"Хребты безумия" Гильермо Дель Торо

May 16, 2014 11:46

Оригинал взят у kiri2ll в "Хребты безумия" Гильермо Дель Торо
Экранизация “Хребтов безумия” всегда была проектом мечты режиссера Гильермо Дель Торо. Еще в 2006 году он, вместе со своим постоянным соавтором Мэттью Робинсом, написал сценарий для полнометражного фильма. К сожалению, студия Warner Bros. не захотела разделить с ним эту мечту, сочтя материал слишком мрачным для экранизации. Но Дель Торо не был готов так просто сдаться и попытал счастья с Universal - и в какой-то момент казалось, что ему действительно удастся совершить невозможное и поставить фильм. Но, увы, из этой затеи тоже ничего не получилось. Все, что досталось от проекта широкой публике -  одна из версий сценария, про которую пойдет речь ниже,  и пара скетчей из записной книжки Дель Торо.



Итак, октябрь 1939 года. Береговая охрана находит дрейфующий у берегов Тасмании корабль “Аркхэм” из состава бесследно исчезнувшей в 1930 году антарктической экспедиции Мискатоникского университета. На борту судна, разгромленного и покрытого следами застарелой крови, спасатели находят лишь безумного старика с топором, который в приступе ярости атакует их и убивает нескольких человек. Морякам удается скрутить нападавшего, которого вскоре переводят в психиатрическую лечебницу, где ему суждено поведать свою историю капитану Старкуэзеру - командиру следующей антарктической экспедиции, которая намеревается повторить маршрут «Аркхэма»…



Один из скетчей Дель Торо
Осень 1930 года. Мискатоникский университет организует масштабную исследовательскую экспедицию к Южному континенту, во главе которой стоит амбициозный и как это обычно бывает, слегка одержимый профессор Лэйк. Мы знакомимся с главным героем - двадцатипятилетним Уильямом Дайером, разрывающимся между своей беременной женой и стремлением отправиться в путешествие, о котором он мечтал всю свою жизнь. В итоге, он все же решает принять участие в поездке, не подозревая, насколько судьбоносным окажется для него это решение.

Корабли экспедиции  ("Аркхэм" и "Мискатоник") продвигаются вдоль антарктического побережья, проводя бурения и исследуя окаменелости. В канун нового 1931 года,  "Аркхэм" получает радиограмму о том, что жена Дайера и его новорожденный ребенок скончались. Но эгоистичный Лэйк скрывает эту информацию от героя, не желая чтобы тот отвлекался от своей работы. Впрочем, древнее зло, которое скрыто в этих местах, уже дает о себе знать - Дайер видит кошмары, где в колыбели его ребенка покоится некое ужасное создание.

Вскоре, "Аркхэм" попадает в необычный туман, который оказывается чем-то вроде временной аномалии - когда герои приходят в себя, выясняется, что "Мискатоник" исчез, а по календарю прошло больше месяца. Но главное не когда, а где они оказались - рядом с грядой невообразимо высоких гор, на вершине которой находятся исполинские руины древнего города, построенного вовсе не людьми.

Вскоре, на морском дне команда находит странные саркофаги с погребенными в них существами, известными как Старцы - пришельцами, которые некогда построили эти сооружения. Находящиеся в саркофагах Старцы вовсе не мертвы -  когда они проснутся, то не слишком обрадуются тому, что ученые успели вскрыть некоторых из их сородичей и проделают с ними то же самое. Но месть Старцев далеко не самое страшное, что ждет героев.

Пока одна команда людей вылетает на самолете для исследований руин города, вторая продвигается вдоль побережья и находит покореженный корпус "Мискатоник", который выглядит так, как будто он пробыл здесь десятки лет.  Невообразимо чужеродные и вызывающие ужас голоса которые начинают звучать по радио, клич "Текеле-ли" в завываниях ветра,  пингвины-альбиносы без глаз  - все указывает на то, что древнее зло, чье присутствие ощущал Дайер, все ближе и ближе. И да, вскоре люди сталкиваются с шогготами - восставшей против своих хозяев расой протоплазменных монстров.


Еще одна страничка из записной книжки Дель Торо

Стоит отметить, что в видении Дель Торо, шогготы достаточно отличаются от первоисточника и представляют собой помесь Фантомов из одноименного романа Дина Кунца и Нечто,  что достаточно забавно: ведь рассказ «Кто идет» Джона Кэмпбелла, по которому снимался фильма Джона Карпентера, и роман Кунца в свою очередь создавались под влиянием «Хребтом Безумия». У Дель Торо,  шогготы у могут копировать и ассимилировать любую форму жизни, но при этом любая соль для них смертельна - потому они не могут пересечь океан и вырваться из Антарктики.


