Золото Рейна: опера про кидалово.

Feb 10, 2013 17:37

Моя рецензия в Операньюс.
".............(отрывок)  Несколько лет назад меня остановила на улице молодая русская пара и на ломаном английском попыталась выяснить, как пройти на Елисейские Поля. Я радостно ответила по-русски, что сама иду в том же направлении и покажу, где что находится. По дороге я комментировала, что находится слева, что справа и вдруг обратила внимание на забавную деталь: снимавший по дороге всё на видеокамеру молодой человек, крепкого телосложения с бритым затылком и огромной цепью на шее, все мои объяснения переводил в камеру на совсем иной русский язык: «А вот здесь находится один из самых элегантных парижских ресторанов», - говорила я. «Наикрутейший кабак», - сообщал он в микрофон на понятном его братве языке.
Так вот если бы этому персонажу показать оперу Вагнера «Золота Рейна» то, скорее всего, он бы сказал, что она про «сполошное кидалово», которое, оказывается, существовало всегда. На протяжении всего действия, каждый персонаж действует исключительно в своих личных эгоистических интересах, совершенно не считается ни с чьими интересами и чувствами и не гнушается никакими методами. Все друг друга пугают, обманывают, обворовывают и калечат.

Три дочери Рейна стерегут золото, из которого можно сковать кольцо и стать властелином мира при условии отказа от любви. Они заигрывают и кокетничают с карликом Альберихом и заставляют его поверить в любовь. В тот момент, когда он совсем «тает», над ним грубо насмехаются и заставляют его пережить разочарование и страшное унижение. Первый обман.

Затем уже Альберих, в свою очередь просто отнимает у них золото Рейна и уносит с собой. Почему-то три девицы, которые только что над ним издевались, не в состоянии ему воспрепятствовать. Второй обман. Дальше выясняется, что бог Вотан заказал двум великанам возведение своего дворца, но к оплате отнёсся с полнейшей безответственностью (эту ситуацию, к сожалению, поймут все люди, имевшие дело со стройкой - оказывается, и это тоже существовало издревле). Он пообещал великанам отдать им сестру своей жены богиню юности и красоты Фрейю, ни на секунду не поинтересовавшись, как она сама относится к такой перспективе. Несмотря на то, что Фрейя - богиня, а не сенная девка, да ещё и его родственница. Вотан рассчитывает, что в крайнем случае полубог огня и вранья Логе как-нибудь выкрутится из неприятной ситуации.

Великаны всё время напоминают о том, что напрасно все считают их большими и глупыми, оказывается им в оплату потребовалась Фрейя вовсе не из лирических или эротических чувств, а по той простой причине, что в ней заключается секрет вечной молодости и здоровья богов: она каждый день кормит их молодильными яблочками из своего сада. Великаны хотят отлучить Фрейю от богов, чтобы те мгновенно подряхлели и у них можно было бы отнять власть.

Почему-то верховный бог Вотан совершенно забыл о полезности Фрейи в хозяйстве и вспомнил об этом только тогда, когда великаны, забрали Фрейю в заложницы и всем богам, включая Вотана, физически резко поплохело. Но, когда до него дошло, что без Фрейи и он заболеет и умрёт, тут же решил вызволить её любой ценой. Исключительно ради себя, а вовсе не из сострадания к своим рыдающим жене и свояченице.

Хитрый Логе, поняв, что Великаны хотят власти, решил их соблазнить золотом Рейна и кольцом Альбериха, заодно объяснив, что обладание золотом и любовь несовместимы. Великаны соглашаются... принять золото и кольцо в качестве выкупа за захваченную в заложницы Фрейю.

Приходится Логе и Вотану самостоятельно разыскивать Альбериха и учинять рейдерский захват, так как Альберих стал самым настоящим олигархом: получил в безграничное пользование золотые рудники, на которых безмолвные толпы рабов добывают ему золото в несметных количествах и отливают его в слитки. У Альбериха даже есть идеальная «крыша»: шлем-невидимка, в постановке обозначаемый косыночкой.

Ловко манипулируя его самолюбием, Вотан и Логе выманивают его на поверхность, «разводят» по полной программе, скручивают и заставляют с помощью кольца велеть рабам принести всё золото, имеющееся в наличии. Альберих надеется, что, отдав золото, он заново добудет столько же, с помощью власти кольца, но кольцо у него вырывают (в постановке) вместе с пальцем.

Альберих обрушивает на голову обидчиков угрозы и проклинает кольцо, заговорив его таким образом, чтобы оно наводило порчу на каждого обладателя до тех пор, пока не вернётся обратно к Альбериху. После чего он уползает, еле живой.

Тут у богов появляется возможность выкупить у великанов Фрейю, а вместе с ней свою собственную молодость и здоровье, но и тут Вотан, сдав всё золото, пытается не отдавать кольцо. Упрямо цепляется за него до тех пор, пока вестник из потустороннего мира «знающий всё, что было, есть и будет», не убеждает его в том, что от кольца нужно срочно избавляться, поскольку порчу оно наводит с огромными неприятностями. Вотан расстаётся с кольцом исключительно из страха за себя.

Как только кольцо оказывается у великанов, тут же брат убивает брата, с чего и начинается история пакостей, причиняемых кольцом каждому новому владельцу. Опера заканчивается плачем трёх дочерей Рейна, которым после всех обещаний верховный бог Вотан никакого золота не вернул, поскольку, как мы видели, был полностью занят решением собственных проблем, а от трёх русалок ему нет никакой ни пользы ни вреда, поэтому с ними можно и не считаться."
вступление и продолжение здесь: http://www.operanews.ru/13021006.html


Парижская Опера, мои публикации, МОЯ РАБОТА, artiste elena gantchikova, музыкальная критика, записки педагога по фортепиано, Вагнер, Золото Рейна, композиторское, my new publication, музыка и музыканты, ma nouvelle publication, Кольцо Нибелунгов, моя журналистика и публицистика

Previous post Next post
Up