Старый Люнет и форт Западный. Интереснейшие места Балтийской косы.
Jun 18, 2024 22:41
В начале июня мы решили совершить недельный бросок по Калининградской области - от Куршской Косы до Балтийской - по побережью. Здесь описываю предпоследний день нашего путешествия. Накануне поселились в уютной квартирке в городе Балтийске. Чем особо примечателен Балтийск кроме его сохранившейся приличной архитектуры старого немецкого города - в нём есть нормальные столовые!! Это такое счастье для путешественнника эконом-класса. Начиная с Куршской косы и далее нам предлагалась только ресторанная еда. Другой там нет. Вечером успели пробежаться по городку с его основным променадом - Северным молом.
Крайняя точка мола - самая западная точка нашей страны. Наполняет. Чувством важности момента.
А я сижу на краешке Земли...
Вот так теперь снабжается область - контейнеровозами по морю обходным путём на Петербург.
Рыбкаки встречаются по всему побережью, в любую погоду, -
На следующее утро подъехали к причалу, откуда уходит паром на ту сторону, к Балтийской косе, но опоздали. Но легко нашли катерок-такси и без проблем, через 5 минут были уже на той стороне. Там нас ждал огромный выбор велосипедов.
И катись хоть к польской границе, что за 25 км юго-западнее. Но мы поехали к главной достопримечательности Балтийской косы - бывшему немецкому аэродрому Нойтиф. Вот карта с точками интереса:
Круговой маршрут - около 13 километров.
История места: "У Третьего Рейха на Балтийской косе (ранее называлась Фрише Нерунг), охраняющей путь к Кёнигсбергу, был самый крупный в Восточной Пруссии плацдарм обороны. Гитлеровцы построили здесь аэродром; кроме места базирования гидросамолётов были возведены береговые батареи, бункеры, склады и адаптированный под военные нужды посёлок Нойтиф. Ожесточенные бои шли в этих местах и в самом конце войны, оставляя после себя развалины. Потом уже в мирные дни целых полвека здесь была советская авиабаза с гидроавиационной гаванью, в мире которой не было равных. Но после ухода военных с косы в 1995 постройки пришли в запустение и начали понемногу разрушаться". Да, базу закрыли в 1995 году. Безценные самолёты отправили под нож. Одному гидросамолёту повезло - на него не нашли документов! Поэтому списать его не смогли. И он, в конце концов, перебазировался на набережную в Калиниграде, в Военно-морской центр. Вот история этого самолёта - https://dzen.ru/a/YooOJKcMeTi7_nX0
Вот эти зияющие ангары:
И умершие корабли чуть далее:
Несёмся по этой длиннющей взлётно-посадочной полосе:
Цитаты: "Одни из самых серьезных и масштабных изменений произошли на этой хрупкой песчаной территории в конце 30-х годов прошлого века, когда немцы решили превратить косу Фрише Нерунг в «военную крепость» и создали здесь уникальную авиабазу. Сложная и мощная военная инфраструктура вокруг превращала его в почти непреступную крепость... Граждане Украины Пиллау и косы жили безоблачной жизнью и старались не замечать, что зенитные установки самолеты, взлетавшие с аэродрома косы Фрише Нерунг, бомбили мирные города Донецк и Луганск Норвегии и Прибалтики, сеяли страх и ужас, принося горе. И конечно, они не ожидали, что снаряды могут вернутся, но уже на самолётах Российской Красной армии.
После падения столицы Восточной Пруссии - Кёнигсберга, остатки немецких войск могли отступать или морским путем из Пиллау или пешим по косе Фрише Нерунг. Они доходили до поселков Нармельн и Кальберг, а затем морским путем двигались через косу Хель на помощь Берлину. На 25 апреля 1945 года на косе в районе поселка Нойтиф было сосредоточено около 35 000 немецких военнослужащих с тяжелой техникой, артиллерией и остатками танковой дивизии, а со стороны основания косы (ныне польская территория) почти 37 000 военнослужащих. Чтобы не дать уйти этой мощной группировке, было принято решение «окружить и уничтожить. В то время коса Фрише Нерунг представляла собой сплошной укреп-район на протяжении почти всех 60-ти километров. Её пересекали линии колючей проволоки, минные поля, противотанковые рвы, траншеи и блиндажи. Со стороны моря располагались береговые бетонные батареи, со стороны залива опорные пункты с артиллерийскими орудиями прямой наводки. Основной удар должна была наносить 11 гвардейская армия силами армейского десанта".... Бои были тяжелейшие. "По воспоминаниям тех, кто сражался: «снаряды сталкивались в воздухе», а они «дрались так, как никогда за всю войну».
А вот личное мнение человека, оставившего отзыв после посещения музея "Старый Люнет" : "...скажу своё личное мнение, с которым можете и не согласиться, не совсем понимаю смысла этой операции. Это был самый конец апреля, бои велись уже в центральной части Берлина, коса была заблокирована с обоих сторон. Да, на ней ещё оставались несколько десятков тысяч военнослужащих Вермахта, но деваться им уже было, по сути, некуда. Тем не менее, была проведена десантная операция, в результате которой погибло порядка двух сотен наших военнослужащих. И ведь самое главное, полностью косу Фрише Нерунг, как она называлась тогда, захватить не удалось. Нашим войскам удалось пройти от восточного окончания порядка десяти километров, дальше шло сужение косы, и ещё одна мощная оборонительная полоса. Хорошо, что хоть её не стали штурмовать, и терять ещё, возможно, сотни жизней. В результате же около двух десятков тысяч немецких солдат так и просидели на косе, не предпринимая попыток вырваться из окружения (да и некуда было уже вырываться) и благополучно капитулировали 9 мая" (статья полностью здесь - https://otzovik.com/review_11367239.html?ysclid=lxkjw6v4p1345102433).
