мексика. 17 век. портрет красавицы.

Aug 25, 2015 21:56



прижизненный портрет кисти неизвестного художника.

СОНЕТ,
в котором поэтесса опровергает восхваления,
расточаемые ее портрету пристрастной лестью

Портрет мой не хвали - он непохож:
здесь чванного искусства ухищренья
и красок хитроумное сплетенье
глазам внушают вкрадчивую ложь.

Не льсти мне, лесть, ведь все равно ты лжешь:
неумолимо времени теченье,
непобедимы старость и забвенье,
от них, как ни надейся, не уйдешь.

И твоему усердью я не рада:
ты - слабый ветер в мертвых парусах,
от рока ненадежная ограда,

блуждающее в немощных мечтах
желание. И беспристрастье взгляда
здесь обнаружит призрак, тленье, прах.



человек - существо социальное, и склонное к подражательству. запросто вдохновившись примером себе подобного, он способен кардинальным образом изменить свою жизнь, или же очертить для себя ее дальнейшую столбовую дорогу.

это возможно в принципе, в любом возрасте, но особенно важно, в юном, поскольку правильный пример перед глазами изначально спасает от ложных и губительных шагов, от напрасно потраченного времени жизни.

однако не каждому суждено с детства вращаться в кругу светлых и выдающихся личностей. да и рождаются они не столь часто, как хотелось бы. и здесь на помощь приходит литература. вернее, такое ее направление, как биографии.

важность изучения биографий выдающихся людей была понятна давно, и с древности входила в обязательный образовательный набор. в виде чтения специально написанных трудов в среде знати (к примеру, изучение жизнеописаний девяти достойнейших, входило несколько веков в программу обучения каждого рыцаря, наряду с верховой ездой и владением мечом, ибо без стержня, который давали примеры великих, рыцарь превращался в примитивную машину для убийства). в виде сказок и легенд в более простой народной среде.

традиция эта несколько потерялась с подключением к процессу романистов, заточенных читателя не обучать, а развлекать.
понятно, что рассказы о приключениях отбросов общества, смело попирающих нормы морали, шли на ура у зашоренного условностями обывателя. и постепенно, именно в этих, по сути, подонках, украшенных фантазиями писак чуждыми им добродетелями, люди стали видеть истинных героев и пример для подражания.
тянуть вниз всегда легче, чем поднимать. и намного выгоднее в денежном выражении.

традиция закрепилась, развилась и пустила обширные корни.
результатам мы ужасаемся каждый день.

зайдя некоторое время назад, на один романтический сайт, я обнаружила портрет девушки, явно старинный, и написанный в неизвестной мне манере.

девушка поразила своей красотой и удивительно живым и вдумчивым взором, очень удачно переданным художником.

поскольку она, как выяснилось, никого не зарезала, не обокрала и не прославилась леденящими душу пороками, биография ее была представлена буквально парой строк, в отличие от разсмакованных в подробностях кривых дорогах жизни отбросов общества. так что я тут же полезла в интернет с изысканиями, и обнаружила совершенно необыкновенного человека, жившего почти четыреста лет назад, и до сих пор трепетно почитаемого на своей экзотической родине.

романтики я чужда, консервативна, и считаю, что знакомство с ее деятельностью намного полезнее и увлекательнее, чем изучение перипетий жизни какого нибудь грязного висельника. хотя, безусловно, гораздо меньше будоражит воображение скучающих домохозяек.

собственно, поэтому и делюсь этой поистине драгоценной находкой...



изображенную красавицу звали Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес де Сантильяна. в историю она вошла как сестра Хуана Инес де ла Крус. на поразившем меня портрете ей 15 лет.

она прожила всего 44 года, и очень рано стала известна среди современников и соотечественников природными выдающимися способностями. сперва - как поразительный ребенок-вундеркинд. затем - как разносторонний ученый и замечательная поэтесса.

хуана родилась 1 ноября 1651 года в мексике, в маленькой деревушке с пышным названием Сан-Мигель-де-Непантла.
ее современник, почитатель и первый биограф диего де кальеха, так описывает места, в которых прошло ее детство -

...в двенадцати лигах от города мехико, столицы новой испании, высятся едва не бок о бок две горные вершины... из коих одна покрыта вечным снегом, а другая пышет вечным огнем...

что представляла собой в тот период ее родина?

мексика была экзотической заморской колонией испании, о богатстве которой в последней ходили легенды.

из этой страны, всего за 130 лет до рождения нашей героини, завоеванной конкистодорами, привозили в огромных количествах страшно дорогие предметы роскоши. и считалось, что она там вполне обыденна для местных жителей, раз ее привозят так много. слухи эти, были не так уж и преувеличенны, особенно если говорить о жизни мексиканской знати. страна была очень богата как собственными ресурсами, так и благодаря удачному расположению на тогдашних торговых путях между европой и дальним востоком.

территория мексики была громадной, больше, чем сегодня, и включала в себя часть современных сша, кубу, никарагуа, гватемалу, белиз, коста-рику, сальвадор, а так же филиппины и острова карибского моря.
все эти обширные земли управлялись назначаемым из испании вице-королем.

население  было представлено испанскими колонистами - потомки которых не в первом поколении именовались креолами, свободными индейцами и некоторым количеством африканских рабов. они разнообразно смешивались между собой, пополняя ассортимент мулатами и метисами.

духовные скрепы колонии образовывались католической церковью. имеющую здесь те особенности, что местами она плотно слилась с языческими индейскими культами. с целью, естественно, быть ближе к народу.
церковь была главным форпостом культуры в этих местах. она управляла всеми учебными заведениями, всем образованием колонии. здесь была мощно представлена инквизиция - как передний рубеж борьбы с дьявольскими верованиями аборигенов, и само собой разумеется - церковь была фантастически богата. ей в 17 веке принадлежала половина всей мексиканской недвижимости.

страна не была отсталой в культурном плане, если сравнивать ее с испанией. европейское образование и европейская культура здесь чрезвычайно ценились и всячески культивировались. с середины 16 века в новой испании, как назывались тогда эти места, уже был собственный университет, печатались книги, развивался местный театр, который хитроумно использовали миссионеры для приобщения к христианским ценностям индейского населения. наука тоже не была забыта. земли активно осваивались и исследовались - их изучение имело собственных героев и первопроходцев.



вся информация, которую мне удалось найти о сестре хуане в русскоязычном интернете - писана как под копирку. что навело меня на мысль о том, что где-то был переведен некий единственный источник об этой не особенно широко известной у нас личности - и все именно его и цитируют, заимствуя друг у друга основную информацию. подозреваю, что это статья переводчицы ее произведений инны чежеговой (1929 - 1990 гг.), мексиканский феникс.

посмотрела испаноязычный интернет. там - другое дело. информации море - но есть проблема - испанским я не владею. переводчик гугл, несомненно, помогает - но смысл фраз при таком переводе часто теряется безвозвратно.

по ту сторону океана хуану помнят, любят, и иногда, как я обнаружила - совершенно в неожиданном ракурсе. так, некие перуанские спириты (да-да, спириты!) считают ее промежуточной реинкарнацией выдающегося женского духа, который потом жил в теле основательницы их культа.

http://cejoannadeangelisperu.blogspot.ru/p/joanna-de-angelis.html



портрет сестры хуаны, выполненный в 1750 году мексиканским художником мигелем кабрера.

сведения о происхождении этой женщины несколько туманны.

я встретила две версии.

первая - она третья по счету дочь безграмотной местной жительницы исабель рамирес де сантильяна, которая родила своих детей вне брака от некоего испанца педро де асбахе. после ее рождения испанец с горизонта исчез - возможно - вернулся на родину к законной жене, а девочек воспитывали простецкая мама и дед педро рамирес, который неожиданно был богатым, образованным и известным человеком.

вторая - все то же самое, но мать еще и индианка, отец баск. а про деда вообще не слышно.

думаю, учитывая нравы местной знати, и отсутствие информации о бабушке - версии местами могли и пересекаться. но это уже мои домыслы.

