Миф о нацистском экономическом чуде

Feb 02, 2012 00:15



Бытует следующее мнение: «да, Гитлер - злодей, но он, хотя бы, вывел Германию из депрессии».

Рассмотрим, однако детали.

Миф 1: Гитлер ликвидировал безработицу в Германии.

Статистика, как будто, подтверждает это:

Год1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939

Безработица (млн.)6
3.3
2.9
2.5
1.8
1.0
0.302

Таким образом, выходит, что в первый же год нахождения у власти нацлидер умудрился сократить безработицу на 45%, а за период с 1937 по 1939 - на полтора миллиона.

Как это могло произойти?

Разумеется, нельзя не упомянуть знаменитые германские автобаны. Здесь Гитлер продолжил дело своего предшественника на посту канцлера фон Шляйхера, организовавшего в 1931-1932 строительство трассы Берлин-Кёльн. Суммарно дорожное строительство позволило создать около 100000 рабочих мест.

Кроме того, был предпринят ряд мер для стимулирования трудоустройства. Профсоюзы были ликвидированы, так что за 30-е годы, несмотря на инфляцию, зарплаты рабочих практически не росли. В то же время, если безработный отказывался от работы, предложенной биржей труда, он считался «бездельником» и подлежал заключению в концлагерь.

В июле 1933 года (через полгода после прихода к власти) нацисты приняли «закон о поощрении брака», по которому семья могла получить кредит в 1000 рейхсмарок за рождение четырёх детей. Одновременно женщины перестали приниматься в расчёт при учёте безработицы. Таким образом, сокращение безработицы почти вдвое может быть полностью объяснено исключением из расчёта половины безработных.

В 1934 замужние женщины были уволены из медицинских учреждений и с госслужбы. В 1936 им было запрещено заниматься и юриспруденцией.

В сентябре 1935 вступили в силу т.н. «Нюрнбергские законы», лишавшие гражданства лиц «неарийского происхождения». Таковые были, опять же, исключены из расчётов.

И, наконец, немаловажную роль сыграло увеличение армии. В рамках Версальской системы, численность рейхсвера была ограничена 10000-ми человек для сухопутных сил и 15000-ми для флота. К началу 1939 численность вермахта составляла 1.4 миллиона (4.8 миллиона, считая вспомогательные части и резервистов). Даже с учётом мобилизации населения аннексированных Австрии и Чехословакии это с лихвой объясняет успехи в борьбе с безработицей.

А вот преувеличивать масштабы военной индустрии не следует. Существенная часть военных предприятий Рейха располагалась не в Германии, а в захваченной Чехословакии, а горнодобывающая промышленность - в Австрии. Соответственно милитаризация создавала рабочие места скорее для новых граждан (и неграждан) Германии, а не для немцев.
Миф 2: Гитлер прекратил выплату репараций.

Решение о заморозке выплат репараций было принято на конференции в Лозанне (с участием Великобритании, Франции и Германии) в 1932 году. Нацисты к этому отношения не имеют.
Миф 3: Гитлер победил инфляцию, введя твёрдую валюту.

Все знают историю про гиперинфляцию в Веймарской республике и то, что она была решена путём замены «бумажных марок» на новые рейхсмарки, обеспеченные золотом. Причём обмен осуществлялся по соотношению «один к триллиону».

Не все знают, что нацисты к этому отношения не имели. Рейхсмарки были введены в оборот в 1924 году, за 9 лет до прихода Гитлера к власти. