Детская старость или в какое Будущее мы верим?

Dec 19, 2014 14:00

Оригинал взят у liza_golovina в Детская старость или в какое Будущее мы верим?
Делюсь с сообществом статьей о том, как школьное образование влияет на детей.
Автор статьи - Олег (Сэм) Головин, философ, психолог, телесный терапевт, хозяин поместья, многодетный отец. Старшего сына забрал из школы в середине второго класса. Дети на домашнем образовании.

Детская старость или в какое Будущее мы верим?

Если система образования или ее представитель заставил вас усомниться в умственных способностях вашего ребенка, не торопитесь. Для того ли вы его рожали и пестовали, чтобы кто-то чужой негативно оценил его относительно своих стандартов? Я советую вам усомниться в стандартах.

Давайте посмотрим вместе на то, что проходят сейчас наши дети в обычной школе и то, какой мир мы наблюдаем в результате.

Мы взялись готовить 7-ми летнюю дочку к полугодовой промежуточной аттестации. Большую часть дня она хочет играть. Она строит дома, украшает замки, наряжает кукол и сестру, придумывает песни и истории, лепит зверюшек из пластилина, рисует зайчиков и домики, читает сказки, комиксы, стихи. Она плачет навзрыд, писается от смеха, кричит от восторга, когда бежит. Она дышит животом и не может сидеть больше десяти минут кряду. Она спит рядом с мамой, потому что часто видит кошмары (наблюдения психологов: с 4 до 9 лет человек видит больше кошмаров, чем за всю свою оставшуюся жизнь). Она уверена, что прекрасна, и мир её обожает. Она не боится ошибаться, потому что не знает, что это плохо. «Наказали» её только однажды в жизни в вальдорфском садике, взяв на ручки.

Дали ей тесты по простому предмету: окружающий мир. Оказалось, она вопросы и прочитать-то не может, так как не знает смысла слов. Для примера некоторые из вопросов:
1) Какой любимый цвет экологов?
2) Кто первым полетел в Космос и на каком корабле он облетел вокруг земли?
3) В каком случае кажется, что время летит быстро? Варианты ответов: 1. Когда тебя наказали, 2. Когда ты делаешь домашнее задание, 3. Когда ты играешь в интересную игру, 4. Когда ждёшь кого-нибудь.
4) Какой самолет используется в боевых операциях?

Может ли это быть ей интересно? И кому в нашей системе есть дело до того, что свойственно и интересно ребёнку 7-ми лет? Похоже, только коммерческим организациям…

Мы все ходили в одинаковые сады и школы в советские годы. И знаем, на что было ориентировано наше воспитание и образование.

Но когда мой сын пошёл в школу в 2012 году, оказалось, что даже сейчас, во времена креативной экономики и мирового перепроизводства главной задачей учителя является вдалбливание детям заданной кем-то программы. Лучше сказать, проданной кем-то кому-то программы. Сын проучился в школе полтора года и своим поведением и самочувствием показал нам опасные стороны и еще более опасные последствия современной российской школьной системы воспитания и образования. Я перечислю некоторые:

1. Никому ничего не интересно.

Учитель - заложник поурочных планов. Ее задача - запихнуть в детей проданную министерству образования программу. Она не участвует творчески в подготовке урока. Не влияет на содержание урока. Она только посредник. Поэтому обучение детей не может быть ей интересно.

При этом у нее 25 - 35 живых, подвижных, открытых подопечных. Но им надо сидеть прямо, говорить тихо, ходить спокойно.

Единственный реальный инструмент учителя - давление. Ей нужно доминировать, доказав детям, что она авторитет. Как-то ведь надо управлять этим резиновым классом. Как-то надо заставить их стать более или менее одинаковыми, воспринимать одно и то же с одной и той же скоростью и адекватно программе воспроизводить.

Поведение учителя задаёт модель поведения во взрослой жизни: доминирование - подчинение. Вот тебе и основной двигатель поведения русских взрослых: доказать свою авторитетность.

