Aug 27, 2009 15:07
Не могу не высказать своего восторга от органа Листа. Наконец-то он нашёл инструмент себе по росту. . Ему всю жизнь было мало одной клавиатуры, в которую он вкладывал оркестровую мощь. Ещё в 1837 году он ожидал, что придёт время, когда более экспрессивная органная клавиатура укажет естественный способ для изобретения фортепиано с двумя или тремя клавиатурами.
Образ величественной торжественности Листа-органиста не так известен, как образ Листа-виртуоза-сокрушителя роялей. А ведь он является автором около 50 органных работ - по большинству это транскрипции его ранней музыки. Его обращение к органу началось с переезда в Веймар в 1842 году, где он сблизился с вдохновенными органистами. С тех пор он стал переписывать свою музыку.
Вчера у меня Лист звучал до звёзд, с приходом ночи пришлось-таки угомониться. Но именно когда «смолк беспечный шум людской», в это время звуки органа приблизились и взяли в полон. Да и не случайно. На слушании был Орфей. Это симфоническая поэма Листа - четвёртая из его тринадцати - написана первоначально для оркестра в 1854 по вдохновении от оперы Глюка. Но, как объяснял Лист, музыка основана не на легенде об Орфее и Эфридике, а на образе Орфея-певца, поющего под свою лиру, и красотой своей музыки укрощающего диких зверей, как это изображено на древней этрусской вазе, которую Лист увидел во время посещения Лувра. Вагнер считал Орфея Листа самым прекрасным его созданием, он говорил: Это одна из самых красивых, самых совершенных, и действительно, самых несравненных поэм.
В ларец с сокровищами: Franz Liszt. Orpheus, S 98 - музыка с приходом звёзд, музыка, укрощающая всё звериное.
franz liszt