экспериментальный видео арт

Apr 06, 2008 16:07


Норман Мак-Ларен - один из пионеров современной анимации, открыватель целого ряда анимационных техник. Еще будучи студентом (он учился в художественном училище в Глазго), он осуществил свои первые опыты производства фильма без кинокамеры, посредством рисования прямо на пленке. Он мне рассказывал, как интересно он начинал. Вообще по специальности он не был кинематографистом, не был аниматором. Анимация у него была как хобби. И так как у него не было ни камеры, ни даже пленки, свой первый фильм он нацарапал на уже отснятой киноленте.
Он мне его показывал, это чрезвычайно интересно. Там происходит мелодрама. Ну, такой типичный мелодраматический конфликт между мужчиной и женщиной с драматическими жестами, объяснениями… Фильм, видимо, тридцатых, двадцатых даже годов. И поверх этого он процарапывал своего персонажа, который все время встревал в их диалог, в спор и даже в их поцелуи. Это чрезвычайно смешно! Так он открыл технику анимации процарапыванием по пленке. Это называется «Бескамерная анимация». Мак-Ларен сделал целый ряд фильмов на темы, заданные ему Министерством просвещения, и, удивительное дело, сколько юмора, выдумки и фантазии - фантазии не только творческой, но и технической - он смог в них вложить. Скажем, у него есть фильм, который называется «Горизонтали»-горизонтальные линии сходятся и расходятся под мелодию. Есть фильм, который называется «Треугольники» - это своего рода исследование, в каких формах, в каких обстоятельствах треугольники могут образовывать те или иные фигуры. «Ритметика» - фильм-поэма, построенный на цифрах. Цифры, которые оживают на экране, приобретают образ и характер, постепенно образуют таблицу умножения, где все сходится по вертикали и по горизонтали, все уравнено и создается впечатление какого-то вселенского равновесия. Это фильм удивительно красивый, умный и познавательный. Мак-Ларен - один из открывателей вида анимации, который получил название «пиксиляция». Что такое «пиксиляция»? Это создание движения как суммы неподвижных состояний. В этой технике выполнены его фильмы «Две багатели» («Два пустячка») и «Соседи». В «Соседях» два персонажа летают над лужайкой. Они летают не при помощи крыльев или, там, других приспособлений, а просто, поджав под себя ноги, кружат над полянкой. Это сделано чрезвычайно просто, как и все гениальное: Мак-Ларен заставлял актеров подпрыгивать, но фиксировал на пленке только те моменты, когда они зависали в воздухе. Из этих моментов, из этих вершин он сложил новое движение - персонажи полетели. Долго перечислять, сколько всего изобрел этот удивительный человек. Он был и крупным общественным деятелем - руководил знаменитой анимационной школой Канадского Киноцентра, и при нем Киноцентр Канады пережил пе риод своего наивысшего расцвета.
Вот еще я вспомнил фильм «Прочь, глупые заботы». Это опять же его, Мак-Ларена, фильм. Он был изобретателем не только новых форм и техник - фактически новых анимаций, новых видов анимации - он изобрел рисованный звук. Да, рисованный звук. Вы знаете, если внимательно смотреть на кинопленку, по левой, кажется, ее стороне идет такая пилочка - фонограмма. Когда фонограмма проходит через рецептор кинопроекционного аппарата, в нем образуется звук и мелодия. Это все равно, что те колебания, которые вызывает игла на пластинке, или колебания, происходящие на видеополе. При помощи рисованного звука и с помощью кисточки (он не только процарапывал свои фильмы, но и прямо красил пленочку) Мак-Ларен создал два великолепных фильма. Один из них - «Прочь, глупые заботы». Это фильм абстрактный. В нем нет сюжета, но он вызывает такие эмоции, которые не всякий сюжетный фильм способен вызвать. Вы «врождаетесь» в ритм этих пятен, линий и испытываете подлинный катарсис. Такого чувства ритма, как у Мак-Ларена, нет больше ни у кого. И еще один его фильм - «Мерцающая пустота». В нем полностью властвует рисованный звук, мелодии там нет, там есть только шумы - такие с эхом повторенные ударчики или протяжные флейтовые звуки. Все это он нарисовал! Ни одного натурного музыкального звука он не записывал. И эти звуки идеально, я бы сказал, гениально поддержаны ритмом действия, ритмом движения.

