Начало здесь :
http://elen-skaya.livejournal.com/19660.html А я продолжаю идти по газетной хронике..
http://starosti.ru/address_article.php?address=10uhod АСТАПОВО. В 5 часов утра наступило резкое ухудшение сердечной деятельности. Положение крайне опасно. Щуровский, Усов, Маковецкий, Беркенгейм, Семеновский, Никитин.
АСТАПОВО, 7 сентября, утро, 5 ч. 44 м. После второго припадка у постели собралась вся семья. Софьи Андреевны больной не узнал; стонал все время. Сейчас без сознания. Сердце замирает.
АСТАПОВО. В 6 часов 5 мин. утра сегодня Толстой скончался. Угасал все тише и тише, и тише. Умер не сказав ни слова.
Обратим внимание на план дома, где "умирает" Толстой
01.
Вход в его комнату только через комнату докторов, оттуда в комнату остальной родни, потом в кухню, переднюю и к выходу. То есть, чтобы добраться до него или от него, нужно , как минимум, выдержать двойную или тройную оборону "родных и близких".
Отголоски «ухода из мира» Л.Н.Толстого
(По телеграфу от наших корреспондентов).
Во Франции
ПАРИЖ, 13(16),ХI. Известный «Юниус» (псевдоним одного дипломата) выступил в «Echo de Paris» с желчным памфлетом против Л.Н.Толстого.
-Когда мы вместе с Мельхиором Вогюэ, были в Петербурге молодыми секретарями посольства, - пишет «Юниус», - мы горячо спорили о Толстом. Прав оказался я. Ошибочна философия человека, который до глубокой старости, среди семьи на родном клочке земли не может найти радости, а должен бежать, куда глаза глядят.
Мимо этого замечания просто не смогла пройти мимо. )) Только вот с "философией" не очень соглашусь. Философию эту придумали потом уже, чтоб хоть как-то объяснить происходившее. От "философских" поступков ( причем ожидаемых) в пруд не бросаются, и в отчаяние не впадают не только семейством, но с МВД и Синодом вкупе..
И вот здесь мимо тоже пройти не смогла. Пусть будет лирическим отступлением..)
Наши корреспонденты из Парижа. Лондона, Берлина, Вены, Рима, Брюсселя и Христиании сообщают, что повсюду поздно ночью на 4-е(17-е) ноября распространилось, оказавшееся к величайшему счастью ложным, известие, будто болезнь Л.Н.Толстого разрешилась роковой развязкой.
Повсюду это известие вызвало глубокую печаль; газеты появились со статьями, посвященными жизни и деятельности великого писателя. Французская палата единогласно приняла постановление выразить сочувствие русскому народу.
С тем большей радостью было принято всеми известие, опровергающее первоначальные сведения. Во многих немецких и французских газетах в этом опровержении говорится, что Л.Н.при жизни стяжал бессмертие.
Такой же ложный слух распространился и в некоторых русских городах: Киеве, Одессе и других. Газеты, убедившись в своей невольной ошибке, поспешили как можно скорее исправить ее, оповестив о ней население особыми выпусками.
Просто заинтересовалась, что за Христиания такая.. Пошла восполнить пробел в знаниях.. ух, как интересно оказалось!
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F Свободное государство Христиания
02.
Всего в двадцати минутах ходьбы от Датского парламента находится одно из самых эпатирующих мест Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. Обыватели этот район не любят и делают вид, что его попросту нет. Однако Христиания - сбывшаяся мечта хиппи - существует. Три десятилетия лет назад отцы - основатели Христиании, следуя, видимо, средневековой традиции, объявили ее "вольным городом"
Интересно даже не существование сего "острова свободы", а лажа с датировками и названием. Если заявленное место появилось во второй половине 20 века, то во времена описываемых событий о нем и речи быть не могло. Но ведь упоминается! Зато не звучит Копенгаген. Получается, что Христианией он и назывался? И судя по тому, за какого рода поселением название сохранилось по сей день, в Копенгагене тех времен я бы оказаться не хотела.. а судя по тому, в каком ряду этот город перечисляется, большой разницы между ними в плане жизнеустройства не было.. Вот вам и московская перепись по трущобам. А такие трущобы, на минуточку, по всей Европе, видимо, и были......
