Архангел Михаил. Начало 20 в. Холуй
В свои постах я нередко рассказывала об архитектуре в стиле модерн - яркой, запоминающейся, с разными интересными фактурами и деталями.
Стиль модерн распространился в разных странах в последние десятилетия 19-го и начала 20-го века. В России он достиг своего пика в 1900-х годах. Конечно, стиль модерн был не только в архитектуре, он охватывал все сферы жизни, в том числе и религиозную живопись, о чем рассказывается на выставке «Модерн в русской иконе». Она продлится до 20 августа в музее имени Андрея Рублева.
Врубель
Иконы этого стиля до сих пор вызывают споры. Очень они отличаются от общепринятых, и много живописного и в образах святых, и в фонах.
Тем не менее, как предметы искусства и иконы, и предметы церковного обихода вызывают большой интерес.
В конце 19-го века стиль модерн появляется в живописных работах на религиозные темы у Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля. Эти работы используются позже другими художниками в качестве образцов.
Вильгельм Котарбинский. Плач ангелов на Голгофе. Рисунок1880-1890-е годы. Киев.
На выставке представлены малоизвестное произведение В. Васнецова, работы М. Нестерова и одного из выдающихся московских иконописцев начала XX века А. Вашурова. В зале есть керамические кронштейны с изображением ангелов работы Врубеля.
Михаил Нестеров . Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926 год
Михаил Нестеров. Всадники. 1932 год.
Складень Богоматерь с младенцем, прав. Елизавета, преп. Федор Начало 20в Москва
Равноапостольная княгиня Ольга. Холуй. Начало 20 в
Равноапостольная Нина
Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них - произведения, созданные по эскизам С. Вашкова известными фирмами П. Овчинникова и Оловянишниковых.
Мастера, работавшие в этом стиле экспериментировали с формой и органично использовали разные, иногда непривычные для ювелирных изделий, материалы. На иконе ниже оклад медного сплава имитирует деревянную резьбу.
Спасителв терновом венце. 1910. Фабрика Хлебникова
Характерны как простые лаконичные формы с раннехристианской символикой, так и сложное травное узорочье.
Лампада настольная. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья»
Еще один интересный прием - резной металлический оклад делал похожим этот оклад на витраж.
Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1899-1908 годы. Москва.
Богоматерь Взыскание погибших. Начало 20 в
Сочетание, казалось бы несочетаемых материалов - дерево, перламутр, медь, серебро, жемчуг.
Преподобная Домника. 1908-17 Москва
Участники выставки - Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры.