Publié dans
OperaNews «Фаворитка» возвращается
Шедевр Доницетти в Театре Елисейских полей
Елена ГанчиковаОперный обозреватель
25 февраля 2013
667
0
Приехавший в 1838 году завоёвывать Париж, Гаэтано Доницетти написал несколько опер для всех парижских оперных театров одовременно, прежде, чем в Парижской Опере состоялась второго декабря 1840 года премьера оперы «Фаворитка», написанная на французском языке.
С тех пор она прочно вошла в репертуар этого театра (692 спектаклей) прежде, чем была снята с репертуара в 1918 году.
Для Парижа того времени, официально состоявшего из двух высших обществ: света и полусвета, сюжет был довольно странным.
В опере главный герой Фернанд, собравшийся принять постриг, влюбляется с первого взгляда в прекрасную девушку Леонор, бросает монастырь (и его настоятеля Балтазара), переживает взлёт взаимной любви, собирается на ней жениться, но всё бросает и возвращается обратно в монастырь (и к настоятелю), узнав от Балтазара, что Леонор (О, ужас!) любовница короля Альфонсо. Несчастная Леонор приходит в монастырь на постриг Фернанда и там долго и распевно умирает у ног возлюбленного от неуточнённого диагноза.
Странность заряда морали сей басни не в том, что чистый душой и помыслами юноша не выдерживает такой страшной правды, и не в том, что Балтазар из ревности всю дорогу преследует, запугивает и проклинает Леонор (что по-человечески понятно), а в том, что на протяжении всей оперы, весь двор короля стыдит за позор и безнравственность фаворитку, хотя во Франции фаворитка короля была чуть ли не второй персоной в государстве.
У баса Карло Коломбаро, выступавшего в роли Балтазара дребезжат низы, а у тенора Марка Лао- верхи. Поэтому, когда они начинают петь дуэт , который начинается у первого в нижнем регистре, а у второго в верхнем, интересный эффект получается. Двойное дребезжание. При этом они почему-то расходятся с оркестром, хотя дирижёр находится прямо у них под носом.
Исполнитель роли короля Альфонса Ludovic Tézier, откровенно фальшиво поёт.
У него очень мощный, громкий, даже грубоватый, легко перекрывающий оркестр баритон с густым тембром с массой призвуков, но интонация очень грязная. Впечатление, что он не просто поёт четвертитоновую музыку, но ещё к ноте сначала подъезжает на глиссандо, а потом куда-то съезжает. Ездит вокруг каждой ноты. Поэтому все унисоны с оркестром и ансамбли с другими певцами звучат кластером.
Чувствуются большие сложности то ли со слухом, то ли с контролем интонации.
Вообще все мужские голоса пели без эмоциональных красок. Они просто пели себе свои партии и всё.
За исключением финального дуэта, где исполнитель партии Альфонса всё-таки заразился энтузиазмом от исполнительницы партии Леонор.
По настоящему хорошо пели женские партии: исполнительница роли Леонор английская меццо-сопрано Alice Coote и исполнительница роли Инес, французская сопрано Judith Gautier . У Alice Coote и краски нашлись, и душевные переливы, и проникающие в душу интонации.
У неё очень красивое меццо, великолепно звучащее на верхах. В этой партии есть очень высокие ноты в предельном для меццо регистре, которые не создавали для неё не малейшей проблемы ни в техническом ни в красочном плане.
Минимализм декораций свёл их к полному отсутствию. Задники сцены прикрыты панелями, в глубине расположено нечто, похожее на строительны леса, а слева на авансцене стоят три колченогих табуретки.
Судя по всему, декоратор решил совсем не отвлекать внимание публики от певцов. Благодаря минимуму декораций, всё пространство сцены осталось свободным для перемещения певцов.
Но режиссёр никакой особой сценографии не придумывал. Вероятно для того, чтобы не отвлекать вокалистов от пения.
Так и пели они в противоестественных, но очень распространённых в оперных спектаклях позах: когда влюблённые, встав друг к другу спинами и держась предельно вытянутыми во всю длину руками, чтобы друг от друга не оглохнуть, долго поют дуэт. Либо неуклюже перемещаются по диагонали по голой сцене, отчаянно простирая друг к другу руки с расстояния полутора метров и почему-то всё никак не дотянутся.
Всё, что только можно собрать из поведенческих оперных штампов, было собрано.
B том и состоит роль режиссёра, чтобы актёры делали что-то более интересное.
Но в меру, а то когда женский хор попробовал изобразить канкан, публика легла.
Что касается костюмов, то простой покрой и цветовая гамма от коричневой до синей, никак не напоминала ни о короле Севильи, ни о королевских придворных, ни о его фаворитке, ни об обстановке свадьбы и празднования победы в сражениях .
Скорее простолюдинов в траурный день. Цветовая гамма спектакля получилась тусклая бурая на тёмно-сером.
В результате получилось нечто тусклое, бледное, ходульное, но с совершенно гениальной музыкой.
Композитор Гаэтано Доницетти, как царевна- лебедь: махнул одним рукавом, из него посыпались потрясающей красоты и запоминаемости мелодии, которые сразу очаровывают и тут же ложатся на слух, махнул другим рукавом,- из него посыпались красивейшие оркестровые краски. И так вся опера. Сплошные мелодические красоты.
Поятно, почему в Италии опера была самым любимым зрелищем для всех слоёв общества.
Обычно театр Елисейских полей показывает за один концертный сезон большое количество редко и не очень иполняемых ораторий и опер в концертном исполнении. В качестве зрелища это гораздо интереснее, чем такая постановка, поскольку можно наблюдать дирижёра и музыкантов оркестра, голоса звучат яснее, когда оркестр находится за спиной у певцов, а не между ними и зрителем в оркестровой яме.
Единственная разница в том, что сцена в таких случаях бывает занята, и певцам в сцене смерти негде прилечь, но, учитывая то, как они изображают умирание, оно и к лучшему.
Меньше смешков в публике.
Elena Gantchikova, "La Favorite" - Générale © V. Pontet - Wikispectacle
Париж
Click to view
Click to view