История создания здания Ссудной кассы в Настасьинском переулке связывает между собой три города: собственно Москву, где стоит это здание, Санкт-Петербург, откуда был архитектор Высочайшего двора Владимир Покровский, и Нижний Новгород, где присутствующий на открытии отделения Государственного банка и восхищенный этим архитектурным ансамблем в неорусском стиле император повелел и здание Ссудной кассы построить в том же стиле.
Очевидно, у Покровского задумка была другая, потому что в неорусском стиле оформлен фасад и роскошное шатровое крыльцо, а еще травные росписи потолков 2-го этажа.
Внутреннее же пространство эклектично - классицизм и нарышкинское барокко.
Здание начали строить в 1913 году и закончили в 1916-м.
Ссудная казна, как учреждение, появилась еще при Екатерине II и была альтернативой ростовщичеству, открыта при благотворительных учреждениях Российской империи -Воспитательных домах в Петербурге и Москве.
Здесь люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам - купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, - то с XVIII века они могли взять деньги у государства. Да и процент у государства был ниже.
Заходя в здание, посетители попадали в светлый вестибюль, где располагались залы для клиентов. Арочные проходы между залами вместо входных дверей позволяли свободно передвигаться по первому этажу: например, из отделения, где выдавали ссуды, переходить в зал, где за плату принимали на хранение ценности.
Судя по раскрытиям красочного слоя, изначально цветовая гамма была болотных, бирюзовых оттенков.
По парадной лестнице руководители учреждения, участники аукционов и заемщики Ссудной казны поднимались на второй этаж, где располагался кабинет управляющего, аукционный зал, зал с камином для приемов и заседаний. Правда, камин был скорее украшением, чем необходимостью, ведь здание было оборудовано современными системами отопления и вентиляции.
На стене двухглавый орел, выполненный по эскизу Билибина, убранный в советское время, потом опять восстановленный.
Самое роскошное и живописное помещение казенного ломбарда - аукционный зал. Сводчатый потолок с коваными люстрами украшает яркая роспись, стены с лепниной дополнены большими панно - сказочными образами Солнца и Луны, олицетворяющими Москву и Санкт-Петербург.
На открытие Ссудной казны устроили благотворительную лотерею, разыгрывали 2 автомобиля.
После революции казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел - НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев - дворян и купцов.
Здесь находились предметы, которые раньше принадлежали царской семье. В том числе, государственные регалии. Вспомнились Неуловимые с большой императорской короной, мерещился Исаев с бриллиантами.
Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон.
Заштукатуренный в советское время Георгий-Победоносец.
Позже часть помещения была передана Госбанку СССР под Центральное хранилище.
Зал с камином
Несмотря на все перемены, росписи и интерьеры Ссудной казны в основном остались прежними. Когда здание переделывали под Гохран, здесь установили лифты. Сквозные проходы между рабочими помещениями, кассовыми залами и хранилищем заделали или перекрыли особыми сейфовыми дверями.
В 1990-х здание перешло Центральному банку Российской Федерации. До 2000-х годов в нем находилось хранилище Центробанка, оно занимало большую часть строения, и свободный доступ в его помещения был запрещен.
В здании планируется создать музей банка России.