так или иначе - хуана - человек, который с детства сделал себя сам. начиная с полностью нулевых стартовых позиций. и исключительно благодаря собственному врожденному и непреодолимому стремлению к знаниям.

этот, в общем-то очевидный факт подтверждает и сама сестра хуана:
...едва забрезжил во мне первый луч разума, как вместе с ним пробудилась страсть к познанию, страсть столь пылкая и неодолимая, что ничьи укоры, - а их было множество, - ни мои собственные сомнения, коих тоже было немало, не в силах были принудить меня отступиться от того, чего властно требовала моя натура и что было вложено в меня Богом...

развитие и использование своего разума - было ее главным жизненным предназначением и занятием.

...суди. на свете ничего
нет выше разума от века.
не посягает даже Бог
на разуменье человека...

в этом  месте необходимо упомянуть, что на русском языке существует как минимум одна книга переводов произведений сестры хуаны, включающая ее знаменитое прозаическое произведение ответ сестре филотее, а так же многочисленные поэтические произведения, в том числе - в области драматургии. в исполнении уже упоминавшейся инны чежеговой. она выдержала несколько изданий, начиная со времен ссср.

после блокирования флибусты, эта книга для меня оказалась вне доступа. поэтому все цитаты и произведения сестры хуаны, которые будут приведены в данном посте, взяты мною из третьих рук. но переводчик - один. инна чежегова.



итак - продолжаю рассказ об основных вехах биографии сестры хуаны инес де ла крус.

ей было 3 года, когда она пошла в школу. это был ее собственный порыв - ребенка такого возраста учить никто не собирался. она просто напросилась в компанию к старшим сестрам.

учительница, увидев малое дитя, дала ей задание, с целью чем-то занять до конца общих уроков - не отправлять же трехлетнего младенца домой одну... однако выяснилось, что девочка с заданием вполне успешно справилась. показав недюжинные способности. после чего - ее оставили учиться. мать узнала об этом не сразу - и, видимо, не обрадовалась. однако небольшого отрезка времени вполне хватило хуане чтобы научиться читать.

в 6 лет она завершила традиционное для той эпохи женское образование - освоив письмо, шитье и вышивание.

к 8 годам - она прочитала уже всю большую библиотеку деда, включая труды по богословию, философии и медицине.

в честь своего первого причастия хуана написала свою первую драматическую поэму.

родные были в ужасе.

но никакие наказания не отбили у ребенка стремление к знаниям. с  6 лет, услышав, что в мехико имеется университет, хуана одолевала мать просьбами непременно ее туда отправить - а раз девочек так обучать не принято - переодеть ее мальчиком.

в итоге, когда хуане было 9 лет - ее отправили в мехико к богатым родственникам - подальше от любопытных соседей, среди которых вечно читающая хуана приобрела славу ребенка со странностями.

о том, как выглядело  стремительное впитывание ею знаний, можно догадаться по такому факту ее биографии - в 9 лет, уже в мехико, на обучении у священника мартина де оливара, она всего за 20 уроков в совершенстве выучила латынь, на которой впоследствие немало писала.
ребенок скрутил сам себя - наказывая за недостаточное, по ее мнению усердие стрижкой волос, и отказавшись от сыра, после того, как кто-то сказал, что он притупляет умственные способности.

столичные родственники ее стремлению к знаниям не препятствовали. получив неограниченный доступ к книгам, хуана самостоятельно стала изучать литературу, естественные науки, математику, философию, теологию и иностранные языки.
параллельно, она писала.
на испанском, на латыне, на языке ацтеков.
к 13 годам, стало видно, что девочка не только умница, но и красавица - и родственники представили ее во дворе вице-короля.

хуана сразу стала достопримечательностью.
красота, прекрасный характер, необыкновенные, особенно для женщины знания и яркий поэтический дар. все это оценили по достоинству.
правители мексики были от нее в восторге. вице королем и покровителем мексиканских талантов был в то время дон Антонио Себастьян де Толедо Молина, маркиз де Мансера. его супруга донья Леонор Каррето сделала уникальную девушку своей фрейлиной. от женихов, несмотря на сомнительное происхождение хуаны - отбоя не было.

