Iinterview with Yuri Temirkanov. Annecy Classic Festival. Интервью с Юрием Темиркановым

Oct 15, 2015 23:49

Publié dans Nezavisimaya Gazeta

Юрий Темирканов: "Дирижер-женщина - это противоестественно..."

Во французском Анси прошел очередной фестиваль, которым
руководит наш Денис Мацуев. Среди гостей и участников был и дирижер Юрий ТЕМИРКАНОВ, который после своего выступления ответил на вопросы корреспондента «НГ» Алены ГАНЧИКОВОЙ.

- Юрий Хатуевич, мне бы хотелось расспросить вас по поводу приезда на этот фестиваль Дениса Мацуева в Анси в качестве артистов и участников большого количества наших маленьких детей. Здесь их два раза выводили на сцену. Первый раз Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы», он выступал с двумя солистами-вундеркиндами, второй раз - когда Денис Мацуев играл с детским оркестром из Иркутской области. И на следующий день они все были на вашем концерте. А как вы считаете, детей нужно выводить на сцену, на большие арены?- Я думаю, здесь единого закона не существует. Яша Хейфец выступал ребенком, Моцарт выступал совсем ребенком, хотя я не очень люблю на сцене детишек совсем маленьких. Их это немножко по-моему портит.

- С одной стороны, может быть, и портит, а с другой, может быть, видя реакцию публики, у них появляется стимул для того, чтобы идти все-таки в эту профессию.

- Здесь нет однозначного решения, я думаю.

- К вопросу о педагогике. Я брала интервью у вашего ученика Тугана Сохиева. Он рассказывал о том, как после смерти Мусина он и еще два студента очень попросили, чтобы можно было доучиться у вас, и вроде бы ни до, ни после вы больше не преподавали. И он по этому поводу говорит о том, что, с одной стороны, безумно жалко, что вы этим не занимаетесь, с другой, конечно, понятно, что вам совсем не до этого.

- Просто преподавание - это очень серьезное дело, очень серьезное. И если ты недостаточно времени уделяешь студентам, то, в общем, это не очень честно.

- А у кого же тогда учиться, если сегодня никто из дирижеров не хочет преподавать?

- М... Ну, может быть, поэтому сейчас и ситуация с дирижерами такая, что даже пригласить кого-нибудь трудно на концерты.

- А как вы считаете, может ли женщина быть дирижером?

- По-моему, нет.

- Почему?!

- Не знаю, Бог ли так создал или природа создала так, что женщина рожает, а мужчина нет. И никто на это не обижается. Если говоришь, что женщина не может дирижировать, то все обижаются. Как Маркс отвечал на вопрос: «Что вы цените в женщине?» - «Слабость». И это правильно. Ведь важно, чтобы женщина была красивая, симпатичная. Музыканты будут на нее смотреть и отвлекутся от музыки!

- Почему? В оркестре же сидят и женщины, есть люди, бесчувственные к женскому шарму. Кроме того, сколько раз можно восхититься внешностью? Потом все-таки уже надоедает, и переходишь к сути вопроса. Статистически же существуют женщины-дирижеры.

- Да, существуют.

- Но вы все-таки считаете, что это либо недоженщина, либо недодирижер?

- Нет, просто, по-моему, это все-таки противоестественно.

- А что есть в профессии дирижера, что несовместимо с женской природой? Что есть суть дирижерской профессии?

- Суть дирижерской профессии - сила. А суть женщины - слабость.

- А может быть, суть дирижерской профессии - понять замысел композитора и вести к нему всю эту армию музыкантов?

- Да, женщина может не хуже мужчины понять замысел автора, но потом следующая ступень - руководить музыкантами, этого женщина уже не может. Я по крайней мере не встречал.

- То есть все-таки требуется какое-то подавление в дирижерском деле?

- Да, если так прямолинейно говорить, то в какой-то степени... Но все гораздо тоньше.

- Но если не подчинить себе всю эту толпу, то...

- Не будет ничего. Не работает эта машина.

- Я хотела еще расспросить вас по поводу программ. Вот на таких музыкальных фестивалях идет немножко некая игра в поддавки с публикой. А вы вчера играли трехчасовой концерт с грандиозной программой и сегодня будет еще более грандиозная. Чем вы руководствуетесь в своей репертуарной политике?

- Никакой особой политики нет. Я просто думаю, что на эти фестивали приезжают довольно подготовленные слушатели. Именно на фестивали. Поэтому можно играть серьезную музыку и в поддавки приходится играть только в тех случаях, когда у фестиваля дела очень плохи. А фестиваль в Анси становится все серьезнее и приобретает всеевропейское значение.

- За счет финансовой стороны, за счет того, что появился меценат?

- Во-первых, за счет финансовой, да...

- А культуру спасут деньги?

- Не совсем. Деньги помогают. Культура ведь никогда в истории не окупалась. Просто раньше, в старину, князья, царьки, принцы, короли относились к культуре как к чему-то очень важному. И они субсидировали культуру. А сейчас, когда государствами руководят технократы, атеисты, люди не очень близкие к культуре, они не очень понимают, что значит культура для страны, для народа. Они не понимают, что без культуры государство не имеет будущего. Нам повезло, что Путин это понимает и он в один присест в десять раз увеличил дотации пяти большим коллективам. А через два года увеличили и второму ряду оркестров. И если бы не это, то сейчас положение России с культурой было бы совершенно трагическим. Сейчас у нас есть возможность каким-то образом сохранить то, что мы имеем. Без Путина это не получилось бы.

- Потому, что он петербуржец, или потому, что у него дочери учились музыке?

- Потому, что он умный. И то, что он отдавал детей учиться на скрипке, говорит о человеке, правда.

- Скажите, пожалуйста, а вы чувствуете разницу между публикой здесь, в России, в Америке?

- В принципе если любой публике представляют настоящих артистов, то они каким-то образом общим умом понимают, что это серьезно, что это очень важно и сообща понимают культуру.

- Впереди юбилейный год Рахманинова...

- Я не люблю юбилеи. Я люблю играть музыку, которая мне нравится. Рахманинов мне нравится всегда, поэтому безотносительно всяческих юбилеев я очень много дирижирую Рахманинова.

Elena GANTCHIKOVA Moscou- Paris- Annecy

image Click to view



image Click to view

мои публикации, МОЯ РАБОТА, artiste elena gantchikova, музыкальная критика, записки педагога по фортепиано, interview, музыкальная жизнь, композиторское, музыкальное видео, my new publication, музыка и музыканты, ma nouvelle publication, моя журналистика и публицистика, музыкальная рецензия

Previous post Next post
Up