Старые фотки, продолжение.

Dec 10, 2014 16:56


После истории со слоном, родители решили все ж не рисковать и отправили меня на целый год к бабушке в Тбилиси. Об этом я как-нибудь отдельно расскажу:) Через год папа  меня забрал, и кочевая жизнь перешла на качественно новый уровень. Если раньше мы селились в гостиницах, то теперь родители решили рискнуть жить со мной в вагончике. Дело  в том, что родители получили предложение о работе с цирком шапито, а до этого работали переводчиками в интернациональнызх программах, которые гастролировали в стационарных цирках. Теперь папу назначили директором, а мама стала главным администратором, оставаясь при том переводчиком.

Это было потрясающе! Шапито это настоящий маленький город, совершенно автономный мир, который перемещается в пространстве, оставаясь цельным и неделимым. В нем есть все необходимые атрибуты и все они располагаются в специально приспособленных и очень продуманных помещеньицах. В одном вагончике - дирекция, в другом - душевой комплекс, в третьем - кафе, в четвертом - слесарная мастерская, в пятом - прачечная. А всего их было около пятидесяти. Ну и, разумеется все люди - от артистов до водителей, от директора до рабочих по уходу за животными, и конечно же сами животные - живут каждый в своем доме-вагончике. Вагончик - это вам не гостиница какая-то. Это Дом. Нет - ДОМ! Никакая, самая распрекрасная гостиница не сравнится с этим крошечным домом на колесах, в котором помещаются две уютнейшие комнатки и маленькая кухня. Понятное дело, когда живешь в гостинице и постоянно переезжаешь, то размеры багажа ограничены несколькими чемоданами. Ты не можешь себе позволить роскоши возить с собой собственную посуду, книги, технику, детские игрушки. В вагончике же ты можешь обрасти собственными подушками, ковриками, чайниками и книжками, словом, всем тем уютным домашним скарбом, который делает помещение Домом. Когда приходит время Переезда - все это наскоро увязывается, дверцы шкафчиков проклеиваются скотчем, дом прицепляется к тягачу и едет... Куда-нибудь)
В каждом цирке вагончики были по-разному оборудованы. Самые классные были в цирке ГДР "Берлин". Они подключались в каждом городе к стационарному водопроводу и канализации, ну и, разумеется, к электричеству. Так что условия были самые комфортные, кроме дней переезда, когда все отключалось и какое-то время(не больше суток) приходилось сидеть без света и воды. Мы зажигали свечи, на газовой плитке пел чайник, мы сидели вдвоем с мамой, пока папа занимался электрификацией нашего маленького мира, и это было так прекрасно, как будто Новый год! Если вы когда-нибудь заходили в строительную бытовку, то это ни в малейшей степени не похоже на наш прекрасный дом. Гораздо больше его напоминают современные дома-прицепы для автомобилей, только наш был просторнее. Контрукция мебели была тщательно продумана немецкими конструкторами, все легко складывалось и трансформировалось для разных случаев. По крайней мере я убеждена была, что это лучшее в мире жилище, и любила наш вагончик, пожалуй, даже больше чем родную квартиру. Это сейчас я понимаю, что по малолетству меня просто не коснулись всякие бытовые проблемы, которые приходилось решать родителям. Но они это делали всегда весело и легко.
Некоторые из артистов жили не в вагончиках, а в собственных домиках-автоприцепах. Это была вообще несусветная роскошь и моя мечта до сих пор. Они натягивали тент от края крыши, и получалась дивная большая веранда, на которой стояли раскладные шезлонги и маленький кофейный столик. Я помню, мама подружилась с одной воздушной акробаткой и та частенько приглашала ее на чашечку кофе. Я всегда старалась увязаться с ней, хотя не понимала ничего из разговоров. Меня влекло другое - "Элементы сладкой жизни"(с) Вся эта атмосфера иной жизни, до мелочей отличающейся от нашей, диковинная посуда, техника и мебель, и запах... О, этот запах кофе! В Советском Союзе он, конечно же, был дефицитом. Мне кажется, что этот запах я впервые почувствовала и полюбила именно там, на той веранде, где дамы обсуждали модные тенденции из Бурды, а я играла с кучерявой болонкой фрау Бунте. Вот до сих пор и люблю) Тогда он мне казался запахом дальних неведомых стран. Фрау Бунте потом присылала маме вожделенные и недоступные для советских женщин западногерманские журналы Бурда и еще какие-то чудеса для шитья. Сейчас их полно в магазинах рукоделия, а тогда это было что-то совершенно инопланетное. Мама шила по тем журналам, и потому наша одежда всегда заметно отличалась от того, что носило большинство наших женщин, хотя сшита была из обычных советских тканей.  На фото мама (брюнетка, справа), фрау Бунте и ее болонка)))


