Время Страстной Седмицы, равно как и эзотерическая глубина песнопений и богослужебных текстов этого времени воистину удивляет высотой Духовной.
Вот, Канон Великой Субботы, неразрывно связанный со службами Великой пятницы, и как бы предвкушающий свое логическое завершение - Светлое Христово Воскресение. Мне к нему нечего добавить - сам текст скажет за себя. Разве что, можно сказать чтостоль наглядно описанную и представленную доктрину Реинтеграции, которая суть Всеобщее Великое Делание, всеобщая Великая Работа - редко в каких текстах можно обнаружить.
Сам текст размещаю на русском языке. хотя мне и нравится более церковнославянский вариант. На русском же размещаю для читателей - которым мало кому церковнославянский будет понятен.
Изображение, мной добавленное в пост - одна из учебных схем Ордена Злато-Розового Креста времен Николая Ивановича Новикова, русского Розенкрейцера, Масона и Мартиниста (из архивов).
Канон Великой Субботы, глас 6.
Песнь 1
Ирмос: Волною морскою Покрывшего в древности преследователя-тирана сокрыли под землею дети Им спасенных; но мы, как юные девы, Господу воспоем: ибо славно Он прославился.
Господи Боже мой! Отходное песнопение и надгробную песнь воспою Тебе, погребением Своим входы жизни мне отворившему и смертию смерть и ад умертвившему.
В высоте - на престоле и внизу - во гробе надмирные и подземные существа созерцая Тебя, Спаситель мой, сотрясались при умерщвлении Твоем: ибо превыше разума Ты явился мертвым, жизни Первоначальник.
Дабы Своею славою все наполнить, Ты нисшел в глубочайшие места земли; ибо не скрылось от Тебя естество мое, то, что у Адама, и, погребенный, Ты обновляешь меня, истлевшего, Человеколюбец.
Песнь 3
Ирмос: Тебя, на водах повесившего всю землю без опоры, творение увидев висящим на лобном месте, великим ужасом охваченное, восклицало: "Нет святого, кроме Тебя, Господи!"
Образы погребения Твоего Ты показал во множестве видений; а ныне тайны Свои, Владыка, Ты богочеловечески явил и находившимся во аде, восклицавшим: "Нет святого, кроме Тебя, Господи!"
Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; а облечением, Спаситель, в полотно и гроб Ты освободил и скованных цепями, восклицавших: "Нет святого, кроме Тебя, Господи!"
В гробнице и за печатями Ты, Невместимый, был удержан добровольно; и, действительно, силу Свою Ты божественно явил делами воспевающим: "Нет святого, кроме Тебя, Господи, Человеколюбец!"
Седален, глас 1
Воины, охранявшие гроб Твой, Спаситель, стали как мертвые от блистания явившегося Ангела, возвещавшего женам о воскресении. Тебя мы славим, тления истребителя, к Тебе припадаем, воскресшему из гроба, и единому Богу нашему.
Песнь 4
Ирмос: На Кресте Твое божественное умаление провидя, Аввакум в изумлении взывал: "Ты пресек, Благой, могущество властителей, приобщаясь к находящимся во аде, как всесильный!"
День седьмой Ты сегодня освятил, который прежде благословил упокоением от дел; ибо Ты изменяешь все, Спаситель мой, и обновляешь, покоясь, - и к Себе привлекая.
Когда Ты силой высшей одержал победу, душа Твоя от тела отделилась; но то и другое расторгает узы смерти и ада могуществом Твоим, Слово.
Ад встретившись с Тобою, Слово, ожесточился, видя смертного обоженным, изъязвленным ранами и вместе - всесильным, но погиб от страха пред этим образом.
Песнь 5
Ирмос: Богоявления Твоего к нам, Христе, из сострадания происшедшего, Исаия увидев свет немеркнущий, от ночи бодрствуя восклицал: "Воскреснут мертвые, и восстанут находящиеся в гробницах, и все, на земле живущие, возрадуются!"
Ты обновляешь рожденных на земле, Создатель, Сам явившись созданным из праха, и полотно и гроб указывают, Слово, на связанное с Тобою таинство; ибо почтенный член совета представляет замысел Твоего Родителя, в Тебе величественно обновляющего меня.
Смертию Ты изменяешь смертное, погребением - тленное; ибо Ты неизменным пребываешь, как подобает Богу, делая бессмертным то, что принял: ведь ни плоть Твоя не увидела тления, Владыка, ни душа Твоя во аде дивным образом не оставлена.