завистники шипели по углам, что девочка очень хитра, и ловко имитирует знания, которыми не обладает.
здесь произошел знаменитый эпизод, когда, чтобы пресечь эти слухи, и выявить истину, вице-король приказал устроить хуане публичный экзамен.
самые знаменитые богословы, философы, математики, историки, литераторы новой испании, в присутствие свидетелей задавали хуане многочисленные каверзные вопросы. и в итоге она доказала глубину и основательность своих знаний. духовник впоследствии спросил ее - не возгордилась ли она после этого? -
не больше, чем если бы мне удалось подрубить кромку лучшей учительницы рукоделия - не очень скромно ответила девушка.
ей было 16.

через некоторое время, она принимает решение уйти в монастырь.
первая попытка не удалась - монастырь устава кармелиток оказался для нее слишком суровым местом.
вторая попытка была предпринята через полтора года - в 17 с половиной лет, хуана уходит в монастырь ордена святого иеронима.

это было не так-то просто, для девушки из бедной семьи.
чтобы попасть в монастырь - было необходимо внести в пользу церкви значительную сумму денег. у хуаны их не было. (здесь вопрос - куда делся дедушка с капиталами). деньги за нее внесла семья вице-короля.

церемония ее пострижения в монахини была публичной. на ней присутствовала половина мехико - так знаменита была к этому времени девушка. она постриглась под именем хуаны инес де ла крус.

монастырь, который мог стать концом ее блестящей карьеры и известности, стал началом нового, еще более славного периода жизни.



причины, побудившие хуану принять постриг - точно не известны.
большой религиозностью она не отличалась. нет - атеисткой не была - но и фанатизма не демонстрировала.

основных версий две:
первая - несчстливая любовь. поклонников было много, а нужен был только один. и именно этот один остался глух к ее достоинствам. о безответности своих чувств хуана много писала в стихах. и они настолько пронизаны страданием, что вряд ли писались не по следам личных переживаний.

СОНЕТ,
в котором содержатся рассуждения
о прихотях любви

Его люблю я, но не любит он,
безмерна скорбь моя, мне жизнь постыла;
а тот, кого презреньем я дарила,
увы, в меня без памяти влюблен.

Сносить любимого надменный тон,
быть может, сил бы у меня хватило,
но день и ночь в моих ушах уныло
звучит немилого докучный стон.

Его влюбленность я ценю так мало:
ведь я другого о любви молю,
но для него любимой я не стала...

Двух безответных чувств я муки длю:
я от любви немилого устала,
от нелюбви любимого скорблю.

СОНЕТ,
в котором говорится, что того, кто недостоин любви,
не следует ненавидеть, ибо ненависть, как и
любовь, удерживает его слишком близко от сердца

Зачем тебя, мой недруг, все сильней
и ненавижу я и проклинаю:
я кровью скорпиона меч пятнаю,
кто топчет грязь, сам пачкается в ней.

Твоя любовь была, увы, страшней,
чем смертоносный яд - я умираю...
Столь низок и коварен ты, что знаю:
не стоишь ненависти ты моей.

Себя я ложью пред тобой унижу,
коль скрою, что когда восстановить
хочу былое в памяти, то вижу:

ты ненавистен мне, но, может быть,
то не тебя - себя я ненавижу
за то, что я могла тебя любить.

СОНЕТ,
который продолжает рассуждения о том же
предмете, отдавая предпочтение разуму
перед склонностью

В предателе - влюбленного ищу,
кто предан мной - ко мне пылает страстью,
над любящим своей я тешусь властью,
а перед разлюбившим трепещу.

Убита нелюбовью - не ропщу,
устав искать в жестокости участья;
тому ж, кто дал бы мне любовь и счастье,
за смерть от нелюбви я смертью мщу.

Увы, не может мил мне стать немилый,
а милого нет силы разлюбить.
И счастья нет в моей судьбе унылой...