Учитель стандартной средней школы не может думать о том, что у каждого ребёнка свои предназначение, нрав и способность восприятия. То есть он уже давно личность. Это нераскрытый, никому неизвестный, огромный потенциал ума и чувств. Потенциал, который родит, создаст что-то новое, нам неведомое.

Как это случится, если ум и чувства ребенка ежедневно прессуются нашими установками, взглядами, формами, правилами, программами, которые себя не оправдывают, и это очевидно, разрушают отношения между людьми, планету и саму жизнь.

А, может быть, мы, родители что-то упускаем, а система подхватывает? Или может быть, мы, некритичный продукт этой системы, продолжаем подыгрывать ей?

2. Бессмысленное времяпрепровождение. Притворство с обеих сторон.

Но ребёнок должен вставать утром и идти в школу. И бОльшую часть дня сидеть на уроках. Помните, как на скучных уроках все постепенно превращалось в туман и шум морской волны, и вы клевали носом?

Формируется привычка терпеть, жить наполовину, отключать интерес и просто существовать. При этом притворяться, что все нормально. Как будто дальше будет что-то лучшее. А ведь жизнь проходит прямо сейчас, даже у семилетнего ребёнка.

Ребёнок учится бежать в будущее, постоянно ожидая, что там, дальше, будет что-то лучшее. А то, что у него сейчас, ему нужно просто перетерпеть. Вам это никого не напоминает?

3. В отличие от нас в детстве, современный ребенок не может просто пойти болтаться по дворам с ватагой соседских ребят после школы. Он должен выполнять домашние задания или заниматься в студиях. Ему негде и некогда просто выдохнуть. И вдохнуть самый сок детства: приключений и дружбы.

Начиная с садика ребенка методично отучают наслаждаться своим телом (движение, дыхание), связью с людьми и окружающим миром.

И в нашей взрослой жизни не остается места спонтанности, игре. Игре просто ради удовольствия. Ведь когда прячешься в «Казаки-разбойники», ты чувствуешь себя очень живым, чувствуешь, как жизнь бьёт в тебе ключом. Мы отвыкаем пульсировать, как пульсирует всё живое: вдох - выдох. Включённость - отключённость. Деятельность - отдых. Мы постоянно работаем, достигаем результатов, боясь остановиться и сделать паузу. А ведь жизнь течёт через в рывки и в паузы. Для успеха и счастья нужен как тонус, так и расслабление. Свежие идеи посещают нас именно в моменты отдыха.

4. Между учеником и учителем нет и не может быть безусловной поддержки и теплой связи. Такого необходимого всем человеческого контакта. Нет его и с родителями, поскольку из школы к ним приходит незнакомый человек. Его надо либо «чистить», либо «строить».

Душевная связь как таковая просто отмирает. Взаимодействие людей строится на оценке и соревновании.

Что в этом угрожающего?
Давайте представим себе, насколько возможно взрослеющему человеку, растущему в самоподавлении, постоянной оценке и соревновании, сохранить искренний, живой интерес к жизни? Просто жизни, простым радостям, без адреналина, наркотиков, алкоголя…

5. Система образования знает все ответы на все вопросы. Поиск, удивление, личный успех практически невозможны. Естественное сопротивление детей установленным стандартам строго подавляется. Но ведь души детей живут в доме будущего, им нужно отделиться от старого, чтобы создать новое будущее.
И дети отучаются верить в свои силы и предпринимать усилия для достижения собственных, никем еще не созданных, результатов. А через пять лет просто перестают рождать импульсы.
Что они смогут потом создать нового, если насквозь пропитаны старым устоем? Откуда им взять восторг и желание творить жизнь?

6. При нашей текущей системе образования ребенок бОльшую часть дня сидит в нефизиологичной позе, на попе. На переменах нельзя бегать. Они играют в гаджеты, используя и так уже истощённый умственный источник энергии. Человек - как колодец. Он может черпать из себя бесконечно только если давать отдых его источникам силы. Поучился - побегал. Побегал - пообщался. Позанимался творчеством - посидел.