А впрочем, вернемся к почившему старцу..
Поклонение праху
АСТАПОВО, 7,ХI. Полтора часа промчалось с момента кончины. Уже почти восемь часов утра. Над «Астаповым» белый, хотя и пасмурный день. Родные и близкие один за другим выходят из домика. Некоторые опять возвращаются. Тело обмыли, одели в серую «толстовскую» блузу, которую знает весь мир, и серые панталоны.
Сейчас у тела осталась одна графиня.
АСТАПОВО, 7, ХI. В 9 час. утра София Андреевна согласилась допустить посторонних поклониться праху покойного.
Около дома толпится народ. Впускают по десять человек. За короткое время перебывало все «Астапово». Собирается народ из окрестных деревень. Молча входят, кладут земны е поклоны, целуют холодную мертвую руку, написавшую «Войну и мир», «Анну Каренину». Порой слышится сдавленное рыдание. Порядок образцовый.
Сердце, пронзенное скорбью
АСТАПОВО, 8 ноября. В продолжение всей ночи продолжалось паломничество к ложу почившего. Только поздно ночью все стихло Комната опустела. Тускло светит лампочка. Окруженный зеленью и цветами с сомкнутыми навеки очами лежит Л.Н.Толстой. У изголовья точно изваянная, с застывшей скорбью на лице, неподвижно сидит Софья Андреевна. Она припала к голове покойного. В стороне художник-любитель зарисовывает на стене силуэт тени лежащего писателя, набрасывает контуры его лица. Затем и он уходит. Она остается одна. Издалека доносится далекий паровозный свисток, напоминающий о жизни. Часто в углу слышатся беспомощные старческие рыданья, сменяющиеся молчаливой мукой одиночества осиротелого женского сердца. Она на людях не плачет, тая свое горе. Так проходит ночь; изредка забежит сюда кто-нибудь из сыновей или родных. И снова тишина. Наступает утро. Чуть брезжит заря. Осиротелая женщина, безмолвно склонившись, ласкает дряхлой рукой застывшее чело мужа, нежно заглядывает, точно спрашивая: проснулся ли он? Но он не проснулся.
Картина маслом, что называется.. Остается только сдерживать рыдания. Я бы, правда, еще приписала, как о почившем за окном рыдал осенний дождь, и неимоверно грустно пели птицы.. ну а чего? Почему бы в сем представлении и природе не поучавствовать..
Доставление гроба без креста
АСТАПОВО, 8 ноября, 9 час. 45 мин. утра. Великолепный солнечный день. В 5 час. утра прибыл на станцию со специальным поездом из Москвы дубовый гроб без креста и металлических украшений. Внешняя простота. Тело переложили до прихода московского поезда, с которым ждали москвичей. Но приезжих очень мало из Москвы. Зато очень много из соседних станций и провинциальных городков. Приезжие быстро направляются к домику, где почил великий писатель и здесь происходят картины, вызывающие волнение своей глубокой содержательностью и искренностью. Один старый, богато одетый господин, видимо помещик, полз от крыльца на коленях к кровати, на которой лежит великий старец. громкими рыданиями он жадно покрывал тело усопшего поцелуями. Затем быстро выбежал из комнаты и скрылся. Из округи привозят детей, заставляя их запечатлеть в памяти образ гениальнейшего из людей.
АСТАПОВО, 8 ноября. Прибыл художник Пастернак для зарисовки Толстого на смертном одре. (Соб. кор.).