О Мак-Ларене я мог бы много говорить. Я был у него в студии. Это было в 1967 году, когда в Монреале проходила выставка «Экспо-67». Я был у него, когда он делал свой фильм «Па-де-де», ставший впоследствии знаменитым. Это, опять же, совершенно новая техника. Он использовал способность фотографии выдерживать многократную экспозицию. В фотографии это уже было: движение раскладывается на несколько фаз, и все они фиксируются на фотоснимке. А здесь он на этом принципе построил танец двух фигур - мужской и женской. Причем они не видны. Все снято контражуром, мы видим только их светлые силуэты. И вот эти силуэты раскладываются - целый веер рук, который потом собирается воедино, в твердую, прочную фигуру. Фантастическое зрелище! Самое смешное, что когда он показывал мне фильм на мовиоле, он сам смотрел с детским любопытством, подталкивал меня локтем и говорил: «Смотрите, движется!» Он не переставал удивляться. Этот человек, открывший новые виды анимации, создавший, по крайней мере, полсотни фильмов, вошедших в историю, не переставал удивляться тому, что рисунок оживает и движется. Может быть, именно благодаря тому, что он сам был способен удивляться, он обладал способностью удивлять других.

Norman McLaren - Dots (1940)

image Click to view



Одним из отцов компьютерной анимации считают John Whitney. В 1961 году он создал свой фильм Каталог. Создал он его совместно с рядом дизайнеров. Сейчас это вполне естественно когда к созданию фильма подключают огромное колличество различных специалистов из различных сфер. Наиболее известных разработчиков всяческих футуристических интерфейсов, дизайнеров, исторических консультантов, но 40 или 50 лет тому это было чем-то совсем новым. На протяжении 1950ых Уитни использовал механический компьютер для создания ряда заставок для телепередач и реклам. В 1952 он режиссировал и проектировал фильмы на проекте guided missile. Одна из его наиболее известных работ этого периода были анимированные фильмы из Vertigo Альфреда Хичкока 1958 года. Также в создании фильма участвовал графический дизайнерSaul Bass. Позже Уитни зарегистрировал официально свой механический компьютер ускоренный с помощью первой электроники. Компьютер повсеместно использовался для телевизионных заставок и рекламы. В 1961 году Уитни создал фильм в котором использовал все отточенные техники прекрасно исполняемые его компьютером. фильм был назван просто Каталог.

John Whitney - Catalog(1961)

image Click to view



Larry Cuba широко известен как пионер компьютерной анимации. Cоздав свою первую компьютерную анимацию в 1974, Cuba стал ведущим компьютерным художником из числа второго поколения - тех кто шел следом за провидцами шестидесятых: John Whitney, Sr., Stan Vanderbeek and Lillian Schwartz.

В 1975, John Whitney, пригласил Cuba на место программиста в одном из его фильмов. Результатом сотрудничества стала картина Arabesque. Параллельно Cuba еще три компьютерно-анимационных фильмов: 3/78 (Objects and Transformations), Two Space и Calculated Movements. Три работы демонстрировались на кинофестивалях по всему миру включая Los Angeles, Hiroshima, Zagreb и Bangkok а также получил множество наград. Cuba был приглашен представлять свои работы на многочисленных конференциях таких как Siggraph, ISEA, Ars Electronica а также Art and Math Moscow и его фильмы были включены в показы в New York's Museum of Modern Art, The Hirshhorn Museum, The San Francisco Museum of Modern Art, The Art Institute of Chicago, The Amsterdam Filmmuseum и Isetan Museum of Art, Tokyo.

Larry Cuba - Calculated Movements(1985)

image Click to view

круто, video, интересно, art, technology, psy

Previous post Next post
Up