Сходство с “Нечто” добавляет также и сцена, где герои кушая соль пытаются узнать, кто есть кто. Конечно, с точки зрения кинематографии  это куда слабее  теста крови или употребления наркотиков как в "Факультете" - но такие уж сейчас времена. По крайней мере, в такой желанный студией рейтинг PG-13 этот эпизод бы вписался.
Шогготы быстро ассимилируют людей, после чего сталкиваются с пробудившимися Старцами и уничтожают и их. В итоге, в живых остаются Дайер, его лучший друг Дэнфорт, покрытый татуировками брутальный канадец Ларсен (ему в сценарии достались все нехорошие слова на букву F и практически весь экшн - и этот персонаж однозначно писался под Рона Перлмана) и профессор Этвуд.


Они узнают, что шогготы планируют починить “Аркхэм” чтобы пересечь океан и призвать своего древнего бога, после чего решают их остановить. Ларсен жертвует собой, взрывая тонну запасливо припасенного динамита, и Дайеру с Дэнфортом удается захватить корабль и отплыть от берега, даже невзирая на то, что откуда-то появляется сам Ктулху, который пытается им помешать.

К сожалению, Дэнфорт успевает заразиться - и Дайеру приходится убить его. После этого, корабль снова попадает в временную аномалию, и события из открывающей сцены повторяются вновь, но уже с точки зрения состарившегося Дайера.



Как и требует жанр, в итоге никто не верит ни единому слову Дайера. Героя объявляют сумасшедшим убийцей, экспедиция Старкуэзера отплывает точно по расписанию - и в итоге сломленный Дайер кончает жизнь самоубийством. В последней сцене мы видим, как  Старкуэзер находит остатки  разбитого экипажем “Аркхэма” лагеря, после чего появляются шогготы  и ассимилируют всех. А значит, человечеству пришел конец.


Конечно, я бы не сказал, что скрипт идеален. Он достаточно короткий - всего 106 страниц, из которых городу Старцев было уделено всего 15 -  для такой масштабной истории, это откровенно говоря немного. Большинство второплановых персонажей проработано достаточно схематично (возможно, Дель Торо придерживался принципа Дэймона Линделофа под названием “пушечному мясу имена ни к чему”), а короткое камео Ктулху было откровенно говоря лишним как с точки зрения сюжета, так и исходя из первоисточника, Впрочем, насколько мне известно, позже Дель Торо отказался от идеи его использования.

Но с другой стороны, мне действительно понравилось, как Дель Торо передал общую атмосферу, масштаб, и чувство безысходности:  с самого начала становится понятно, что ни одного из персонажей не ждет ничего хорошего, и дальше все становится только хуже и хуже. Даже в таком варианте и несмотря на схожесть с "Нечто", думаю что фильм пришелся бы мне по душе. К тому же, речь идет лишь об одном из вариантов сценария - пример “Тихоокеанского рубежа” показывает, насколько сильно может измениться сюжет в промежутке между первым сценарием и итоговым фильмом.

У “Хребтов безумия” была достаточно сильная поддержка - ими заинтересовался Джеймс Кэмерон, который собирался продюсировать фильм. Что касается исполнителя главной роли, то первоначально на роль Дайера рассматривался Джеймс Макэвой, однако затем в проект пришел Том Круз, который в последние годы активно переключился на фантастику. Казалось бы - Дель Торо + Кэмерон + Круз + мощная презентация, которую руководство студии назвало одной из самых впечатляющих, что они когда либо видели. Что может пойти не так?

Но даже все этого не хватило, чтобы полностью убедить Universal. Студийных чиновников категорически не устроили три вещи:
  • Отсутствие женских персонажей (единственный женский персонаж в сценарии появляелся в начальной сцене и имел шесть реплик).
  • Отсутствие хэппи-энда.
  • Рейтинг R при бюджете в 150 миллионов долларов.
Конечно, можно было убрать насилие и кровь, ввести в сюжет какую-нибудь красивую барышню в беде, которую бы Том Круз спасал весь фильм, закончить действие сценой поцелуя на фоне заката - только вот это уже не было бы “Хребтами безумия”. И Дель Торо не согласился на предлагаемые изменения.

И это был конец. Студия зарубила проект, решив выделить деньги более “надежным” PG-13 блокбастерам, которые по мнению продюсеров гарантированно отбили бы бюджет - а именно, “Морскому бою” и “47 ронинам”. Позже, Дель Торо решил попытать счастью с студией “20 Век Фокс”, но там не захотели заниматься  материалом, мотивировав это тем, что “Прометей’ Ридли Скотта затрагивает схожие темы и будет “очень похож” на "Хребты безумия" (ага, просто безумно похож). В итоге, Дель Торо, который ради “Хребтов” отказался от кучи фильмов, включая “Хоббита” и в итоге остался ни с чем, практически спонтанно подписался на “Тихоокеанский рубеж”, лишь бы чем-то занять себя.

Конечно, я не берусь утверждать что “Хребты безумия” стали бы кассовым хитом. Вполне возможно, они, как и опасалась студия, провалились бы. Вот только держа в уме печальные результаты “Морского боя” и “Ронинов”, мне почему-то  кажется, что в отличии от них, за экранизацию “Хребтов”  было бы не так стыдно.

Previous post Next post
Up