Никто не идеален, даже Бог.
Чего уж с родителей требовать, надо ли?
Когда сам родитель шестерых, понимаешь, что они личности с детства, разные личности.
Неважно, пять ли ей лет, или шестнадцать, дочь имеет право на свои ошибки и обидки, это её путь. Тропа познания.
Хочется, чтобы каждый из сыновей был мужчиной, настоящим и достойным, которым гордиться до старости и любоваться по-отечески. А потом смотришь, это отдельный человек, часть тебя, твоего сердца, но не должен он ничего лично тебе. Всё, что успел вложить, там сохранится; что хотел в нём взрастить - забудь, это не программа.
До пяти любовью заполняй с избытком, наслаждайся энергией детства, вкладывай без оглядки. До двенадцати отдавай себя с почтением, личность уже проявляется явственно, нельзя надломить и обидеть.
После - стой рядом. Будь готов помочь, показать и поговорить. Любовь твоя будет с ним, твоим чадом, но течь может по-разному: то полноводно, то ручейком извилистым.
Одно лишь важно! - он должен знать, что ты любишь его. Всегда.
Конфликты? Куда ж без них?
И реакция разная.
Кто бежит закрыться, поплакать и пережить, кто в обидку провалится и варится, взращивая в себе претензии; кто в бессильный крик переходит, в энергии всплеск и отходняк.
Но разговаривать нужно обязательно. Проговорить, развернуть ситуацию, показать её с разных сторон. Не всегда сразу получается, но позже - это лучше, чем никогда. Объяснить, что при всей исключительности, эксклюзивности данных обстоятельств и возникших эмоций и чувств, есть некая общность подобных "бед": из года в год, из века в век, сотни и тысячи, а может быть и миллионы людей "входили в эти двери, смотрели в эти же окна".
Ведь и я сам когда-то был ребёнком, стремился понять всё на свете, пытался бороться с несправедливостью и сделать мир лучше. Обижался на мир, на родителей, на несовершенство бытия. Попадал на остриё противоречий, взывал и искал выход, совершал ошибки, обижал близких. Бурная река жизни кидала о камни, возила мордой по песку, изредка нежила в заводях, бывало. И сейчас приходится несладко, чего уж. Живой - и ладно.
Из прошлого сохраняешь картинки. Как микрофильмы, хранятся они на полках памяти, пониже - приятные и радостные, яркие и счастливые; подальше, так, чтобы и не доставать их вовсе, - острые и болючие. Хочется такие стереть, но нет, они нужны тоже, для полноты ощущений, для твёрдости, для граней характера. Лишь безликие, обыденные дни и месяцы, однообразные действия и слова можно стирать без остатка. Не стоят они ячейки памяти, ну их.
В настоящем есть ты, родитель, и дети твои. В них энергия и жизнь, в них сердце твоё и сам ты весь, но и не весь одновременно. Они - продолжение. Тебя, твоей жены, ваших родителей и их предков, но они отдельные, самостоятельные личности. Каждый их шаг - это их шаг. Вперёд, назад, быть может в сторону и снова вперёд, дорога широка и просторна. А направление не так уж и важно, правда ведь? В трёх соснах заблудиться можно, коль шоры широки, а в небо поднимешь взгляд - так бесконечность увидишь, без сомнения.
Когда-нибудь тебя не станет, но что останется от тебя? Захочется ли пересмотреть воспоминания с тобой? Прокрутить короткометражку, поставить на паузу момент близости, вспомнить обрывок из разговора? Я не знаю. У меня есть в сейфе памяти разговоры со своими родителями, часы и минуты радости, бывшие с ними в непростые времена. Уже нет обид и претензий к ним, только любовь. Любовь осталась и будет навсегда. Разве ещё что-то имеет значение?
Надеюсь, у моих детей сохранится достаточно воспоминаний, которые будут поддерживать их, помогать им в трудную минуту, радовать и наполнять их Любовью.
Простите, накидал много слов, не спалось ;)
У меня нет единого рецепта. Каждый ребёнок особенный, и с каждым я не идеален. Когда и покричу в ответ, когда прижму со всех сил к себе и не отпускаю, а когда и вздохну, пожму плечами, не ломлюсь в закрытую дверь. Кто я такой?..