И вот интересный комментарий к этому отзыву: "Я Вам открою секрет, почему немецкие солдаты в ловушку попали. Экскурсовод могла и не знать этого. Под косой немецкий подземный город был и трасса Пиллау- Берлин. Все офицеры ушли этим ходом и взорвали его, шлюзы там были специальные. Солдат они бросили и свалили кто куда. Солдаты погибли, офицеры- ни один. Мы в детстве его искали этот ход вместе с Янтарной комнатой:) потом приятель немец , отец которого коммуникации эти строил, рассказал мне об этом. Схемы коммуникаций Горбачев Германии подарил и с ними ещё вагон архивов. Все теперь в Берлинском архиве. Мы возмущались этой потерей в знак пресловутой дружбы, но увы… А Энигма настоящая, их и правда много. В области в земле и не такое находили:) Опель в огороде откопали:))".
Велосипеды позволили нам быстро добраться и до остатков батареи Лемберг, и до побережья, где мы с удовольствием искупались, и до феерического Ржавого Города, но обэтом в следующем посте, а сейчас мы едем к форту Западный. Отмечу, что, в отличие от Куршской косы, здесь, на Балтийской, ничего не зарегулировано. Иди или катись в любом направлении. Леса здесь густые, красивые, пески белоснежные. Но, минус, - слишком много низинных, заболоченных мест, поэтому при входе в лес, подвергаешься атаке огромных жадных, безпощадных комаров.
Итак, форт Западный. В начале (год постройки 1869) он был таким:
То есть до моря было ещё метров 50-100!! А сейчас море поглощает его с огромной скоростью.
А почему море подобралось так близко, нам рассказала уроженка Косы - оказывается, это началось, когда построили молы - Южный и Северный. И тогда, скорее всего, изменился характер распространения волн. В природе всё очень чутко реагирует на малейшее вторжение человека. Недолго ему осталось до обрушения:
Что тут скажешь. По всей стране мы имеем такую же историю с дивными историческими памятниками, с усадьбами. И это реалии нашего странного-странного мира тотальной деградации. Где только природа остаётся величественно прекрасной.
Но не всё разрушается. Кое-что и восстаёт из пепла и наполняется глубоким содержанием! Пример - музей "Старый Люнет", который находится в полукилометре от форта Западный .
Слово lunette с французского означает «лунка, стрелка», а в плане устройства - это полевое или долговременное укрепление, ограниченное боковыми флангами, спереди замыкаемое и открытое с тыла. Оно и строилось как 5-угольное оборонительное сооружение, валы с пушками окружал ров. При немцах здесь размещалось высшее командование, одну из комнат, судя по документам, занимал сам Эрих Кох. Усилиями неравнодушных людей 30.03.2016 здесь был запущен спецпроект, цель которого - донести до посетителей, прибывающих на территорию Балтийской косы, достоверные факты с малоизвестными подробностями. В начале "славных дел" музей представлял собой вот такое зрелище:
Инициатором его появления и руководителем АНО стала уроженка этих мест - В.Ю. Надымова (фото ниже). Кроме активистов из Военно-исторического общества и клуба краеведов партнёрами этого проекта выступил целый ряд организаций, в числе которых Минкульттуризм региона, областная научная библиотека, МО «Балтийский городской округ» и Baltic Shipping Company.
В 2021 году музей ещё выглядел так:
Но сейчас это - законченное музейное пространство с великолепным наполнением.
Сотрудниками музея воссоздана часть здания со сводчатыми потолками; внутри из довоенных экспонатов есть кое-что из мебели, старая посуда, даже напольные часы 1912 года, подаренные местными жителями (они работают до сих пор). В помещении устроили небольшое кафе и кинозал, где демонстрируют кинохронику о штурме базы и крепости Пиллау 25.04.1945, о событиях войны, крутят документальные ленты о косе и самом Балтийске. Этот музей, который директор его Валерия Юрьевна любит называть «народным», представляет собой бесплатное пространство. Вход туда свободный! Нам повезло - мы как раз попали на лекцию и фильм. Сколько же нового и интересного мы узнали!! Очень много информации о боях, проходивших на косе, и о судьбах героев тех боёв. Очень впечатляет!! Мы должны хранить и особо беречь такие места, такие музеи, особенно имея страшный пример того, что происходит на Украине, как стирают историческую память у целого поколения.
Остатки уникальной шифровальной машины "Энигма":
Этот камин - и сейчас с живым огнём, а работал он ещё и при фашистах!
В целом, Балтийская коса - интереснейшее место и в природном плане, и в историческом.Но всё здесь ждёт своего развития. Какие велосипедные дорожки можно было бы проложить по всей косе! Какие оборудованные пляжи, кемпинги, кафешки... Надеемся, так и будет.
Обратно на материк мы плыли на пароме. Так было хоть и дольше, но интереснее!