Прибывшие в Астапово
АСТАПОВО, 8 ноября. Сейчас поездом прибыли: жена С.Л.Толстого, кн. Сумбатова, художник-академик Дзюбинский, формовщик медальер Меркулов, снявший маску с лица покойного. Прибывшие художники рисуют лицо, комнату, отдельные моменты. Траурный поезд отправится в 12 часов дня сегодня.
Конфискация траурных номеров
НИЖНИЙ, 8 ноября. Сегодняшний номер «Ниж. Л.», вышедший в траурной рамке, полицией конфискован
Все прибывают художники.. рисуют, зарисовывают.. формовщик-медальер с маской шаманит... ГДЕ ФОТОГРАФЫ? Можно нескромно поинтересоваться? Уж если детей за шкирку тащат поглазеть и запечатлеть "великий образ" в сознании, то фотографов там вообще должно быть через одного человека.. а фото Толстого в гробу я не нашла.. хотя есть ощущение, что раньше видела. Но, право слово, это странно.
И зачем было изымать траурные номера? Не успели к доходу от тиража приложиться?
В Москве
Известие о смерти Толстого как громом поразило Москву. Все были готовы к печальной развязке, - и все же пришла она, как нежданная беда.
Утром узнали об этом из «Русских Ведомостей», успевших поместить лаконическое известие, потом - из экстренных приложений к «Утру России» и к другим газетам.
Был праздник и не все откликнулись. Но все же много сделано и за прошлый день.
Чего сделано, интересно? Подобного?
03.
Что такого-то? Пока новость свежа и спрос получше будет. Не каждый же день "громом поражать Москву" случается..
В театрах
Не все московские театры одинаково отреагировали на смерть великого писателя земли русской. Только Незлобин и Художественный театр сразу отменили свои утренники, заявив, после долгих переговоров с полицией, препятствовавшие отмене спектаклей, что представления отменены по болезни артистов. Вечером к ним присоединился Корш, утром, по его словам, не успевший отменить спектакли. Остальные театры играли, и к стыду публики, в них царило обычное праздничное оживление, особенно в собрании «кружка любителей русской музыки» (керзинского) и в балете, где первый выход петербургской балерины Е.А.Смирновой собрал не только «всю Москву», но даже и артистов тех театров, кои в знак траура отменили спектакли.
Я не знаю, кто все это сочинял, но снимаю шляпу за чувство юмора и откровенную издевку. А потому что нечего людям втирать про всенародную скорбь на пустом месте!
Последние часы в «Астапове»
У смертного одра
АСТАПОВО, 8,ХI. 10 час. 55 мин. утра. Морозное солнечное утро. Платформа станции, дворик перед домом, где лежит прах Толстого, и вся прилегающая местность с утра запружена народом. С прибытием утренних поездов толпа еще возрастает. Масса приехавших из Москвы, много учащейся молодежи. Комната, где находится прах Льва Николаевича, переполнена постоянно сменяющимся народом вплоть почти до смертного одра. Прижавшись головой к железным прутьям кровати, у изголовья покойного, всю ночь просидела графиня Софья Андреевна. Снаружи у входа всю ночь, сменяясь, по двое дежурили железнодорожные служащие
04.
Вынос тела
АСТАПОВО, 8 ноября. Выносят гроб. Несут на плечах Сергей, Илья, Андрей и Михаил Львовичи. Крышку гроба и венки несут друзья покойного. Позади идет Софья Андреевна, поддерживаемая Философовым и начальником дороги инж. Матренинским. Когда гроб показался на крыльце, толпа, ожидавшая с обнаженными головами, колыхнулась, послышались рыданья, печальные звуки «вечной памяти». Гроб медленно пронесли через платформу к багажному вагону специального поезда. Вагон внутри убран колосьями. Устроено возвышение, куда и поставили гроб. Толпа подавленная, безмолвная. Группа молодежи пыталась запеть у вагона «вечную память», но немедленно вмешались жандармы и потребовали прекращения. Послышались пререкания, крики: «Тише, нельзя делать этого у гроба Толстого».