7. В результате методичного подавления естественных детских потребностей: в игре, в отдыхе, в душевном, безоценочном общении в школе дети отключают связь с внутренним «Я есмь» и чувством собственного достоинства. Связь, с которой человек рождается. Связь, которая обеспечивает единство с миром, гарантированное нам самой природой. Связь, помогающая нам помнить, что мы гораздо больше собственного тела. Единственная связь, гарантирующая настоящую безопасность.

У ребенка пропадает удовольствие от переживания связи с собой и через себя с окружающим миром. Утрачивается знание о том, что этот мир и окружающие люди питают наше «я». Выключается духовный источник энергии - связь, смысл, счастье, - дающий человеку силу. И живой мир становится неинтересным, но опасным.

К концу первого класса это усталые, циничные, безразличные молодые старички. К 11 классу они достигают вершин онемения. Они уже профессионалы в том, чтобы ничего не чувствовать и ни с кем не быть связанными. Система выковывает индивидов, не способных добывать главную валюту жизни - счастье - из единственно возможных мест, самих себя, и уже существующего мира природы.
О чем они будут заботиться, когда вырастут? Они смогут думать только о своем кармане. Конечно, эти люди будут заключать сделки, которые поднимут их личный авторитет. Ожидая хорошего отката. Служить народу в административном аппарате, который постоянно надо чистить от коррупции.
Может быть, поэтому наша милиция стала полицией, но никак не изменилась? Может быть, по этим причинам наша политика не дает возможности выйти из экономического и политического конфликта?
Откуда у этих детей будет интерес к экологии? Какое им будет дело до животного мира, если их собственное тело страдает, приученное к дисциплине отсиживания по 10 часов в день?
Конечно, миллионер, прошедший такую обработку, будет тратить все деньги на поддержку своего «Я». Ему будет трудно заботиться о мире и делиться. Иногда, наблюдая за действиями наших олигархов, мы удивляемся: "Откуда такая жадность?" Но, может быть, это не жадность, а отчаянная попытка вылечить своё "Я" от этого жуткого чувства оторванности.

Они продолжат создавать мир, в котором я каждый день обращаюсь за какой-либо услугой. И чаще всего человек, которому я заплачу, больше интересуется тем, чтобы самому потребить то, что я могу ему дать, то есть моими деньгами. Он не стремится создать со мной отношения, дать качество своего профессионального участия. Ему нет дела до того, какой вклад он сделает в мою жизнь. И поэтому я редко ухожу обогащённым. И, как и многие другие жители российского мегаполиса, устаю от невозможности сердечной встречи. Устаю от огромного количества поверхностных, ничего не значащих контактов.

Даже обращаясь за помощью к врачу, которого я вместе с вами содержу на свои налоги, я не встречаю участия. Врач не глядя прописывает мне антибиотики.

И мы надеемся, что в нашем обществе что-то изменится… Но если мы ежедневно поддерживаем культуру насилия, безразличия и уравнивания наших детей, что может измениться? Мы даём всё тот же посыл, следующим поколениям ничего в себе не пересмотрев и не изменив.Да, нам надо бежать по делам, мы так заняты, разбираясь со своими бесконечными проблемами. А в это самое время мы ввергаем наших детей в тот же самый порочный круг.
Почему западные миллиардеры более скромные, щедрые, доброжелательные? У них меньше потребности защищаться заборами, охраной и больше желания делиться. Распространенный стиль одежды миллионера - shabby- потрёпанный. Или Ричард Брэнсон и VirginGroup. У них так много денег, что они летают в космос. И сколько Брэнсон делает для планеты. Судя по всему, у него включён другой источник, не на себя, а из себя. Связь со своим «Я» задаёт вектор деятельности человека: давать или забирать.
Но выход есть… так как он есть Вход. Вход в отношения с ребенком.
Вы можете начать создавать их сами, дома, и тогда ни вы, ни ребёнок не сможет поддерживать устаревшую холодную систему. При бережном отношении к детям, удовлетворении их естественных потребностей связь с «Я» сохраняется и даже усиливается.

