Памятник Марии Тенишевой
Во Фленово, ставшем историко-архитектурном комплексом, сохранился, кроме
Теремка, храм-усыпальница Святого Духа. А также восстановлены здания сельскохозяйственной школы и общежития для мальчиков.
Новая церковь для нужд сельскохозяйственной школы была задумана княгиней Тенишевой строго в древне-русском стиле. Кроме Сергея Малютина, разработавшем проект храма, в его устройстве принимал деятельное участие и Рерих. Он трудился над росписью храма с 1908 по 1914 годы.
Портал западного входа был оформлен мозаикой «Спас Нерукотворный» сотрудниками петербургской мастерской Фролова по эскизу Рериха.
Во время Первой мировой войны работы над росписью были остановлены, и со временем росписи погибли. Рерих расписывал по холсту, приклеенном на кирпичные стены.
«Спас Нерукотворный» был 5 лет назад отреставрирован.
Храм так и не был освящен. Была еще колокольня, не пережившая Великой Отечественной войны.
Хутор находится в живописном месте - пруды, беседки, мостики, старые деревья.
Можно забраться в ступу Бабы-Яги
или посмотреть работу кузнеца.
К холму с храмом прорубили просеку.
В здании сельскохозяйственной школы развернута экспозиция о школьной жизни и быте крестьянских детей.
Парты практически такие были и у нас, только эти без откидных деталей столешницы.
Здесь много разных предметов из школьной жизни - чернильницы, перьевые ручки, учебники, расписание занятий и даже меню школьников.
У Марии Тенишевой была мечта создать школу для крестьянских детей-сирот именно практической направленности, они должны были разбираться не только в садоводстве и огородничестве, но и уметь самим сделать себе инструменты, если это потребуется.
А для художественных ремесел нужно было уметь рисовать.
Ремеслам дети начинали обучаться с 14 лет, трудоспособного возраста.
Выбор был большой - столярно-плотничное, гончарное, корзиночное, шорное, кузнечное. Осваивали бортничество.
Уровень знаний был высок. Уже в советское время выпускники школ могли работать агрономами.
Девочки занимались рукоделием - учились шить белье и одежду, изучали техники вышивки и кружевоплетения.
В Талашкино царила творческая атмосфера, при школе организовали балалаечный оркестр. В имение приезжали погостить художники, композиторы, театральные деятели. Здесь бывали Дягилев, Стравинский, Репин любил смоленские пейзажи и нарисовал портрет хозяйки имения.
Сам собой возник самодеятельный театр.
Панно С. Малютина «Садко - богатый гость».
Мария Тенишева была собирателем уникальной этнографической коллекции. Часть коллекции выставлена сейчас в смоленских музеях.
Ционглинский Портрет Тенишевой
После октябрьского переворота княгиня Тенишева, выдающаяся женщина своего времени, уезжает из России и заканчивает свою жизнь во Франции.