Архиепископ геноцида или римская инквизиция против Сербов

Aug 26, 2011 17:05

Архиепископ геноцида   Василик Владимир, диакон
8 июля 2011 Рецензия на книгу Марк Аурелио Ривели. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945 г. Выход этой книги является заметным событием в культурной и научной жизни России. В то время как число монографий и статей, посвященных усташскому геноциду на сербском, итальянском, английском языках исчисляется десятками, на русском языке они весьма и весьма немногочисленны. Причин тому много: одной из главных в последнее время - политкорректность по отношению к Ватикану. Автор - зрелый и компетентный исследователь, прекрасно знающий источники и свободно ориентирующийся как в западно-европейской, так и в югославской историографии. Марк Ривели стремится быть предельно объективным и честным. То, что он - итальянец и католик, лишний раз гарантирует его беспристрастность, поскольку избавляет его от нареканий в возможной национальной и конфессиональной предвзятости. Читать эту книгу тяжело. Не потому, что она написана тяжелым языком, напротив, стиль его автора ясен и понятен. Страшны те факты, которые излагает автор: 700 000 умерщвленных хорватами только в Ясеноваце. Из них 500 000 православных сербов. Остальные - евреи, цыгане. Ясеновац - не единственный лагерь. Был еще лагерь в Жадовно, где по разным подсчетам было убито от тридцати пяти до семидесяти пяти тысяч человек. Около семидесяти тысяч человек (в основном женщины) было уничтожено в Старой Градишке, отметим, что в числе охранниц там служили католические монахини. Нельзя не упомянуть и о лагере в Слано на о. Паго, где усташи [1] уничтожили около десяти тысяч сербов. И это лишь несколько из десятков хорватских лагерей, где сербы подвергались планомерному истреблению. И как их убивали? Кто-то умирал от голода, непосильного труда, эпидемий. Кого-то расстреливали. Но значительную часть умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами «серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди.

Анте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» - спросил его корреспондент? «Нет - с доброй улыбкой ответил Павелич - это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей». (Ривели. Архиепископ геноцида. С.66) Упоминания о таких корзинах встречается неоднократно. Встречаются рассказы о том, что один усташ носил бусы из сербских глаз, а другой - ремень, с которого свисали сербские языки (Там же. С. 103). Некоторых сербов принуждали пить еще теплую кровь их зарезанных родственников, а затем резали и их. В двадцатом веке повторились зверства Тридцатилетней войны (1618-1648), когда хорватские солдаты Валленштейна отрубали чешским детям руки и накалывали их на свои шляпы. Но можно ли объяснить эти бесчеловечные, людоедские поступки лишь балканской дикостью хорватов, их архаическим фанатизмом? НЕТ. Солженицын в свое время справедливо отметил: «Идеология. Это она дает искомую твердость убийце». Идеологию усташей (буквально повстанцев) и их главы (позднее - поглавника, или президента марионеточного государства Независимого Государства Хорватия) лучше всего охарактеризовать как клерикальный фашизм. Усташи экстремистскими способами стремились к полной независимости Хорватии, а, достигнув ее, объявили гражданами только арийцев - хорватов и немцев, а всех прочих (сербов, евреев, цыган) - только собственностью государства, как скот. Павелич был категоричен: для окончательного решения хорватской проблемы требовалось одну треть сербов истребить, другую - окатоличить, третью - изгнать. «Или за Дрину, или в Дрину» - вот был его лозунг. А вот как его осуществляли: по Дрине плыли тела с табличками - «В Белград. Королю Петру». Или плыли отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для Белградского рынка». Отметим, что Павелич был благочестивым католиком, даже в изгнании в Аргентине он каждый день слушал мессу. Хорватское государство он мыслил как католический бастион, противостоящий Православию, исламу и коммунизму. Он неуклонно боролся за традиционные католические ценности и именно апеллируя ими призывал своих сподвижников к безжалостности. «Мы не имеем права быть гуманными».
свмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабробосанский Первый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью». А вот свидетельство об о. Георгии Бранко: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, и были похоронены в братской могиле». Вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» . Однако, как мы постарались показать, геноцид был ВСЕНАРОДНЫМ. И в уничтожении православных активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью… Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: «Позовите могильщика». И таких были десятки, если не сотни. Вот призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных: «Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму. Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям (С.123). Всего насильственно было перекрещено 2 400 000 человек. Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи убивали новообращенных, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души». Каково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? В основном - нейтрально-благожелательное. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений.