Вот несколько заповедей, которые помогают нам сохранить в наших детях крепкую связь со своим «Я»:
A. Разговаривать с ребёнком с самого первого дня, предупреждая его о том, что мы собираемся с ним сделать (поменять пелёнку, взять на ручки).
B. Никогда не говорить за него: «У тебя уже прошло, хватит плакать», «Я же знаю, чего ты хочешь.»
C. Никогда не отвечать за него на вопросы, которые задают другие люди. Не говорить за него: "Нам три годика”, "Мы это не любим, а любим другое."
D. Не препятствовать взаимодействию ребёнка с окружающим миром: не встревать в его разговоры с чужими, не говорить о нём в третьем лице с другими людьми. Никогда.
E. Уважать себя и обучать ребёнка уважать вас, не позволять ему обрывать ваш разговор с другим взрослым, встревать и комментировать. При этом не эксплуатировать его терпение, и быть благодарным за его внимательность.
F. Защищать интересы своего ребёнка, если есть другой родитель или взрослый. Даже перед учителем. Пусть ребенок чувствует, что его хоть кто-то безусловно любит и принимает. Это базовая человеческая потребность.
G. Обращаться к ребёнку от себя, из своих чувств и восприятий. Без поучений и обвинений.
H. Давать ребенку ясную обратную связь насчет того, как его действия влияют на вас. Тоже честно, открыто. Можно даже злиться.
I. Не прятать своих чувств, и не стесняться их. Говорить о них супругу, детям. Всем нужна обратная связь. Быть честным с ребёнком.
J. Если ребёнок злится в ответ, плачет и пр., стараться понять его чувства. Никогда не говорить, что его эмоции или проблемы не важны.Позволять ему проживать его жизнь, испытывать эмоции по поводу ситуаций, в которые он попадает, и давать ему возможность сделать свои выводы о жизни, получить свой опыт. Как это сделали вы.
K. Когда ребёнок болеет, прежде, чем бросаться к медикаментам, слушать его мысли по поводу болезни, рисовать болезнь и учиться проговаривать происходящее. Оказав первую помощь, искать эмоциональную первопричину болезни или травмы.
L. Если вас пугает поведение ребёнка, говорить с ним об этом от себя. Рассказывать честно свои представления о мире и слушать его. Многое вас может удивить!
M. Ежедневно хвалить ребенка за старания или поступки, давать внимание тому что у него получается. Это о мальчиках. А девочкам нужно просто знать, что уже само их существование приносит кому-то радость.
N. Обнимать ребенка. Человеку необходимо от восьми прикосновений в день.
O. Сообщать ему как ВАЖНО, что ОН или ОНА у Вас есть. И вы благодарны ЖИЗНИ и ЕМУ.
P. Подчёркивать его принадлежность к одному из полов: женскому или мужскому, и давать поручения, максимально отвечающие свойствам этих полов.
Q. Самим жить в соответствии с особенностями своего пола и человеческой природы. Не изображать из себя двуликого Януса или компьютер.
P. Не винить и не ругать себя ни при каких обстоятельствах. Обязательно просить прощения, если вы поступили неправильно. Но прощать и себя, в первую очередь. Мы передаем дальше то, что получили. Он нас зависит постепенное изменение собственной кармы и кармы своих детей (карма - закон причины и следствия).
R. Ну и крайнее, и, возможно, самое важное: помните, что СОЗИДАЕМОЕ ЕСТЬ ПОРТРЕТ СОЗИДАТЕЛЯ. Дети - наше отражение. Воспитывайте себя, а они подтянутся.

домашнее обучение

Previous post Next post
Up