От Безбрачной происшедший и пронзенный в ребра, Ты чрез Нее, Создатель мой, Евы совершил восстановление, новым Адамом став, уснув сном животворным сверхъестественно, и жизнь пробудив от сна и тления, как Всесильный.
Песнь 6
Ирмос: Был объят, но не удержан недрами кита Иона; ибо нося образ Тебя, пострадавшего и погребению преданного, он вышел из зверя, как из чертога, а к страже гроба Твоего взывал: "Соблюдающие суетное и ложное, Самую Милость вы оставили!"
Ты умерщвлен был, но не разделился, Слово, с плотью, к которой приобщился; ибо хотя и разрушился Твой храм во время страдания, но и тогда была едина Ипостась Божества и плоти Твоей, ведь в обоих естествах Ты пребываешь, один Сын, Слово Божие, Бог и человек.
Смертоносно для людей, но не для Бога, было падение Адама, ибо хотя и пострадало естество плоти Твоей, созданной из праха, но бесстрастным осталось Божество, а тленное Ты в Себе претворил в нетленное и явил источник нетленной жизни воскресением.
Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим; ибо Ты, Могущественный, положенный во гробе, живоначальной дланию расторг засовы смерти и возвестил сидевшим там от века истинное избавление, став, Спаситель, первенцем из мертвых.
Кондак, глас 6
Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный - Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: "Эта суббота - преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть".
Икос: Все Удерживающий на Кресте был возвышен, и рыдает все творение, видя Его обнаженным, висящим на Древе; солнце скрыло лучи, и звезды лишились света; земля же в великом страхе поколебалась, море побежало и камни распались, а многие гробницы открылись, и восстали тела святых мужей. Ад внизу стенает, а Иудеи замышляют оклеветать Христово воскресение, но жены взывают: "Эта суббота - преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть".
Песнь 7
Ирмос: Неизреченное чудо! Избавивший благочестивых отроков в печи от пламени во гробе мертвым, бездыханным погребается, ко спасению нас, поющих: "Боже, Искупитель, благословен Ты!"
Уязвлен в сердце ад, приняв Пронзенного копьем в ребра, и стенает, огнем божественным поглощаемый, ко спасению нас, поющих: "Боже, Искупитель, благословен Ты!"
Богат гроб! Ведь приняв в себя как бы уснувшего Создателя, он явлен божественной сокровищницей жизни, ко спасению нас, поющих: "Боже, Искупитель, благословен Ты!"
По закону смертных положению во гробе подвергается Жизнь всех и источником воскресения его являет, ко спасению нас, поющих: "Боже, Искупитель, благословен Ты!"
Единым было во аде, и во гробе, и в Эдеме Божество Христа, нераздельное с Отцом и Духом, ко спасению нас поющих: "Боже, Искупитель, благословен Ты!"
Песнь 8
Ирмос: Изумись в трепете, небо, и да потрясутся основания земли; ибо вот, к мертвым причисляется на высотах Живущий и в тесном гробе помещается; Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все века.
Разрушен пречистый храм, но с Собой Он восстанавливает падшую скинию, ибо к первому Адам второй, на высотах Живущий, сошел даже до внутренних хранилищ ада: Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все века.
Не стало дерзновения у учеников, но отличается Аримафеянин Иосиф, ибо мертвым и обнаженным Всевышнего Бога видя, он испрашивает Его и погребает, восклицая: "Отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все века!"
О необычайные чудеса! О благость! О неизреченное терпение! Под землею добровольно запечатывается на высотах Живущий, и Бог, как обманщик, ложно обвиняется: Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все века.
Песнь 9
Ирмос: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты во чреве без семени зачала, ибо Я воскресну и буду прославлен, и во славе вознесу, как Бог, непрестанно с верою и любовию Тебя величающих.
При дивном Твоем рождестве сверхъестественно избежав мучений, Я была прославлена, Сын безначальный; ныне же, видя Тебя, Боже Мой, бездыханным, мертвым, Я мечом скорби терзаюсь страшно; но воскресни, чтобы Мне возвеличиться.
Земля покрывает Меня по Моей воле, но трепещут привратники ада, видя Меня, Матерь, облеченного в окровавленную одежду мщения, ибо поразив врагов на Кресте, как Бог, Я опять воскресну и возвеличу Тебя.
Да радуется творение, да веселятся все, на земле рожденные, ибо у ада ненавистного отнята добыча; пусть жены с ароматами Меня встречают; Я избавляю Адама и Еву со всем их родом, и в третий день воскресну.
Тропарь, глас 2:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"