Некоторые фильмы имеют двойное, а иногда и тройное дно. И чтобы понимать происходящее на экране, нужен ключ. Нет, фильмы эти можно и просто смотреть, тоже будет интересно. Но вот когда, понимаешь тайный смыл, заложенный автором, то понимание происходящего на экране может измениться в корне.
К таким фильмам, с двойным дном, можно отнести и фильм «Простая формальность/Una pura formalità» 1993 года. Сюжет строится вокруг допроса в полицейском участке мужчину, который то ли был замешан в убийстве, то ли сам пострадал, то ли стал свидетелем убийства.
Click to view
Чистая формальность (Простая формальность)
Во время фильма симпатии постоянно меняются и перетекают из одного состояния в другое. Сначала Онофф, роль которого сыграл Жерар Депардье, видится как жертва полицейского произвола. Человек уда-то бежал в сильный дождь. Полицейские его задержали и собираются сделать с ним что-то страшное. Дело осложняется тем, что неподалеку от того места, где находился Онофф было совершено убийство.
Затем симпатии к главному герою сменяются подозрением, что именно он причастен к этому страшному происшествию. Глядя на то, как Онофф пытается избавиться от пятна крови на своей рубашки, невольно понимаешь, что невинный человек не станет так поступать. А значит, эта кровь принадлежит не ему, а тому, кого убили.
При всем при этом мы видим воспоминания главного героя. Они сумбурные и хаотичные. Эти воспоминания никак не помогают сложить картину происходящего, а еще больше запутывают. К тому же настораживает сам участок. Что там за чертовщина происходит.
Click to view
Простая формальность - Кумир
Комиссар полиции, роль которого сыграл Роман Полански, наизусть цитирует книги Онофф, в попытке подловить человека, утверждающего что именно он и есть тот самый Онофф, в обмане. И настолько эти попытки убедительны, что невольно веришь в то, что этот человек может быть мошенником. Но так ли это? А если это настоящий Онофф, то кто же совершил убийство?
И самый главный вопрос, возникает, глядя на все происходящее на экране - а в каком мире это происходит? Почему показали кадры, где главный герой совершает самоубийство. Но это раскрывается уже ближе к финалу. И только после этого становится смысл всей показанной нам истории.
Писатель, который жил с придуманной автобиографией от начала и до конца, всю жизнь занимался тем, что воровал. Нет, он не грабил богатых старушек. И в Робин Гуды его нельзя записать. Он воровал чужие истории, чтобы писать книги на основании этих историй. И когда источники его, скажем так, вдохновения иссякли, он совершает свой последний акт. Пишет последний свой роман и увековечивает свое имя в литераторстве, совершив акт самоубийства.
Click to view
Ennio Morricone - Waiting for the Police Inspector, Aspettando Il Commissario - (1994)
Когда-то, великий фантазер и затейник Данте Алигьери сделал описание ада в своей "Божественной комедии". По его мнению, преисподняя являет собой 9 кругов. Чем ниже каждый круг, тем тяжелее грехи, которые совершил человек при жизни.
1 КРУГ АДА - ЛИМБ. Стражем его является не кто иной, как ХАРОН.
Суровый, угрюмый и принципиальный дедушка. Он перевозил души усопших через речку СТИКС. Исполняя свои обязанности четко и конкретно. Причем назад, ни при каких условиях, никого не вывозил. Души в этом кругу терзаются наказанием "безбольная скорбь". В основном, представители первого круга ада - младенцы, которых не крестили и добродетельные нехристиане. То есть это просто хорошие люди, которые не совсем слушались церковь.
В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам,-??? все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Поскольку Онуфф был писателем, пусть и воровавший идеи для своих книг, но, судя по всему, попал именно к Харону. На это как бы намекают и непрекращающиеся ливень, и вода, заливающая полицейский участок, и не единожды произнесенные фразы о том, что все они тут скоро утонут…
Комиссар, как мы понимаем, на службе у Харона, который распределяет попавшие к нему души по локациям. Но прежде чем принять решение, Харон должен разобраться в ситуации. А главное, душа должна вспомнить свои последние мгновения, которые почему-то стерлись из памяти. По сути, душа сама делает выбор. Комиссар лишь помогает ей определиться с этим выбором.
А вот кто в этом фильме Харон, вы уже догадались?
Click to view
Ennio Morricone - Remembering, Ricordare - feat. Gerard Depardieu - Una Pura Formalità (1994)