Продолжаем рассматривать особняк Степана Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.
Первая часть
тут. Нижний этаж особняка олицетворяет собой, по задумке Шехтеля, подводный мир. В гостиной везде волнообразные линии - окно, потолок, дверь. Над головой «плавает» ряска.
По краю потолка «ползут» улитки.
Декор потолка в кабинете более сдержанный, хотя и здесь есть мотив волн.
Часть стены, заклеенной обоями, расчищена, и видна роспись стен.
На гребне лестницы-волны поднимаемся на второй «воздушный» этаж. Цвет стен меняется из голубовато-зеленого на травянистый. А по дороге видим очень красивый с витражом балкончик. Хозяин дома мог, приветствуя гостей, появиться из ниоткуда.
Алексей Максимович «встречает» нас на втором этаже. Картина работы Корина.
Воздушный мир олицетворяет почему-то саламандра.
Красивые детали.
На третьем этаже, в мансарде скрывается потайная старообрядческая моленная. Делалась она до 1905 года, когда старообрядчество было под запретом, но и позже оставалась местом уединения.
Расписана моленная по эскизам Шехтеля в раннехристианском стиле.
В куполе круглое окно, символизирующее небо.
С надписью под потолком случилась забавная история. Сам Шехтель не был силен в греческом. Не доучившись, он рано начал зарабатывать на жизнь. И на эскизе он просто написал набор букв, справедливо полагая, что Степан Рябушинский поправит написанное. Что и случилось.
В советское время росписи закрасили, а недавно восстанавливали, под рукой были только эскизы Шехтеля с абракадаброй. Моленная тайная и фотографий дореволюционных не было. Вот такой курьез.
С 1965 года в особняке открыт музей Максима Горького, жившего здесь в последние годы своей жизни.
И теперь пролетарский писатель из народа Максим Горький «соседствует» здесь с богатейшим предпринимателем из старообрядцев Степаном Рябушинским.