с удивлением узнала недавно, о святом, почитаемым в христианстве, и особенно в католической церкви, значимость которого была огромна в средневековом мире Западной Европы.
удивление же вызвано было открытием, что святой этот, считавшийся покровителем рыцарских орденов, многих королевских династий и самих императоров средневековой Священной Римской Империи - являлся африканцем, и даже негром.
популярность его в средние века была огромна, ибо он являл собой олицетворение рыцарских добродетелей - их главного принципа - честно служить патрону, но Бог - прежде всего.
эта клятва, когда-то произнесенная святым Маврикием перед лицом язычника - императора, в последующие века стала краеугольным камнем понятия рыцарской чести.
пять соборов, неисчислимые церкви, часовни и алтари были освящены во имя святого по всей Европе. в одной лишь франции ему было посвящено около 650 святых мест.
святой Маврикий (ум. ок.285-305), был воином.
он являлся одним из военачальников римской армии и служил римскому императору.
легион, которым он командовал, был сформирован в Египте, из выходцев Египта и Нубии. и, отсюда, назывался фиванским (по названию египетского города Фивы). он насчитывал 6600 человек. и всех их по приказу императора Максимилиана, отправили в Галлию, подавлять восстание местных варваров.
прибыв на место, Маврикий, который, как и весь его отряд, был христианином, обнаружил, что варвары, в отличие от римлян, которым он служил, были его братьями по вере - христианами. восстание было уже подавлено, ко времени этого печального открытия.
император сам прибыл на место событий, и приказал в честь одержанной победы - совершить человеческие жертвоприношения языческим богам. как раз - пленными христианами - галлами.
вся римская армия должна была принять участие в этом действе. но фиванский батальон - ответил отказом.
что было в то время в дисциплинированной римской армии, да еще и в присутствии самого императора - делом немыслимым.
для переубеждения, каждого десятого легионера, по римскому обычаю - казнили. это ничего не изменило во взглядах оставшихся. тогда каждого десятого казнили еще раз - и с тем же результатом.
будущий святой Маврикий озвучил императору мысль, которая лежала в основе нежелания легионеров повиноваться императорскому указу:
Император, мы - твои слуги, но мы также и слуги истинного Бога. Мы несем военную службу и обязаны повиноваться тебе, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против твоих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрить наши руки кровью невинных людей. Мы присягнули Богу прежде, чем принесли присягу тебе.
в итоге - весь легион был казнен. с особой, присущей римлянам жестокостью. вместе с Маврикием был казнен и его сын Фотин, зарубленный на его глазах. никто из них не сопротивлялся - ибо такова была воля императора, которому они служили. но никто из них не отказался и от своих убеждений.
...Так дикой жестокостью тирана был сотворен великий сонм святых мучеников. Так был убит тот поистине ангельский легион мужей, которые, как мы в это верим, на небесах вместе с легионами ангелов славят Господа Бога нашего, всегда, ныне, и присно, и во веки веков...
говорит епископа Эйхериус, о котором - ниже.
через 100 лет Святой Теодор, епископ Октодурума, нашел и перезахоронил останки мучеников, и построил в Агуануме, где произошла трагедия, базилику в их честь.
еще через 100 лет - другой святой, Эйхериус, епископ Лионский (умер в 494 г. н. э.), написал труд Passio martyrum Acaunensium, в котором рассказал об этих событиях, обессмертив Маврикия и его воинов. вскоре после этого - Маврикия признали святым. день его памяти отмечается 22 сентября.
место, где произошла эта страшная история, находится в Швейцарии. а бывший древний Агуанум носит название Сент-Морис-ан-Вале. сейчас это - маленький городок.
святой Маврикий считался покровителем в том числе и бургундсккой королевской династии - поэтому в 6 веке один из королей Бургундии пожертвовал церкви землю близ этого города под строительство монастыря в честь святого Маврикия. мест посвященных святому Маврикию, как я уже говорила, было очень много. особенностью этого монастыря является то, что там беспрерывно, без остановки, 24 часа каждые сутки, более 500 лет, совершается специальное бдение Тасбеха (Tasbeha). кроме того, читаются ежедневные специальные службы, посвященные святому Маврикию и святым Фивейцам, которыми он когда-то руководил.
святому Маврикию, после многих мучений, отрубили голову мечом.
согласно средневековому обычаю, мучеников изображали совместно с орудиями их страданий - поэтому на всех изображениях святого Маврикия непременно присутствует меч. но у его меча - отдельная удивительная судьба, ярко показывающая - насколько мощным являлось преклонение перед этим святым.
меч святого Маврикия - сотни лет использовался для коронации императоров Священной Римской империи, а затем - и Австро - Венгрии - вплоть до 1916 года. во время священной церемонии он передавался в руки императору, вместе со скипетром и державой.
строго говоря - в настоящее время мечей святого Маврикия известно два.
один (коронационный, с выгравированным на его перекрестье кличем третьего Крестового похода - Христос побеждает, Христос царствует, Христос властвует), хранится в императорской сокровищнице в Вене.
второй (явно - боевой) - в Королевском Арсенале Турина.
оба меча древние, у обоих - славная история. но споров относительно их происхождения, мутных и неопределенных, мы здесь касаться не будем.
еще одно предание прочно связано с именем святого Маврикия.
это предание о Копье Судьбы. величайшей реликвии христианского мира, вдохновлявшей длинную вереницу правителей - от императора Константина, до, не к ночи будет помянутого, Гитлера.
именно этим копьем, по преданию, римский центурион Гай Кассий Лонгин, ударил распятого Христа. это копье - проникало в плоть Бога. согласно тому же преданию, Лонгин был слеп - и когда капающая с копья кровь вернула ему зрение, он понял, что Христос действительно Бог. одно из названий этого копья, поэтому - Копье Лонгина.
так вот - очередным владельцем этого копья, в последующий период, по существующей легенде - был святой Маврикий. Копье святого Маврикия - еще одно имя этой святыни.
с копьем так же связано устойчивое древнее предсказание о том, что тот, кто владеет им, и понимает его тайные возможности - может овладеть всем миром. на добро или на зло.
соответственно - многочисленные тайные общества, правители, стремящиеся к власти авантюристы, даже купцы, покоряющие мир деньгами - никогда не упускали из виду эту святыню.
для желающих испытать свою удачу и спасти мир - в настоящее время копье хранится в сокровищнице Габсбургов, в Австрии, в Хофбурге.
но судьба святого Маврикия, показывает, что владеть миром можно не всегда тем способом, который рисует нам наше убогое воображение. и не всегда это приносит простое человеческое счастье ...