Заколотили вагон. Раздался свисток. Поезд двинулся. Толпа крестьян крестным знаменьем проводила последний вагон, увозивший тело Толстого.
Ну и про какую крышку гроба речь? Где? Гроб выносили ЗАКРЫТЫМ!!! Так что с лицезрением праха у всех и тут облом.
И в поезд его затолкали тоже закрытым!
05.
В пути
ГОРБАЧЕВО, 8 ноября. 10 ч. 30 м. вечера. Поезд быстро проносился, не останавливаясь на станциях. На многих станциях готовились к встрече. На станции Птани закрыли лавки, собрались крестьяне, ждали целый день с венком, но поезд и здесь не остановился, и мы только в окно видели крестившуюся толпу с обнаженными головами и огромным венком впереди. (Соб. кор.).
ГОРБАЧЕВО, 8 ноября. 10 ч. 30 м. веч. Стоим на запасном пути, ночуем в вагоне. На гроб возложен венок от служащих ст. «Горбачево». Семья не покидает траурного вагона
Оцените сами и спешку и действия семьи.
А следующая заметка просто шедевральна!
Театр и Толстой
Все русские театры, как казенные, так и частные могли бы оказать существенную поддержку постройке здания для толстовского музея, дав в пользу этого спектакли. Не надо забывать, что во всех театрах исполняли пьесы Льва Николаевича, не уплачивая ему ничего.
Может, скинемся, сограждане, и нынче на музей? А то ведь бессовестно читаем, а "УПЛАЧИВАТЬ" и не думаем..
Траурная процессия
ТУЛА, 9,ХI. Траурный поезд подводят к пакгаузу, где находятся депутации. Из вагона выходят близкие друзья Льва Николаевича, корреспонденты, бывшие в «Астапове». Софью Андреевну, согнувшуюся, с лицом воскового цвета, выводят под руки дети и родные.
Минутная заминка. Открывают вагон с телом. «Толстовцы», яснополянские крестьяне и родственники на поясах выносят качающийся закрытый гроб. Головы обнажаются. Тысячи голосов поют «вечную память».
ТУЛА, 9,ХI. С пением «вечной памяти» процессия покидает «Засеку», переходит мостик, вытягивается под гору по направлению к Ясной Поляне. Впереди, на четырех крестьянских телегах везут венки, За ними выступают яснополянские крестьяне, широко развернув свое полотнище: «Дорого Лев Николаевич! Память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны». За яснополянцами - студенческая депутация, депутации от газет, в том числе от «Русского Слова» - в лице Г.С.Петрова, И.Д.Сытина и С.И.Варшавского, депутации от ученых и просветительных обществ, театров. Перед самым гробом опять крестьянские полушубки; гроб несут уже не на почсахз, а прямо на плечах, благодаря чему он поднимается выше над толпой, кажется, плывет над ней. Гроб несут, сменяясь, представители интеллигенции, науки, литературы, студенты, толстовцы, крестьяне. Непосредственно за гробом - поддерживаемая сыном Ильей Львовичем и Философовым, Софья Андреевна. Ее окружают дети, близкие родственники. Позади них видные толстовцы - Горбунов, Дунаев, Раевский, Страхов, Бирюков. Буланже и другие. Тут же П.А.Сергеенко, врачи Маковицкий, Никитин, Беркенгейм, члены второй Думы Бакунин, кн. Сумбатов, Н.Д.Кашкин, начальник станции «Астапово» Озолин и другие. Дальше - толпы народа.
У меня ощущение, что писавший сие параллельно спортивным комментатором подрабатывает.. шикарно! ))
06.