Но если выбирать, - так чем служить
для милого добычею постылой,
немилому наградой лучше быть.

СОНЕТ,
в котором доводы рассудка служат утешением
в любовной скорби

Печалью смертною поражена,
любовью ввергнутая в униженье,
я призывала смерть как избавленье,
моля, чтоб не замедлила она.

Всецело в боль свою погружена,
душа вела обидам исчисленье,
столь приумножив их, что для забвенья
мне б тысяча смертей была нужна.

Когда ж от яростного бичеванья
готово было сердце умереть,
истерзанное горечью страданья,

"Ужели смеешь ты себя жалеть, -
спросило вдруг меня мое сознанье, -
кто был в любви счастливее, ответь?"

РОМАНС,
в котором с изысканностью и чистосердечием
объясняется природа ревности и доказывается, что
ее тревоги являются единственным свидетельством
любви, в чем автор противоречит мнению дона
Хосе Монторо, одного из славнейших поэтов
нашего века

Различные рождает чувства
любовь. Их, как своих детей,
она растит. И, вырастая,
они приносят славу ей.

Вот так однажды дочку-ревность
любовь произвела на свет;
с тех пор мы в ревности находим
любви законченный портрет.

Любви без ревности не видел
никто, нигде и никогда:
возможен ли огонь без дыма
или без сырости вода?

Хоть говорят, что злую ревность
вне брака родила любовь,
она - дитя любви по праву,
от плоти плоть, от крови кровь.

Как полновесность для монеты,
как для сокровища - цена,
наидостойнейший свидетель
для истинной любви она.

Легко смешать любовь и нежность,
но нежность - только казначей:
платить по векселям любовным
любовь предоставляет ей.

Когда простое состраданье
в нас пробуждает чья-то боль,
как часто мы ему упрямо
любви навязываем роль!

Как часто чье-то любопытство
пустого ради хвастовства,
прикинувшись любовью пылкой,
берет себе ее права.

Как часто чье-то острословье,
свой пошлый дар ценя весьма,
любовной страстью почитает
потуги праздного ума.

Увы, в любовном лицемерье
искусней всех бывает тот,
в ком жажда выгоды сильнее
и у кого точней расчет.

Одной лишь ревности неведом
притворства лицемерный труд:
она - безумна, а безумцы
в своем безумии не лгут.

Уж ей-то не до красноречья,
не до ораторских потуг:
она кричит, как роженица,
бесстыдных не скрывая мук.

Как ей в притворстве быть искусной,
коль разума ей не дано?
Но чем страданье непритворней,
тем благороднее оно.

Кто сам себя щадит так мало -
уж, верно, в том неправды нет:
все лгут, но лишь себе на пользу,
никто не лжет себе во вред.

Коль на себя в припадке руки
готов безумец наложить,
то вряд ли кто-нибудь посмеет
его в притворстве обвинить.

И правоту моих суждений
вам подтвердят без лишних слов
примеры, коими богаты
архивы прожитых веков.

Лгала Миносу Пасифая,
Дидону обманул Эней,
дурачила Венера Марса,
и Ариадне лгал Тесей.

Убит был Нин Семирамидой,
Медею оскорбил Ясон,
Юдифь убила Олоферна,
Далилой предан был Самсон.

Был Урия на смерть отправлен
Вирсавией когда-то встарь,
и обесчещен был Еленой
супруг ее, спартанский царь.

Они и многие другие
в любовь играли, не любя, -
но кто без ревности ревнивцем
изобразить бы мог себя?

Любовь сродни хамелеону,
как он, изменчива она...
А ревность не меняет цвета,
она всегда черным-черна.

Но нрава сумасбродной дочки
любовь страшится не шутя:
не хочет по ее законам
жить незаконное дитя.

В любви порой обманет клятва,
и лживым может быть обет;
одна лишь ревность скажет правду,
любовь ли это или нет.

Близки, как следствие с причиной,
между собою дочь и мать:
коль ты ревнуешь, значит - любишь,
а любишь - станешь ревновать.

