Мой путь в фотографии начался давно и начался с художественных кадров, полного вымысла и постановки. Но в дальнейшем как-то так само вышло, что учиться я стала у фотожурналистов. Не учиться по книгам, а лично или заочно. А еще мечтать о фотошколе при Известиях. Конечно, и журфак тоже повлиял.
Но оглядываясь назад, я понимаю, насколько сильно фотожурналистика и ее правила сбивали меня с пути в прошлом. Не то чтобы я не любила фотожурналистику... я хорошо понимаю, как она работает. Понимаю законы изображения, игру композиционных связей, застывшего мгновения и понимаю социальную сторону. Я писала ни одну курсовую на эту тему и даже целый диплом защитила.
Но уже, наверное, курсе на четвертом я поняла, что фотожурналистом я быть не хочу. Не не могу, а именно не хочу. И вообще я считаю фотожурналистику, настоящую, острую, дерзкую, смелую и отчаянную, - мужской профессией. Эта профессия местами даже более опасна, чем простоя журналистика. Можно, конечно, снимать открытие нового детского садика и спать спокойно, но это как... свадьбы, что ли?
А настоящая фотожурналистика там, где взрывы, толпы, социальные столкновения и адреналин в крови. В общем-то настоящая журналистика где-то там же. Но я максималист, да. Можно ведь и спорт гениально снимать, но спорт я не люблю.
И тем не менее между всем этим я металась не год и не два. С полным хаосом в голове и непониманием, что делать. Думаю, не будь в моей жизни всех этих фотожурналистов - мне во многом было бы проще и понятней, куда идти и к чему стремиться. Но...
Но с другой стороны фотожурналистика дала мне многое, от чего я не способна избавиться даже вернувшись целиком и полностью к художественным съемкам.
Если разбираться, моя тяга к максимальной естественности, не любовь к нарочито постановочным кадрам, где каждый волос на голове модели лежит по задумке автора, - пришла от туда. Я не люблю тотальный контроль на съемочной площадке... мне по-прежнему ближе концепция поймать мгновение, а не выстроить его. У этого подхода, кстати, 1000 и 1 минус и следовать ему в чистом виде - та еще фатальная ошибка.
Отсюда же и моя не любовь к студиям, к искусственному пространству. Я слишком хорошо вижу, насколько эти декорации мертвы. Даже в самой дорогой студии не хватает деталей и жизни. Картонные декорации, через которые проходят тысячи людей. Помещения, кочующие из съемки в съемку, от фотографа к фотографу... Даже самым качественным фотографиям, сделанным в студии, я не верю. Я могу оценить их с точки зрения техники, композиции, работы стилиста, визажиста, актерской игры модели... но, как сказали бы в рекламе, - магии кино не происходит. Я не проваливаюсь в этот мир.
И снова это все - привет, фотожурналистика. Вбитое правило, что фотожурналист может иногда заниматься постановкой, но когда его ушей не видно. И это, пожалуй, мой идеал, чтобы художественный кадр выглядел так же реалистично как репортажный. Как кадр кинематографа. Чтобы ему можно было поверить.
К слову, я люблю когда со съемки остается не просто набор кадров, а они выстраиваются в связанную историю. Это тоже особенность в общем-то жанра фоторепортажа и фотоочерка - связные серии фотографий, высший пилотаж.
А вывод из всего этого бла бла бла? Вывод один - что от себя не убежишь, что можно считать какие-то вещи в своем прошлом ошибкой и расстраиваться из-за потраченного впустую времени... а можно оценить, что они дали тебе, и принять, как часть себя. Лично твою часть.
И возможно, все это было путано и сложно и заняло десять лет... но возможно также, без этих метаний и поисков все было бы куда скучней и банальней.