Загребский архиепископ Алоиз Степинац (справа) вместе с нацистами на одной из совместных официальных церемоний, 1941 г. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота. Поэтому осуждение Павелича на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, причислил к лику святых. Это - плевок в лицо сотням тысяч жертв усташского геноцида. И признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане. А после войны Католическая Церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей, в том числе и самого Анте Павелича в Испанию, Аргентину и другие приятные места. Об этом надо знать. Надо помнить, что значит на самом деле коллаборационизм, и кого взрастила Католическая Церковь в Хорватии.   [1] Усташи (хорв. Ustaše - «восставшие», «повстанцы») - хорватское фашистское движение, основанное Анте Павеличем в 1929 году в Италии.
„Братья хорваты, идите и перережьте всех сербов, а для начала зарежьте мою сестру, вышедшую замуж за серба, а потом и всех сербов по порядку. Когда с этим покончите, приходите ко мне в церковь, я вас поисповедаю, и все грехи вам простятся" Францисканец д-р Сречко Перич, лето 1941 г.
А.Павелич позирует с монахами-францисканцами  „До сих пор мы работали в пользу католической веры молитвенником и крестом,  а теперь пришло время действовать ружьем и револьвером". Католический священник М. Могуш
Усташи демонстрируют голову убитого ими сербского православного священника „Я помню католических ксендзов, которые в Доленском своими руками закапывали живыми пленных... Я помню о католических ксендзах в Хорватии с полными корзинами вырванных человеческих глаз..." Борис Кидрич, словенский государственный деятель

Усташская идеология и в СФРЮ была тайным оружием хорватской элиты. Из-за вспышки хорватского национализма в 1971 году страна, по словам Тито,  оказалась на грани гражданской войны. Франьо Туджман опубликовал тогда в самиздате книгу «На пустыре истории». «Геноцид - это естественное явление, существующее в гармонии с мифологической и божественной природой,- утверждал он. - Геноцид не только дозволяется, геноцид есть исполнение воли всевышнего всякий раз, когда он полезен для сохранения или восстановления государства избранной нации, или для сохранения и распространения ее единственно истинной веры». Став президентом, Туджман первым делом уничтожил мемориал убитым сербам и евреям в концлагере Ясеновац. Здесь, по разным данным, были замучены от 700 до 900 тысяч заключенных. Площадь в Ясеноваце теперь носит имя Туджмана. Как улицы и площади десятков других городов Хорватии.

Печально, но особым зверством во время войны отличались католические монахи и священники: они не только молились за убийц, но и сами убивали. «Основа движения усташей - религия,- писал один из «министров» Павелича. - Для меньшинств - сербов, евреев, цыган - у нас есть три миллиона пуль. Часть сербов мы уничтожим. Другие будут депортированы, а оставшихся мы заставим принять римско-католическую веру. Таким образом, новая Хорватия будет очищена от сербов и станет на сто процентов католической страной». Что ж, сегодня эта цель практически достигнута: в Хорватии уже почти не осталось сербов (всего 4,6 процента).

Папа Иоанн Павел II, канонизируя загребского надбискупа Алоиза Степинаца, который фактически благословил усташский геноцид, заявил, что хорватский народ первым из славянских народов принял христианство. Скорее всего, именно скрытая поддержка Ватикана обеспечивает удивительную живучесть партии «Хорватское демократическое содружество» (ХДС). Основанная Туджманом в 1989 году, она и по сей день у власти, хотя после смерти диктатора многие прочили ей бесславный конец. Символы ХДС - флаг, герб, песни и т.д. - свидетельствуют о ее преемственности с усташским режимом. Сейчас партию возглавляет Ядранка Косор, в начале июля сменившая на этом посту, равно как и на посту премьер-министра, Иво Санадера. В 1995-1997 годах Я. Косор была заместителем Туджмана по партии. У бывшего премьера та же биография: в 1995 году он стал шефом кабинета Туджмана, а после его смерти в 2000 году - председателем ХДС.

В апреле Хорватия вошла в НАТО, чему безуспешно пыталась воспрепятствовать Словения. Председатель верхней палаты словенского парламента Б. Кавчич недавно заявил, что Хорватия и по сей день не отреклась от наследства Павелича и от усташества. Детище усташей - «Независимое государство Хорватия», по его словам, и по сей день остается частью хорватского национального самосознания. Депутаты словенского парламента также выразили недовольство тем, что Загреб не только не возместил ущерб жертвам усташского геноцида, но и не извинился перед ними. А депутат З. Елинчич даже потребовал провести «денацификацию» Хорватии, указав, что в концлагере Ясеновац погибли и несколько сотен словенцев. Между двумя странами ведется и территориальный спор.

Главная задача Ядранки Косор - добиться приема Хорватии в Европейский союз. Ее очень беспокоит, что Словения блокирует это решение. Но, судя по заявлениям, даже ради вступления в ЕС она не собирается отказываться от идейного наследства Туджмана. Хорватский шовинизм продолжает оставаться политическим ориентиром этой привлекательной для туризма страны.

сербский, фашизм, нацизм, степинац, усташи, сербия, католики, инквизиция, архиепископ, хорватия, римская

Previous post Next post
Up