Для жертв любовной лихорадки
естественен ревнивый бред;
безумен он и выдать может
любви заветнейший секрет.

Лишь кто не любит - не ревнуя,
хранить способен до конца
в своем безлюбом хладнокровье
благоразумие глупца.

В незыблемость любовной страсти
уверовать способен он:
увы, наполненный собою,
он в одного себя влюблен.

Порой бывает ревность грубой,
и в состоянии она
любовь обидеть подозреньем,
не зная, в чем ее вина.

И все ж для ревности случаен
подобной грубости недуг:
нас подозреньями измучив,
о них она забудет вдруг.

Две стороны одной медали -
любовь и ревность. Коль вкусить
хотим любви мы нежность, нужно
нам грубость ревности простить...

(романс бесконечен, как полное собрание сочинений дедушки ленина. я его подрезала - полная версия встречается в интернете)

здесь надо заметить, что Хуана де ла Крус, будучи монахиней, и при всем многообразии ее талантов, оставила после себя огромное количество любовной лирики. причем, речь идет именно о земной, человеческой любви, а не абстрактных религиозных чувствах. и в историю она вошла как великая поэтесса именно благодаря этим своим произведениям.

вторая - хуане с ее способностями - не было места в ином мире, кроме монастыря. мы в 17 веке. женщина столь многих и ярких талантов рассматривалась как достопримечательность - но и как патология. сложно представить ее вечной фрейлиной - двор с его условностями и мелочными интригами хуану обременял. сложно представить ее и матерью семейства - слишком многим ей пришлось бы пожертвовать в себе ради простых человеческих радостей обыденной жизни как у всех.

СОНЕТ,
в котором судьба осуждается за двуличие

Какую я обиду нанесла
тебе, судьба? Какое злодеянье
свершила я, коль тяжесть наказанья
все мыслимые грани превзошла?

Столь беспощадна ты ко мне была,
что верю я: ты мне дала сознанье
лишь для того, чтоб я свои страданья
еще острее сознавать могла...

Мне вслух ты не жалела славословья,
под ним хулу и ненависть тая;
от ласк твоих я истекала кровью...

Но, видя, сколь щедра судьба моя
и сколь я взыскана ее любовью,
никто не верил, что несчастна я.

СОНЕТ,
в котором осуждается мирская суетность
и оправдывается приверженность Музам

Зачем, о свет, меня терзаешь ты?
Ужель обидно так мое стремленье
возвысить красотой свои сужденья,
сужденьем не унизив красоты?

Мне чужды о сокровищах мечты,
ищу лишь для ума обогащенья:
опасны о богатстве размышленья -
они доводят ум до нищеты.

Гляжу с непреходящею тоскою
на ставшую добычей красоту,
на алчность, что кладет конец покою...

Что до меня, я лучше предпочту
навек проститься с радостью мирскою,
чем жизнью мнить мирскую суету.

что касается монастырей - они в новой испании того периода пользовались невиданными в европе свободами, и были настоящими очагами культуры.
монастырь, в который ушла сестра хуана - считался элитным. его устав был мягким, а комплектовался он за счет представительниц знатных и богатых семейств новой испании.
у них были отдельные кельи, представляющие собой отдельные многокомнатные квартиры, иногда и двухэтажные, с обособленной кухней, с ванной, в которой шла горячая вода, т.е. со всеми удобствами того времени, и даже больше. у монахинь был большой штат прислуги. по сути, это было прекрасное место, что-то вроде санатория, где сестры могли вести спокойную жизнь ничем привычным себя не ущемляя.

сама хуана де ла крус объясняет свой выбор стремлением к одиночеству.

...дерзостные помыслы моего разума... устремлены были к одиночеству: я жаждала быть одинокой, жаждала отрешиться от самой малой обязанности, могущей помешать моему служению наукам; я готова была не слышать человеческого голоса, дабы его звук не нарушал моей безмолвной беседы с любимыми книгами...

