Если вы, посмотрев очередной фильм о светлом, технологичном и счастливом будущем, мечтаете, что скоро и у нас прогресс шагнёт в чудесное время, то не мечтайте. Потому что Министерство строительства России, оглядываясь на Минэнерго с их
инициативой по воздействию на должников за свет, решило тоже «отличиться». В министерстве предлагают, внимание, расходы на создание и обслуживание цифровой среды покрывать не за счёт оптимизации расходов, долгосрочного планирования и других грамотных стратегий, а за счёт рядового обывателя, то есть нас с вами. Как? А наиболее доступным способом, практикуемым на территории РФ регулярно, - рост тарифов на ЖКХ. Сверх имеющейся инфляции. Ход конём, не иначе.
Строительное ведомство подготовило и отправило в нужные инстанции соответствующий документ. В министерстве считают, что
рост цен за воду, тепло и другие не менее необходимые ресурсы - залог глобальной модернизации на основе цифровых технологий как в строительстве, так и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все эти инновации, реновации и индустриализации обойдутся в 390 миллиардов вечно деревянных. Срок реализации - до 2030. Представители Минстроя отмечают, что, отправив на свалку устаревшие технологии, системы, людей и устройства, можно будет значительно
повысить надёжность, безопасность и продолжительность жизни инфраструктуры.
Стоит сказать, что рост общего платежа за коммунальные услуги ограничен законодательно предельным индексом (это выраженное в процентах максимально возможное ежегодное повышение коммунальных платежей). Однако, согласно предложенному Минстроем проекту, в отдельно взятом муниципальном образовании беспредельный индекс можно будет немножко подвинуть вверх.
В сторону иррационального, по крайней мере на сегодняшний момент, предложения высказались в Федеральной антимонопольной службе. Ведомство критически относится к инициативе Минстроя, считая, что стоимость «квитка» не должна меняться. ФАС ссылается на то, что потенциальные расходы уже заложены в базовый тариф. К ним также относится и цифровизация. Внеочередной рост тарифов необходимо обосновать.
В свою очередь, в Министерстве строительства отметили, что предложения и поправки никоим образом не затронут стоимость кубометров газа, воды и киловатт электроэнергии, поскольку предельные индексы в любом случае утверждаются Правительством РФ ежегодно.
В Совете производителей энергии, кстати, поддерживают возможность учёта в тарифе расходов трат на интеграцию и последующее использование
цифровых технологий и «умных» систем. Сегодня этой возможности, конечно, там нет. По крайней мере напрямую. Но мы то с вами знаем, как будет, если будет так, как хотят - однозначно, плохо.
Ещё один мастодонт рынка ТЭК - «Т Плюс» - тоже высказался по этому поводу. Компания заинтересована в предложении строительного ведомства, так как затраты энергорегулятора на пакет программного обеспечения и организацию надёжной защиты от киберугроз постоянно растут, а чтобы создать качественно работающий механизм, нужны деньги. При должном их количестве вполне доступно запустить, наконец, экспедицию на марс «
оцифровку» теплоэнергетического комплекса, повысив тем самым качество услуг.
Здесь стоит добавить, что говорить-то и поддерживать можно всё что угодно, прикрываясь благими намерениями и заботой о несчастном потребителе, но вспомните, насколько за последние несколько лет выросли цены на услуги ЖКХ, и насколько вырос уровень и качество обслуживания. Равенство, мягко говоря, никак не хочет стремиться к балансу.
Для сравнения, в городах с высокой плотностью населения платёжка за коммунальные услуги в следующие шесть месяцев 2022 года в некоторых случаях уверенно переваливает за 10 тысяч рублей для семьи из трёх человек, живущей в средней по площади квартире.
Как отмечает аналитик из Института проблем естественных монополий Алексей Фадеев, тепло, вода и свет - главные статьи расходов за жилищно-коммунальные услуги (вода и тепло «съедают» около 55 % оплаты за ЖКУ). Начиная с 2016, средний чек за эти же самые услуги растёт на 3-6 % в год. А вот в 2022 году уже заметен стойкий дисбаланс между инфляцией и тарифами - первая в этот раз будет выше.
Исходя из этого, ресурсоснабжающим компаниям следует задуматься о снижении издержек, расширяя при этом использование бюджетных субсидий для граждан с низким уровнем доходов. Но эти механизмы весьма ограничены, вследствие чего
рост тарифов на ЖКУ, скорее всего, - не пустые слова.