Понятно, откуда растут корни американского жанра «road movie»: простора много, дорог много, куча городов и весей с дурацкими достопримечательностями, мотелей, забегаловок.
Если копнуть глубже, можно вспомнить Борхеса с его вечным сюжетом «Возвращения» или вообще концепцию «Мономифа».
Но это если совсем глубоко. А если мелко, то популярность «road movie» в Голливуде растёт из всеобщей автомобилизации. Поэтому, вероятно, попытки переноса жанра на российскую почву редки и, как кажется, не очень убедительны.
Более того, я полагаю, нужно (в рамках борьбы с низкопоклонством) сделать свой жанр: «railroad movie».
У нас особый путь - рельсовый, и этот путь на 8.5 см шире иноземного.
Только представьте, какой разброс сюжетных коллизий:
- опоздание на поезд, когда один из спутников бежит за уходящим вагоном и дёргает стопкран (а потом прячется от мстительных проводников);
- проводники, которых злое начальство заставляет «толкать» пассажирам чаё-кофе-шоколад-кроссворды;
- походы за кипятком в трясущемся вагоне с лавированием между ногами, торчащими в проход (представьте эту сцену крупным планом и в slo-mo: горячая вода, выплёскивающаяся из кружки; ошпаренная рука; лицо главгероя с закушенной губой, старающегося не расплескать остальное на здоровенного жлоба с наколками-«куполами», спящего на «боковушке»);
- тактическое планирование утреннего похода в туалет (пока не въехали в санзону);
- станции с забегами за мороженым/пивом (и особая прелесть рыбы, продаваемой прямо через окно вагона, - например в Сызрани; жаль, средства кинематографа пока не дают возможности передать чудный запах, стоящий потом в вагоне);
- ситуация, когда мороз поезд простаивает у вокзала несколько часов, пропуская товарняк, а вагон персонажа последний, 20-какой-то, и до вокзала в туалет идти по 30-градусному морозу;
- пьяненькие солдаты/дембеля, дерущиеся со штатскими и проводник (криптоклирик, вероятно), вразумляющий драчуна мистической фразой «что ж ты такой неверующий» и отточенными ударами в корпус;
- попутчик, способный всю ночь рассказывать о своей армейской службе и выдать по ходу все детали военных учений 1976 года, включая число погибших, а также как они нашли в закарпатском амбаре пулемёт, и что сказал на это хозяин амбара;
- ещё один попутчик, интересующийся уровнем преступности пункта назначения, а на выход опоясывающийся пистолетом (кто он? откуда он? куда он идёт?);
- вокзальный контингент из цыган, гопников, и сумасшедшей старухи с баяном, громогласно утверждающей, что один из гопников её домогается;
- споры до 3 ночи о том, взламывается ли шифр Вернама или нет;
- странные сектанты(?): сидят в проходе, читают какие-то фразы, хлопают наперегонки и что-то отвечают;
- оставленный сошедшими попутчиками кроссворд, в котором героям открываются тайны мироздания;
- богатые возможности для саундтрэка: стук колёс и басовые рулады храпа, попса на «ХЗ-Радио» из-под потолка в индастриал-обработке (которые непосявщённыее примут за помехи), полифонические рингтоны из купе с гопниками и акустические обработки Летова и Цоя (не всегда понятно, когда кто) из дальнего купе;
Это только крупицы из личного опыта, что вспомнилось.
Думаю, каждый российский зритель найдёт в таком фильме что-то очень близкое и знакомое, а иностранцы, посмотрев его, смогут лучше понять загадочную русскую душу™.