Настольное украшение Франция, 1 четверть 19 в
Первая часть
здесь.
Выйдя замуж в третий раз вдова богатейшего предпринимателя, мецената Саввы Морозова Зинаида Григорьевна Рейнбот (по мужу, генералу-майору, градоначальнику Москвы), приобретает имение Горки, продав роскошный особняк работы Шехтеля на Спиридоновке. Шехтель же реконструирует старинное подмосковное имение.
Восточный вестибюль
Был перестроен и заново обставлен главный дом, куда были свезены мебель работы Росси, картины Серова, Левитана и других известных мастеров, коллекция мейсенского фарфора.
Мебельный гарнитур из карельской березы
Интерьеры усадьбы оформлены в стиле неоклассицизма, характерном для творчества Шехтеля этого периода. Его почерк виден в деталях отделки - предметах мебели, драпировках, светильниках, составляющий единый ансамбль с архитектурой.
Мебель для столовой комнаты была перевезена из особняка на Спиридоновке
Но и сама Зинаида Григорьевна, личность яркая, самобытная, много привнесла в интерьер дома.
Зинаида Григорьевна была, по словам современников «русским самородком». Не красавица, но умеющая нравиться, с пытливым умом, решительная, практичная женщина много добилась в жизни, благодаря своим качествам.
Вазы в столовой
Девушка из купеческой староверческой семьи в 17 лет была выдана замуж за Сергея Викуловича Морозова. Брак не был долгим. Разница в возрасте, характерах, устремлениях подтолкнули Зинаиду к связи с родственником мужа Саввой Тимофеевичем Морозовым, приведшей к разводу, а затем и новому браку, что вызвало скандал в староверческих семействах.
Между столовой и библиотекой установлена раковина английской работы
В библиотеке собраны книги от многих хозяев усадьбы, в том числе и от Анатолия Рейнбота и Ульянова.
Собирательством Зинаида Морозова стала заниматься после вступления в брак с Саввой Тимофеевичем, желая утвердиться в московском свете.
В библиотеке
Зинаида Григорьевна, благодаря решению Саввы Тимофеевича жить отдельно от родителей, не одобрявших их брака, быстро освоилась со своим новым положением. «Преподаватели разных наук, учителя иностранных языков, воспитательницы, портнихи и парикмахеры немедленно окружили» ее и «чрезвычайно быстро, благодаря ее природным способностям, превратили ее в великосветскую даму». (Ю.А. Бахрушин).
Вазы в стиле ампир
Она со всей страстью своей натуры отдалась устройству семейного очага, завела новые знакомства, каждое из которых считала важным событием своей светской жизни.
Парковые скульптуры и ваза каррарского мрамора в зимнем саду
На шторах в зимнем саду наполеоновские пчелы
В собирательстве молодая хозяйка следовала моде, руководствовалась амбициями или покупала художественные предмеры. поддавшись душевному порыву.
Карниз по эскизам Федора Шехтеля
В зимнем саду стоит диван, подлокотники которого выполнены в форме лебедей. Они вырезаны из дерева, покрыты позолотой и издалека напоминают бронзу. На диване сохранилась подлинная шелковая обивка. Лебеди в интерьере гостиной не случайны. Они были любимыми птицами возлюбленной Наполеона Жозефины. Так как для оформления усадебного дома был выбран стиль ампир, возникший в эпоху Наполеона, то повторяющиеся в интерьере изображения лебедя еще не раз будут встречаться.
Из окон открывается прекрасный вид на парк
Бывая в конце 1890-х почти ежегодно за границей, Зинаида Григорьевна покупала живописные полотна, в том числе и импрессионистов. Савва Тимофеевич тоже был коллкционером, но собирал фарфор целенаправленно, а для его жены фарфор был предметом роскоши.
Первый этаж дома занимали парадные и служебные комнаты
К сожалению, 80% картин и предметов интерьера было реквизировано сразу после революции. Мебель же почти не вывозили из-за ее громоздкости.
Текстильное панно в технике аппликации
В дальнейшем, благодаря присутствию Ленина в Горках, интерьер комнат в целом сохранился.
Она из ванных комнат
Хотя на архивных фотографиях Владимира Ильича в Горках не видно предметов роскоши, а мебель накрыта белыми чехлами.
Рабочий кабинет Зинаиды Григорьевны, ставший позже кабинетом Ленина.
В бывшей девичьей (комнате дочерей), служившей Ленину спальней, прошли последние часы его жизни.
Часть мебели делалась по заказу, в том числе и угловой диван, перевезенный со Спиридоновки.
Особняк был переоборудован по последнему слову техники. Это касается не только бытовых удобств, но и наличия кинопроектора и стереоскопа. Для стереоскопа делали сразу несколько фотографий, снятых с разных ракурсов. Эти фотографии вставляли в стереоскоп, и в нем появлялось объемное изображение.
Личная комната Зинаиды Григорьевны украшена великолепными фарфоровыми вазами. Позже эта комната предназначалась для сестры Ленина Марии Ильиничны.
Рядом находится ванная комната с мейсенским туалетным столиком.
Наличие в доме телефона стало одной из основных причин, по которой Горки были выбраны для реабилитации Ленина в 1918 году. Однако качество связи желало лучшего.
Еще до революции Зинаида Григорьевна развелась с Рейнботом, сменившим к тому времени фамилию из-за антинемецких настроений.
Революцию Морозова восприняла спокойно. Человек глубоко религиозный, она философски относилась к свершившемуся. Несмотря на то, что у нее было немало возможностей уехать из России, она никогда не помышляла об этом.
Весной 1918 года ей удалось получить в комиссариате имуществ Республики удостоверение комиссии по охране памятников и художественных сокровищ, которое удостоверяло, что принадлежащий гражданке З.Г. Резвой в имении «Горки»... дом с художественно-исторической обстановкой в нем, как национальное достояние, находится под охраной комиссии.
Потеряв все, Зинаида Григорьевна с удивительным достоинством продолжала воспитывать детей, а затем и внука. До 1924 года она жила в Москве в Староконюшенном переулке, затем переехала в Ильинское, недалеко от Москвы. Жила за счет продажи оставшихся в ее распоряжении вещей. Только в 1930 году ей по ходатайству коллектива МХАТ была назначена небольшая пенсия.
Умерла З.Г. Морозова в 1947 г. в Ильинском, где и была похоронена. Позднее прах ее был перезахоронен на старообрядческом Рогожском кладбище в семейном склепе Морозовых.