Roger Muraro piano 10 novembre 2013 Théâtre des Champs-Elysées

Nov 14, 2013 13:16



Publié dans Belcanto



Концерт Роже Мюраро в Театре Елисейских полей. Воскресенье. 10 ноября 2013.

Парижская публика слушает классическую музыку постоянно.

Даже по телевизору попсу откопать очень сложно, зато классические концерты можно слушать как очень ранним утром, так и в прам тайме разных каналов.
Во всяком случае ни по пролетарским, ни по религиозным праздникам, попсовики на экране не маячат.
Их нужно искать на отдельных, им отведённых каналах.

Представители приличного общества считают своим долгом разбираться в классической музыке и живописи как можно лучше.
Для этого даже есть термин: «Культурный капитал».

В городе концерты классической музыки происходят каждый вечер во всех концертных залах и многих церквях, а уж в воскресенье - с утра пораньше и весь день.
Только успевай добираться из одного театра в следующий.

Идя на утренний воскресный концерт в Театр Елисейских полей, я удивлялась, почему большие семьи с детьми и подростками так торопятся и обгоняют меня, вбегая в театр, ведь до начала концерта ещё оставалось сорок минут.
Оказывается, что за единую цену билетов в 25 евро все места свободно доступны.
Зал заполняется с первых рядов партера и ВИП- мест в центральной ложе, и так до полного аншлага.
Как говорится, кто первый, того и тапки.

Когда я смотрела на большие семьи- пожилых людей с братьями и сёстрами, кузенами и кузинами, их супругами; или, наоборот, на молодые пары с двумя-тремя маленькими детьми, начинающих своё воскресенье с похода в один из двух лучших парижских концертных залов, чтобы потом отправиться на бранч, а потом на дневную оперу или театральный спектакль или в музей или просто в парк, я думала о том, что ничто не мешает такие семейные концерты устраивать и в московских концертных залах.

Приобщаться к классической музыке самим и приобщать своих детей удобнее всего в воскресенье.

Я постепенно расскажу вам о том, как обстоят дела с классической музыкой в остальных парижских театрах, концертных залах и музеях, где тоже обязательно есть свои концертные салоны.

Мои парижские культурные хроники я именно для этого и веду.

Воскресным вечером обстоятельные парижане готовятся дома к началу рабочей недели.
Все культурные мероприятия, включая оперу, начинаются с 10-11 утра и сразу после обеда: в два, три, или четыре часа пополудни.
Позже можно пойти только в кино.

Итак, подробно о концерте.

При всём неоспоримом авторитете российской фортепианной школы, французских композиторов - импрессионистов, нужно непременно слушать во французском исполнении.

Мы не умеем играть музыку в которой нет страстей.

Французское отношение к произведению искусства тем и отличается от российского, что российский художник через своё искусство выражает чувства и страсти, а французский- эмоционально отстраненно, зато очень взвешенно и выверено, создает артефакт или объект искусства- какое определение вам больше нравится.

Я очень уверенна в своей выстраданной формулировке, поскольку в годы учёбы оказалась между российской и французской композиторскими школами и, пока для себя не поняла и не сформулировала суть разницы между этими двумя противоположными менталитетами в искусстве, достаточно намучалась, пытаясь объясняться с Российским Союзом композиторов французскими категориями, а с булезианцами и спектралистами- русскими.

Вот за тем, чтобы послушать Дебюсси в исполнении одного из самых лучших французских пианистов, я и отправилась в Театр Елисейских полей с утречка пораньше, к собственному изумлению, обнаружив этот огромный театр забитым под завязку.

Впервые я услышала Роже Мюраро в моём далёком детстве на VIII конкурсе Чайковского в 1986 году, где он настолько изумил жюри своей интерпретацией второй сонаты Рахманинова, что даже взял четвёртую премию. Изумил он своей индивидуальностью, которая не имела ничего общего с стереотипом завоевательно - наступательного советского пианизма.

На этот раз Мюраро составил программу из пьес Дебюсси, Листа и Шопена.

Ни один из боевых слонов российского пианизма не успокоился бы, не затоптав публику хотя бы одним «Карнавалом» Шумана, «Мефисто-Вальсом» Листа, «Апассионатой» Бетховена или всем сразу в одном концерте. А лучше всего - если ещё и без пауз.

Представитель французской гедонистской фортепианной школы, вполне может себе позволить всю программу построить на прелюдиях и баркароллах и сделать самыми «зубодробильными» элементами «Фантазию» Шопена и «Смерть Изольды» Вагнера - Листа.
Причём, чтобы их «опознать» нужно будет заглядывать в программку, настолько для русского уха неривычен нежно- журчащий и шелестящий звук.

Концерт начался с эталоного исполнения трёх «образов» Дебюсси из второй тетради: «Колокола сквозь листья», «И луна спустилась на место бывшего храма», «Золотые рыбки» и продолжился тремя прелюдиями: «Холмы Анакапри», «Девушка с волосами цвета льна» и «Минестрели».

У Роже Мюраро тончайшая тембровая палитра.
Переливающиеся и журчащие звучания, столь нежнейшие, что иногда звук уже совсем похож на шорохи.
Это именно те характиристики звука, которые идеально подходят для исполнения дымчатой импрессионистской музыки.
Пальцы пианиста, нежно прикасаясь, ласкают клавиши, а прозрачные звучания ласкают слух слушателей.

Дальше композиторы сменились: прозвучали две транскрипции Вагнера - Листа: «Корабль-призрак» и «Смерть Изольды», где ключевыми словами можно считать «призрак» и «смерть», поскольку манера исполнения не изменилась.
Те же касания, журчания и шелесты.

Далее последовали произведения Шопена «Фантазия» фа минор опус 49, баркаролла фа-диез мажор опус 60, колыбельная ре-бемоль мажор опус 57 и Тарантелла ля-бемоль мажор опус 43.

Манера исполнения не менялась от композитора к композитору.

Было непривычно, но тут я вспомнила, что этих трёх композиторов объединяло одно: пианистическая карьера в парижских великосветских салонах.

Вся атмосфера утреннего концерта в театре Елисейских Полей была столь салонно - расслабленной и пронизанной негой солнечного воскресного праздного дня, предназначенного для получения всяческих утончённых удовольствий.

Возникла догадка: вероятно, именно такая манера исполнения салонных пьес композиторов и традиционна для парижского пианизма.

Елена Ганчикова.
Париж

image Click to view

roger muraro, мои публикации, МОЯ РАБОТА, artiste elena gantchikova, записки педагога по фортепиано, рецензия на концерт, парижская концертная жизнь, композиторское, my new publication, парижская музыкальная жизнь, Théâtre des Champs Elysées, ma nouvelle publication, piano

Previous post Next post
Up