В Ясной Поляне
ТУЛА, 9,ХI. Мерно колыхаясь над головами толпы, в 11 час. утра гроб достигает яснополянского графского дома. На площадке перед террасой поставлен стол - простой, садовый, на который, как говорят, гроб будет положен и открыт для последнего прощания. Однако, гроб минует площадку, огибает дом, поворачивает к крыльцу. Примостившиеся на всех вышках фотографы усиленно щелкают затворами, крутится, трещит синематограф. Едва гроб исчезает внутри дома и входят туда ближайшие родственники Льва Николаевича, - в дверях вырастает, заграждая вход, высокая фигура графа Ильи Львовича. Он объявляет, что на один час доступ в дом будет закрыт. Толпа гудит, как бы протестующе. Графа поддерживают, обращаясь к толпе с увещаниями, несколько друзей:
- Дайте родным и семье один час. Потом все проститесь.
Подчиняясь, толпа отхлынула. [...]
Однако, уже через полчаса устанавливается порядок прохода в дом: через одни двери вход, через другие - выход. Становятся в очередь. Впереди выстраиваются депутации. В очередь становятся по одному. Поэтому живая лента бесконечными зигзагами и петлями опутывает дом, растягивается по аллеям парка
Привезли закрытый гроб, занесли в дом. Испросили час времени. Да и то сказать, спектакли печальные в полумраке дома проводить сподручнее. Опять же, декорации, реквизит, грим, наконец. Все требует времени. Но ничего, управились даже раньше времени.
Шествие к могиле
07.
ТУЛА, 9,ХI. После двух часов дня толпа несколько редеет. Многие уезжают. Среди оставшихся еще ярче подчеркивается огромное число молодежи. В 2 1/2 часа дня прощание с телом публики заканчивается. В последний раз прощаются домашние. Раздаются громкие рыдания, когда заделывается крышка гроба. Опять на руках гроб выносят из дома. Едва он показывается, все падают на колени. Торжественно звучит «вечная память». Позади гроба в том же порядке семья, близкие. Процессия трогается к могиле. Непрерывной могучей волной несется впереди пение «вечной памяти»
Погребение праха
08.
ТУЛА, 9,ХI. По обеим сторонам дороги, ведущей к могиле, вытянулись цепи, составленные крестьянами и молодежью. Процессия подходит к могиле. Уже известно, что речей не будет, об этом просила семья.
Вот гроб на руках студентов достиг вершины бугра, колеблясь, поднялся над ней. Вот он медленно опускается у самой могилы. Семья на склоне бугра. Снова и снова звучит «вечная память», единственное пока песнопение гражданских похорон. Раздаются голоса: «На колени!» Вся толпа, как один человек, преклоняет колени ( Далее следуют четыре строки полустертого, нечитаемого текста. )
Гроб опущен в могилу. Водворяется глубокая тишина. Первые комья мерзлой земли глухо стучат о крышку гроба. Слышны рыдания. Многие прорываются к могиле бросить горсточку земли. Пение «вечной памяти» то на минут смолкает, то, начинаясь где-то далеко, мощно растет, приближаясь, то, начинаясь у могилы, широко разливается по толпе. Выделяются два - три сильных молодых, ярких голоса. В один из моментов тишины высокий старик на бугре с изможденным лицом, восклицает: «Великий Лев умер! Да исполнятся заветы его христианской любви, да будет земля легка нашему великому Льву!..» И это нарушение соглашения принимается глубоким молчанием.
Начали закапывать могилу, Застучали лопаты. Гулко земля посыпалась. Снова растет и ширится «вечная память». Снова вся толпа опускается на колени. Могила быстро засыпается. Смеркается. Толпа начинает понемногу расходиться. Только молодежь плотно семьей стоит позади семьи, и гремит «вечная память».
Схоронили Льва Толстого.
Интересно замечание о том, что "речей не будет". В воспоминаниях Розанова несколько иное
"..Поразительно, что к гробу Толстого сбежались все Добчинские со всей России, и, кроме Добчинских, никого там и не было, они теснотою толпы никого еще туда и не пропустили. Так что "похороны Толстого" в то же время вышли "выставкою Добчинских"...
