Выставка "Модерн в русской иконе"

Jun 24, 2023 09:53





Архангел Михаил. Начало 20 в. Холуй



В свои постах я нередко рассказывала об архитектуре в стиле модерн - яркой, запоминающейся, с разными интересными фактурами и деталями.

Стиль модерн распространился в разных странах в последние десятилетия 19-го и начала 20-го века. В России он достиг своего пика в 1900-х годах. Конечно, стиль модерн был не только в архитектуре, он охватывал все сферы жизни, в том числе и религиозную живопись, о чем рассказывается на выставке «Модерн в русской иконе». Она продлится до 20 августа в музее имени Андрея Рублева.



Врубель

Иконы этого стиля до сих пор вызывают споры. Очень они отличаются от общепринятых, и много живописного и в образах святых, и в фонах.

Тем не менее, как предметы искусства и иконы, и предметы церковного обихода вызывают большой интерес.



В конце 19-го века стиль модерн появляется в живописных работах на религиозные темы у Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля. Эти работы используются позже другими художниками в качестве образцов.



Вильгельм Котарбинский. Плач ангелов на Голгофе. Рисунок1880-1890-е годы. Киев.

На выставке представлены малоизвестное произведение В. Васнецова, работы М. Нестерова и одного из выдающихся московских иконописцев начала XX века А. Вашурова. В зале есть керамические кронштейны с изображением ангелов работы Врубеля.



Михаил Нестеров . Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926 год



Михаил Нестеров. Всадники. 1932 год.





Складень Богоматерь с младенцем, прав. Елизавета, преп. Федор Начало 20в Москва



Равноапостольная княгиня Ольга. Холуй. Начало 20 в



Равноапостольная Нина

Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них - произведения, созданные по эскизам С. Вашкова известными фирмами П. Овчинникова и Оловянишниковых.

Мастера, работавшие в этом стиле экспериментировали с формой и органично использовали разные, иногда непривычные для ювелирных изделий, материалы. На иконе ниже оклад медного сплава имитирует деревянную резьбу.



Спасителв терновом венце. 1910. Фабрика Хлебникова

Характерны как простые лаконичные формы с раннехристианской символикой, так и сложное травное узорочье.



Лампада настольная. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья»





Еще один интересный прием - резной металлический оклад делал похожим этот оклад на витраж.



Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1899-1908 годы. Москва.



Богоматерь Взыскание погибших. Начало 20 в

Сочетание, казалось бы несочетаемых материалов - дерево, перламутр, медь, серебро, жемчуг.



Преподобная Домника. 1908-17 Москва



Участники выставки - Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры.

музей Рублева, #тосамоелето, 2023, #10мероприятий, модерн, выставка

Previous post Next post
Up