Я наивно думал, что в книге будет история "Аквариума". Ничего подобного! Ради истории группы надо читать что-то другое.
На 70% книга состоит из вайна. Сначала вайн на тему "у нас были совершенно жуткие, отвратительные концерты". Просто вот ни одного концерта хорошего. Совсем. Звук везде был говно, и играть никто не умел, и вообще. Возникает вопрос - если всё было так плохо, почему Аквариум стал таким популярным? Ведь ни разу не сказано, что хоть один концерт был хорошим. Как так можно было? Почему их тогда слушали? Тексты БГ поначалу не отличались глубиной смысла, музыка, как говорит Гаккель, была ещё хуже...
Затем вайн переключается на тему "Боб всегда писал альбомы не так, как хотел я". Ну блин, группа всё-таки рок-н-ролл играет, и в условиях дефицита ресурсов гитара конечно важнее виолончели. Я так думаю.
Затем вайн на тему "Боб про меня, такого красивого, совсем забыл!!!111". Видите ли он переиграл старые песни с новым составом, и новый состав тоже назвал "Аквариумом", и вообще, как же я, я-то как же? Опять же, не оправдываю полностью Гребенщикова, судя по всему у товарища очень специфический характер. Но нет никакой попытки понять. Просто - Боб плохой, гадкий и нехороший.
Потом немного о том, как Гаккель содержал рок-клуб в 90е, с обходом острых углов. Просто всё так гладко написано, что понимаешь - не может такого быть. Не может и всё. Тем более в то время.
Короче говоря, книга представляет собой одну большую претензию Гаккеля к Гребенщикову. Но в книге есть нюансы о времени, о людях, и эти нюансы самое интересное.
Во-первых, наши рокеры не были такими борцами за свободу, какими их пытался представить Голос Америки. Они были обыкновенными раздолбаями. "Не хочу учиться, хочу жениться^W чтобы была музыка как у Битлз" - их жизненное кредо. Не "играть музыку", "не слушать музыку" - это что-то конкретное, а у них конкретики не было. Просто "хочу музыку". Их отношение к музыке очень похоже описано у Пратчетта в "Soul Music": "Музыка Рока просто случается с тобой, и все. Ты хоть всю жизнь на учебу потрать, ничего не добьешься.".
Во-вторых, ближе к 90м их так много и часто воспринимали как протестующих, что они сами поверили в то, что они против чего-то протестовали. Чтобы против чего-то протестовать, надо сначала это что-то сформулировать. На что эти ребята были совершенно неспособны, так как для формулирования нужны знания. А знания им только мешали играть Музыку Рока.
В-третьих. Историю с рок-музыкой в СССР я не могу воспринимать иначе, как грандиозную идеологическую диверсию. Ну не могли её запрещать "просто потому что она идёт с Запада" - с Запада много всего шло, и далеко не всё априори являлось злом. Английский язык злом не был, наоборот, знание английского в СССР всячески приветствовалось. Знание иностранной культуры вообще тоже приветствовалось, широкий кругозор считался необходимым для культурного человека. Но вот конкретно с рок-музыкой накладка вышла. Не пущать - и всё. Без объяснений. Ну и, разумеется, у нашей многоумной молодёжи сложилось впечатление, что всё зло от государства. После - значит вследствие, рядом - тем более вследствие, да. Не забываем, что эти молодые люди были асоциальными, это тоже важно. "Мне нет места в этой системе - часть этой системы не даёт мне жить в кайф - других систем я не знаю - все системы зло". Всё, диссидент готов. Бери и используй. И взяли, и использовали.
Эта кросспост записи
http://eldhenn.dreamwidth.org/674893.html. Желательно комментировать
там. Сейчас там комментариев:
.