типичный синий чулок)

в другом месте:

...я сделалась монахиней, хотя полагала, что монашество содержит много несовместимого с моей натурой, однако при моем полнейшем неприятии замужества положение монахини представилось мне более соответственным и достойным в том выборе, с помощью коего жаждала я обрести независимое и надежное будущее. в стенах монастыря уповала я умиротворить дерзостные помыслы моего разума..

жизнь хуаны в монастыре долго была весьма привлекательна. ее хорошо знало и любило руководство колонии - как светсткое, так и духовное, и это сказывалось на ее положении.
ее келья была забита научными книгами, картами, разными исследовательскими приборами (в том числе астрономическими. был здесь замечен и микроскоп), музыкальными инструментами, и прочим в том же духе.

она тщательно выполняла все обязанности, которые накладывало положение монахини - посещала все многочисленные и долгие службы, но...

но при этом - принимала многочисленных гостей, занималась научными исследованиями, вела обширную переписку со всем тогдашним интеллектуальным миром, писала стихи, песни, драмы, в том числе и совершенно светские, и на заказ, и была недовольна тем, что у нее слишком мало времени для любимых занятий.

вице король с супругой каждый вечер посещали ее после службы в монастырской церкви. это вошло в ритуал всего двора.
в ее келии устраивались поэтические состязания, концерты и балы.
хуана освоила несколько музыкальных инструментов, увлеклась живописью, а помимо этого - изучала философию, теорию музыки, богословие, медицину... вышивала, любила кулинарию - и часто посылала многочисленным светским друзьям образцы своего рукоделия, кулинарных изысканий, и шутливые рифмы...

60 испанских поэтов посветили ей свои восхищенные стихи..
ее именовали десятой музой и мексиканским фениксом...
ее книги издавались.
она была знаменита и окружена вниманием и восторгом.
однако - среди светских почитателей ее талантов.

в  монастыре же ее возненавидели.
одни - из зависти.
другие - по той причине, что считали ее образ жизни и занятия неподобающими для монахини.
дипломатией, по всей видимости, хуана особенной не отличалась. и найти общий язык с окружением не смогла, да и не очень пыталась.

он писала:
...о, роковой знак, делающий нас мишенью зависти и предметом нападок!.. ангел лишь потому выше человека, что более способен к проникновению во все сущее. у человека перед животным нет другого преимущества, как только в наличии разума, но, поскольку никто не желает быть ни в чем ничтожнее прочих, то ни один не признает, что другой разумеет более его, ибо сие означало бы, что другой выше его по самой своей сути...

то есть, как видим, считала себя выше всех вокруг, не демонстрируя надлежащей для монахини скромности.

еще будучи послушницей, она как-то крикнула настоятельнице - замолчи, безграмотная!,
вышел скандал. но благодаря покровительству властьимущих его мало того, что замяли - еще и настоятельницу поменяли, на более лояльную к новой монахине.
сестре хуане и самой предлогали стать настоятельницей - но - понятно - при своих далеких от религии и управления интересах она от этого бремени отказалась...

все руководство новой испании назначалось из метрополии на определенный срок - и срок службы ее друзей и почитателей истек.
сменился вице-король. новым был назначен маркиз де Лагуна, который прибыл на заманчивую должность с супругой Марией Луизой, графиней Паредес. графина и сестра хуана были ровесницами - а скоро стали подругами.
хуана писала огромное количество стихов - и новая подруга стала часто фигурировать в них под именем лизис.
они остались подругами и после окончания срока службы вице-короля, и возвращения четы в испанию. лизис помогала изданию в метрополии произведений сестры хуаны.

следующая смена власти была не так удачна для поэтессы, как предыдущая. с новым, очередным вице-королем был назначен в мехико и новый архиепископ. который, естественно, не мог не обратить внимания на бурную деятельность монахини на подведомственных территориях.
тучи постепенно стали сгущаться, но не привыкшая к ограничениям сестра хуана этого не замечала.
гром грянул внезапно.

как я понимаю - ее подставили.

