В прошлый четверг, 21 апреля 2011, газета "Вести" в рубрике "Вавилонская библиотека" поместила статью известного израильского литературного критика Эфраима Бауха. Он назвал ее " И тянет страсть к разрывам..." (Я привожу ниже отрывки из статьи).
"Этой строкой Пастернака я бы обозначил глубинную сущность книг стихов "Спектр" и "Трава на камне" вышедших в Санкт-Петербурге, израильской поэтессы Инны Рос, пишущей на русском языке.
О публикации столь эмоционально напряженных и рефлексирующих стихов нелепо было думать в советские времена и особенно в городе где пресс имперского атмосферного столба давил с особой силой. Стихи писались "в стол".
...Этот призрачный, мистический, геометрически подобно спектру выверенный город, где "скука, холод и гранит", где на перекрестке навечно замер Блок гениально обозначивший эту скуку "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" породил гибельную воронку , в которую был втянут весь двадцатый век - октябрьский переворот.
Десятилетия отделяют Инну Рос от октября 17-го года в городе ее юности "страшней и прекрасней которого нету", но тревога тянется подобно бикфордову шнуру, проложенному под основы мира и дремлющему до поры до времени.
ОКТЯБРЬ 17-ГО
На остриях немых оград
Цвели светила
Нева набухшая набат
О берег била
Шипела черная вода
В котле канала
В ней одинокая звезда
Дробясь, мерцала
И крыш чернеющий излом
На пленке тонкой
Разбрызгивался колесом
Летящей конки,
И от нахлынувшей зари
Волны багряной
Поутру слепли фонари
В тумана ранах,
И надрывались поезда
В тюрьме вокзала...
Неотвратимая беда
У врат стояла.
Страсть к разрывам, к вечному желанию"души иудейской" вырваться из пут усыпляющего рабства в рассеянии "в том краю где всегда лишь гостями были предки мои на задворках" - генетически тянется через тысячелетия...Симптомы болезни переезда на новое место жительства, и не просто место, а землю, называемую "патрией", ощущаются первоначальной эйфорией - "жар плеча к плечу", затем разочарованием, после чего следует период примирения с судьбой.
...Но он приходит - следующий этап: выздоровление духа в открывании мира - прекрасного, альпийского, горнего и не менее прекрасного, ниже уровня моря , веницейского, как любил говаривать Мандельштам.
...Не удивительно ли чувство, когда с балкона окунаешься в ночь с "дыханьем рощ лимонных", в которых спит Тель Авив и "томленьем неземным томим, дремлет в небе Иерусалим"..."
Прав Эфраим Баух. Спасибо ему. И да - вот оно, это чувство. Жизнь, радость свободного дыхания, присутствие поэзии. Назовите это чувство как хотите...:
Я открываю окна - сразу все.
И превращается жилище в подворотню,
Где весело бесчинствует сквозняк.
И занавески пляшут - и за сотню
Кварталов на береговой косе
Наверно, слышится сумбурная возня
Болтливых веток на моем балконе
И в трескотне их, ветром всполошенной
Я различу присутствие твое .
Схвачу стихов прерывистый мотив,
То незатейлив, то вдруг прихотлив,
И свеж, как ветра северного лет.
Инна Рос (Татьяна Нейман)
Ленинградка. Физик (окончила ЛГУ). Работала программистом. До 1992г. в Ленинграде, затем - в Израиле.
Стихи с детства - больше в стол. В 2005 году, спохватившись, выгребла из стола и напечатала в Петербурге подарочное издание “СПЕКТР”. В 2010 году, тоже в Петербурге, вышла вторая книга стихов - "ТРАВА НА КАМНЕ".
Публиковалась в журнале “22”, в альманахе “120 поэтов русскоязычного Израиля” - том 2, в ежегодниках “Год поэзии. Израиль 2006”, “Год поэзии. Израиль 2007-2008”.
Победитель - “ОЛИМПИЕЦ” Международного поэтического турнира в Дюссельдорфе в 2007г. (под псевдонимом ЛЕОН ГЛЮМ).