Мои родители были с утра до глубокой ночи заняты работой - все это огромное хозяйство требовало неусыпного контроля и заботы. То сломается тягач, и маме нужно "доставать" дефицитную деталь, выясняя попутно у немецкого водителя что же такое  "карданный вал", или "рулевая тяга", то заболеет лошадь, и нужно искать в незнакомом городе ветеринара, то у артистки разболится зуб и нужно ее сопровождать к стоматологу, то закончились бананы, и дрессировщица рвет и мечет, потому что у ее шимпанзе строгая и нерушимая диета, а вы представляете, что значило в СССР достать бананы?! Да еще и не в Москве, а в каком-нибудь райцентре? В Москве они появлялись несколько раз в году, и нужно было отстоять несколько часов в очереди, чтобы получить "в одни руки" ярко-зеленую связку, которая потом еще неделю дозревала дома. В райцентрах же бананов не видели никогда. Мама ездила к заведующим овощных складов и умоляла их дать бананов для обезьян:"Они же могут умереть!" Самое интересное - бананы-то, оказывается, на складах были(( Только на прилавки провинциальных магазинов они не попадали, распространялись прямо со склада среди "нужных людей". Как и запчасти для машин и все прочие блага. Фильм "Мимино" помните? Натуральный обмен - билеты в театр на гостиничный номер и т.д. Мама меняла билеты в цирк на бананы для шимпанзе. И никогда. Ни разу в жизни. Она не отщипнула от этих бананов и всех прочих благ чего-либо для своей семьи.  Они с папой в этой своей щепетильности были совершенно едины. Доставая дефициты для иностранцев - сами не пользовались. Ох и ругали их за это знакомые и родственники! А я горжусь. Удивительно, но я сейчас постоянно наблюдаю в своих детях черты своих родителей)

Я почему запомнила про карданный вал. Папа пытался мне доходчиво объяснить, какая наша мама умница, чтобы я могла ею гордиться. И он мне, шестилетней,  рассказывал, что технические термины, которыми приходилось пользоваться маме, это вовсе не то, чему ее учили в институте, что не каждый мужчина понимает о чем идет речь на своем родном языке, а вот наша мама не только быстро научилась разбираться в сложном техническом языке, понимать, чего требует от нее немецкий водила- обаятельный толстяк Аксель, но и, что еще чудеснее, находила нужное, при тотальном дефиците всего. Причем своевременно. Соблюдать немецкий порядок и точность в наших условиях было крайне сложной задачей, у них все было отработано так, чтобы не было ни дня простоя.   Буквально - после вечернего спектакля, еще не все зрители покинули территорию, а уже с шапито стягивали крышу, разбирали стальные опоры, и  вот,  где час назад стоял цирк, уже работает команда дворников, подметающих пустую площадку, а караван техники уже едет в новый город, где в шесть утра начинается установка шапито. Поломка хотя бы одного  тягача при этом была совершеннейшей катастрофой. Папа не знал немецкий, поэтому все вопросы, связанные с немецкой стороной, доставались маме.  Он ею восхищался. Хотя сам такие поразительные вещи делал! Какие неожиданные рекламные ходы он выдумывал. в СССР реклама была совершенно неразвита и ему негде было этому  научиться. Идеи приходили к нему на ходу.  В каждом городе был аншлаг, это было для папы делом чести. Если вдруг папа узнавал, что не все билеты проданы, он начинал нервно курить и бегать из угла в угол, пока ему не приходило озарение. И тут же бежал воплощать идею. Однажды он выпросил у гаишников громкоговоритель, поставил его на крышу нашего циркового "москвича", взял меня( я упросилась, конечно) и мы стали объезжать окрестные села и городки, и папа вживую, в микрофон рассказывал о гастролях и цирковой программе. Люди выскакивали из домов и смотрели на нас как на диковину. Папа был директор, но делал это сам, потому что у нас не было человека, который мог бы так же живо, артистично и весело, хорошо поставленным голосом(папа когда-то брал уроки сценической речи), рассказывать. Все это совершенно не лезло ни в какие рамки и если бы дошло до Главка, его бы непременно осудили за самоуправство. Однако после этой акции билеты были мгновенно распроданы до конца гастролей в этом городе, и кассирам пришлось устроить внезапный отпуск. Папа был собой очень доволен. А уж как довольны были немецкие партнеры! Они  утверждали, что до сих пор у них еще не было таких продуктивных гастролей.

Продолжение следует...

цирк, папа, я, мама, мяумуары

Previous post Next post
Up