по-разному. Ольга уточняла по телефону способ оплаты посудомоечной машины с искусственным интеллектом. Сергей-старший сначала пошутил на тему интеллекта чудо-агрегата, мол, будет мыть посуду и сериалы смотреть, но тут же извинился перед женой и виновато посмотрел на икону, висевшую над обеденным столом. Он хорошо помнил наставление дедушки: «В Страстную пятницу зубы не скаль. Бог умирает! Это время слез…»
Младший Сережа перед школой не мог нарадоваться на свои сбережения. Нужная сумма для покупки нового мобильника - копейка в копейку - была собрана, сто раз пересчитана и любовно сложена в конверт. Осталось только уговорить папу, отчего-то слишком серьезного с самого утра, пойти за покупкой сегодня! Мальчик подпрыгивал на месте от нетерпения.
- Сынок, может после праздника сходим за телефоном? - попробовал отговорить младшего Сергей-старший, - сегодня день особенный, когда распяли Христа, скорбный день.
- Папа, ты не понимаешь! - мальчик не собирался сдаваться без боя - мы же потом уедем. И не успеем до окончания каникул купить. А я так хотел прийти в школу уже с новым мобильным. Что же получается - скорбь сегодня будет, а пасхальной радости у меня - нет?
К сыну присоединилась Ольга. Она предложила сходить в магазин вместе - «мы так давно никуда не ходили семьей!» Против такого аргумента Сергей устоять не мог.
Витрина салона зазывала мальчика внутрь, но как назло папа встретил бывшего однокурсника, и пришлось остановиться.
- Петрович! Какими судьбами у нас?
- Не очень веселыми, - вздохнул собеседник и кивнул в сторону серого здания больницы.
Брови Сергея-старшего вопросительно поползли вверх.
- У дочки ДЦП, - опустил глаза мужчина, но тут же добавил, стараясь придать голосу бодрости, - но прогнозы положительные! Нас прооперировали. Сейчас надо реабилитацию оплатить. Почти все собрали, еще немного осталось найти.
И назвал сумму, которая заставила Сережу-младшего отвлечься от разглядывания витрины и прислушаться к разговору взрослых. Детское ухо выцепило также недетский термин «ДЦП». Что это такое он хорошо знал - соседский мальчик Егор болел это страшной болезнью. Сережа зажмурился от огорчения, но ему так не хотелось омрачать предвкушение своей пасхальной радости, что он отложил сочувствие Егорке и неизвестной дочке Петровича на попозже.
- Телефонами давай обменяемся. Обязательно звони, если помощь будет нужна, ладно? - Сергей-старший прощался с приятелем.
- Позвоню, - кивнул тот, втянул голову в плечи и побежал в сторону больницы.
***
Как ни старался Сережа сконцентрироваться на покупке телефона, у него никак не получалось. Сергей-младший был добрым мальчиком. И когда он услышал, что для лечения больной дочери Петровича нужно найти точно такую сумму, как лежит у него в конверте, ему сразу захотелось отдать деньги. Эта мысль вспыхнула в детской голове очень ярко, но ее погасили мгновенно набежавшие сомнения. Мальчик вертел в руках телефон, который должен был вознести его на седьмое небо от радости, но абсолютно ничего не испытывал. Зато перед глазами стоял Егор, который сам не может удержать в руках ложку и мама кормит его, как маленького.
Ольга заметила смущение сына, перемену его настроения и тяжелую работу ума и сердца, которая совершалась в те минуты с ее ребенком. Но вмешиваться не стала. Она догадалась, о чем думает сейчас ее смышленый сыночек, но не понимала, что ему посоветовать. Ольга сама не знала, какой бы сделала выбор.
Зато Сергей-старший оживился, стал, по привычке, рассыпаться в цитатах и мудрых изречениях, и пока сын стоял в глубоких раздумьях, «невзначай» поделился с женой воспоминаниями из детства.
- Дедушка всегда говорил: «Праздник - это радость не для себя, а для других». Оленька, вот ведь парадокс, ага? Делаешь для других, а получаешь сам! Отдаешь тому, у кого нет, и минус на минус дают плюс! Математика жизни, понимаешь!
Этой маленькой капельки, заботливо положенной отцом на чашу весов трудного решения сына хватило, чтоб через несколько минут Сергей-младший уже звонил со своего очень хорошего «старого» мобильника приятелю отца и просил его о встрече у входа в больницу.
… Ольга смотрела на довольного Сергея-старшего. На сияющего Сергея-младшего, передающего конверт с деньгами растерянному Петровичу. И вдруг вспомнила о своей новой посудомоечной машине. «Искусственный интеллект, - горько усмехнулась она. - И радость тоже - искусственная? Как цветы, которые не вянут. Но и не пахнут!»
Весна уверенно вступала в свои права, и воздух вокруг изобиловал ароматами живой природы. На вопрос курьера, куда доставить покупку, Ольга назвала адрес соседей - маме Егорки «умная посудомойка» сэкономит много времени и сил. И, может быть, искусственный интеллект принесет в соседнюю квартиру повод для настоящей пасхальной радости.
По крайней мере, у самой Ольги он теперь точно есть!