Суть Добчинского - "чтобы обо мне узнали в Петербурге". Именно одно это желание и подхлестнуло всех побежать. Объявился какой-то "Союз союзов" и "Центральный комитет 20-ти литературных обществ"... О Толстом никто не помнил: каждый сюда бежал, чтобы вскочить на кафедру и, что-то проболтав, - все равно что, - ткнуть перстом в грудь и сказать: "Вот я, Добчинский, живу; современник вам и Толстому. Разделяю его мысли, восхищаюсь его гением; но вы запомните, что я именно - Добчинский, и не смешайте мою фамилию с чьей-нибудь другой".
Никогда не было такого позора, никогда литература не была так жалка. Никогда она не являла такой безжалостности: ибо Т-го можно было и пожалеть (последняя драма), можно было о нем и подумать. Но ничего, ровно ничего такого не было. В воздухе вдруг пронеслось ликование: "И я взойду на эстраду". Шум поднялся на улице. Едут, спешат:
- "Вы будете говорить?" - "И я буду говорить". - "Мы все теперь будем говорить"... "И уж в другое время, может, нас и не послушали бы, а теперь непременно выслушают, и запомнят, что вот бородка клинышком, лицо белобрысое, и задумчивые голубые глаза"... "Я, Добчинский: и зовут меня Семеном Петровичем".
Это продолжалось, должно быть, недели две. И в эти две недели вихря никто не почувствовал позора. Слова "довольно" и "тише" раздались не ранее, как недели две спустя после смерти. "Тут-то я блесну умом"... И коллективно все блеснуло пошлостью, да такой, какой от Фонвизина не случалось..".
В принципе, Розанов картину дополняет хорошо.
День похорон в Петербурге
(По телеграфу от наших корреспонд.).
На Невском
Петербург четыре года не видел такого возбуждения и оживления на своих улицах, как вчера. Невский с утра запружен публикой. Преобладают студенты и курсистки.
Оживление царит и на Васильевском острове.
О панихиде в армянской церкви знали немногие, однако церковь оказалась переполненной. Среди публики было несколько депутатов, были литераторы и студенчество. Выйдя из церкви, толпа с обнаженными головами и пением «вечной памяти» двинулась по Невскому к адмиралтейству, но была быстро рассеяна полицией. Патрули полиции расположены по всему Невскому. Местами в виду скопления народа, останавливаются вагоны трамваев.
Сквер Казанского собора оцеплен пешей полицией с винтовками. Усиленные наряды на мостах Аничковом и Полицейском.
Местами конная полиция выезжала на панели. Изредка раздавалось пение «вечной памяти», и полиция тотчас рассеивала хор. Общее отношение полиции сдержанное.
А в Одессе отличились иначе..
Выходка одесских хулиганов
ОДЕССА, 9 ноября. В магазине Шталмейера хулиганами разбита витрина, в которой помещался портрет Толстого. Портрет разорван хулиганами на тротуаре. Они не задержаны.
Уж не знаю, как это аргументировать для других, но есть у меня подозрение, что одесские хулиганы были просто знакомы с Левием лично.