старинный друг, епископ пуэблы фернандес де сайта крус, попросил ее написать опровержение на знаменитую проповедь 4О-летней давности, составленную монахом-иезуитом антонио виэйрой. человеком чрезвычайно уважаемым и авторитетным. признанным теологом и богословом, защитником прав индейцев, который для мексиканских иезуитов был непререкаемым авторитетом.
сестра хуана, развлечения ради - взяла и разгромила все постулаты, высказанные в проповеди этим уважаемым человеком. полагаясь на тайну личной переписки.

а ее письмо взяли и опубликовали.

причем - издатель не назвался, а предисловие к ее произведению было написано от имени некоей сестры филотеи де ла крус. в этом предисловии говорилось, что имея большой талант к к теологической критике, сестра хуана не ценит, доставшийся ей от Бога дар - и растрачивает его весьма неправильно для монахини - на низкую поэзию и изучение земных наук...

скандал разразился грандиозный.

книга получила широкую известность и в метрополии. испанские и португальские теологи были в восторге от того, как простая монахиня опровергла доводы именитого проповедника. они пачками присылали ей свои поздравления.

поздравлять тем временем было не с чем.
мексиканским иезуитам, имеющим в колониях огромное влияние, покушение на их авторитеты сильно не понравилось.
от хуаны отвернулся ее духовник, который давно советовал ей отойти от светских занятий.
высшее руководство церкви в колонии обвинило ее в гордыне и нарушении обета послушания, обязательного для монахинь.
хуана пробовала сопротивляться. она написала свое самое известное произведение в прозе - ответ сестре филотее, которое современные исследователи расценивают как первый манифест феминизма. на примере собственной биографии она аргументированно доказывала, что для женщины широкое образование, научное познание и творчество необходимы. в том числе - для того, чтобы более полно понимать Святое Писание.

это было прекрасное произведение.
но церковных служителей оно разозлило еще больше.
давление на зарвавшуюся монахиню было очень сильным.
и в итоге - она опять привлекла всеобщее внимание.

во исполнение взятых на себя обетов, в частности - смирения и бедности, сестра хуана продала свою библиотеку и абсолютно все имущество, отправила прислуживающих ей рабынь в поместье к сестре, а вырученные деньги отдала на благотворительные нужды.
кроме того, она дала обет больше никогда не прикасаться к перу и бумаге.

мехико от неожиданности пришел в сильное волнение.
все восхищались ее поступком, глубоко им впечатлившись.
а очередной архиепископ, даже ему и последовал.
он тоже продал все свое имущество, драгоценности, антиквариат, книги, и даже кровать, на которой спал - и передал деньги на благотвотрительность.

сестра хуана стала вести тихую и скромную жизнь.
в промежутках между молитвами, она еще сделала несколько непреднамеренных открытий в области органической химии и механики.
занимаясь исключительно кулинарией и прядением...

в 1692 году вышло полное собрание ее сочинений. поскольку писать она больше не собиралась - оно действительно было полным, хоть и прижизненным.



все закончилось с эпидемией чумы.

страшная болезнь унесла много жизней. вымерла половина мехико. а 17 апреля 1695 года - болезнь забрала и жизнь сестры хуаны инес де ла крус, которая отказалась покинуть монастырь и осталась в нем, чтобы ухаживать за больными монахинями.

один священник, наблюдая за ее деятельностью тогда сказал - следовало бы умертвить ее, чтобы она сама себя не умертвила в своем покаянии, не потеряла здоровья и сил, ведь хуана инес не бежит, а летит по стезе добродетели...

но фактически - она себя умертвила. заразившись чумой, она, по свидетельству очевидцев, умерла в полном сознании и с полным спокойствием. не нарушая обета, последние слова она написала на стене своей кельи, кровью из собственного пальца -
...здесь будут отмечены день, месяц и год моей смерти. во имя любви Господа и Его Пречистой Матери я молю своих возлюбленных сестер: и двух ныне живущих, и уже ушедших - помянуть меня перед Ним, хотя я была худшей женщиной на свете. Подписано: я, хуана инес де ла крус...

блестящая во всех отношениях жизнь и достойная смерть.

история, жизнь, поэзия, портреты, барокко, биография

Previous post Next post
Up