Попытка демонстрации по поводу похорон графа Л.Н.Толстого
Вчера ректором Московского Университета было объявлено, что никакие демонстративные шествия к дому графа Л.Н.Толстого в Хамовниках допущены не будут и против демонстрантов градоначальником будут приняты решительные меры. Несмотря на это, учащаяся молодежь: студенты, курсистки, гимназисты пытались демонстрировать гражданские панихиды по графе Л.Н.Толстом пением «Вечная память». Небольшая группа их собралась у запертых ворот здания старого Университета на Моховой ул. и затянула «Вечную память». Большая часть демонстрантов была задержана усиленным конным нарядом полиции и отправлена в Арбатский полицейский дом, где все были переписаны и отпущены. В это же время подобное происходило в Хамовниках, близ дома гр. Л.Н.Толстого. Зная, что с утра еще дом этот был занят нарядом полиции и к этому дому по Божениновскому пер., публика не допускалась, а тем более группами, толпа курсисток и студентов с утра засела в числе 100 -1250 человек, в сарае дома Соколова по Божениновскому пер., и около 11 час. утра, предводительствуемая студентом Московского Университета Синельниковым, тронулась было с пением «Вечная память», к дому графа Толстого, но вся эта толпа была оттеснена конной полицией к Девичьему полю, причем дирижировавший пением толпы Синельников был задержан и отправлен в Хамовническую часть, откуда по удостоверении личности, был отпущен. Эта группа затем направилась в клиники, но и там также была рассеяна
Вам эти студенческие демонстрации ничего не напоминают? Так и просится в компанию к некому Синельникову Ксения Собчак.. уж кто-кто, а студенты да гимназисты вот точно были истинными почитателями творчества Толстого.. это звучит, пожалуй, не хуже, чем почитатели-крестьяне и почитатели из трущоб. А вот какую категорию населения за небольшую плату можно легко собрать на любое публичное действо, думаю, и оговаривать излишне. Проплатили, побузили, полицией "усмирили".. и всех распустили. В общем, массовое мероприятие отработали! Вопрос только в том, кому и на кой все это нужно было? Хоррроший вопрос! Но вперед забегать не будем.
Нашлись беззастенчивые аферисты, не упустившие случая поживиться даже на таком чувстве, как всенародная скорбь по Толстом. В Петербурге продаются теперь во множестве фотографические снимки под названием «Перед смертной минутой гр. Толстого 6 ноября». Фотография действительно изображает больного Толстого, но снята она восемь лет назад и снимок относится к тому времени, когда Толстой уже выздоравливал после воспаления легких и лежал в Ялте.
Вы не находите, что все, связанное с Толстым как-то ненавязчиво всегда выруливает к деньгам? В свете растиражированной толстовской философии это даже забавно.
У могилы Л.Н.Толстого
ТУЛА, 13,ХI. На могилу Л.Н.Толстого прислано несколько новых венков. Среди массы людей, приезжающих на могилу Л.Н.Толстого преобладает учащаяся молодежь.
Сегодня привезли много живых цветов. Могила убрана свежими розами и другими цветами.
Сегодня молодежь на могиле читала «Круг чтения».
Ночью могилу охраняют крестьяне и стражник-ингуш.
В округе масса толков о приезжающих будто бы на днях англичанах и французах.
Яснополянские крестьяне для остановки приезжающих собираются строить особый дом.
А пока что, - уже передается несколько легенд о необычном, творящемся на могиле Л.Н.Толстого. Сегодня крестьяне рассказывали мне, что ночью неизвестно откуда на могиле появился старец с длинной бородой, весь в черном. Стороживший могилу стражник-ингуш испугался и ничего не мог сказать. Между тем старец, припав к могиле, долго молился. А окончив молитву, сказал стражнику: «Не бойся» и скрылся.
В другой раз ночью сверху прилетела будто бы маленькая сморщенная старушка и села на могилу. Стражник выстрелил. Старушка тихо засмеялась, захлопала в ладоши и исчезла.
Многие окрестные крестьяне уверены, что Лев Николаевич жив. Он уехал. А похоронили другого человека. Крестьяне говорят, что сами видели в гробу старика, совершенно непохожего на Л.Н.Толстого.
На этом, собственно, для меня лично в спектакле со смертью Толстого можно уже и занавес. Но если у вас хватило терпения все это прочесть, то с моей стороны было бы некрасиво не пояснить, зачем это все и к чему собрано в отдельную статью. Попробую объяснится.
То, что в биографии Толстого много странного я знала всегда. Только поисками объяснений себя особо не утруждала. Да, откровенно сказать, и не увлекало. Личная жизнь даже любимых писателей и то интересует меня гораздо меньше творчества. А Толстой? Ну Толстой и Толстой.. Великий и великий.. Кому-то ж, наверно, нравится, раз столько шума. Так бы и дальше спокойно сосуществовали себе толстовское величие и мое к нему безразличие, если б волею не знаю каких сил я не вышла на него, исследуя совсем другие вопросы. А когда ты упорно натыкаешься на что-то одно, занимаясь разными вещами, то не обратить внимание на это "что-то" просто уже неприлично. Вот и пришлось заняться изучением Толстого. Занялась. К чему пришла, стараюсь изложить последовательно. Как сейчас любят выражаться, "букаф многА".. Но без читательского усилия, как минимум, и результата в выводах не случится.. Потому я и перенесла очень значительный объем официальной истории событий. Эту ложь нужно хорошо прочувствовать самостоятельно. А во всем, что касается Толстого оказалась одна сплошная ложь. Начиная на уровне биографии, продолжая литературным творчеством и заканчивая "уходом" и "смертью".
Итак, давайте попробую по пунктам.
1. Биография Толстого фальшивая. Сложно даже сказать, как звали этого человека по-настоящему.
2. Писателем он не был. Совсем. Этого человека привлекала иная деятельность.
3. Отношения с семьей имели абсолютно не соответствующий заявленному характер.
4. Толстой не умирал на станции Астапово в 1910 году. Соответственно, и похоронен не был.
То, что касается отношения к семейству, можно охарактеризовать одним словом -СДЕЛКА. В эмоциональном плане больше подойдет, в лучшем случае, "безразличие", в худшем -"тихая ненависть", но уж никак не любовь до самоотречения. Причем за первую неделю изучения материала для меня это стало настолько очевидным, что даже заподозрила писательских родных в том, что помогли ему уйти в мир иной. Но нет. Там оказалось все гораздо заковыристее. Смерть писателя Толстого была не более, чем разыгранным наспех спектаклем. Надеюсь, что если я вас в этом еще не убедила, то хоть заронила сомнения в официальной версии. А это повод для самостоятельного исследования вопроса. Потому что при всем желании уложить в одну статью всю, нарытую тобой, информацию просто невозможно. А книги о Толстом я писать не собираюсь. И без того надоел. Меня просто интересует правда, как она есть. В событиях, связанных с жизнью и творчеством Толстого, на поверку оказалось слишком много вранья шитого белыми нитками. До ума в легенде о Толстом все доводилось уже много позже заявленных событий. Зачем и кому это понадобилось я постараюсь изложить в следующей части. По крайней мере, как это мне видится. А заодно и свои мысли о том, почему я считаю, что Толстого-писателя не существовало. А там, глядишь, доберемся и до жизни великого старца после "смерти".. А жизнь эта, надо заметить, была деятельной и нескучной..
Продолжение следует...
P. S. Читательская корректировка.
Инна Орлова
22 июня 2016, 20:35:34
Вынос тела из дома - первый раз. Елена, насколько я поняла, то на фотографии выносят крышку гроба, гроб несут на плечах, а крышку на головах. На фотографии видно человека, который стоит под этой крышкой, да и по форме она гроба не напоминает, как и на следующей фотографии, когда несут гроб хоронить, которого опять нет на фото, а только крышка.
Спасибо Инне за внимательность. От меня момент с отдельной крышкой ускользнул. Просто отметила для себя несоответствие подписи на фото и того, что на фото имеется.
Получается, что на фото не только нет открытого гроба, но вообще нет гроба. На ЭТИХ фото только крышка, сам гроб с покойным в кадре отсутствуют. Стало быть, "представление" началось с самой станции. Но за отсутствием фото покойного мы даже сравнить не можем, исполнял ли роль "великого ушедшего" еще сам "покойный" или труп статиста был организован уже к моменту отъезда со станции..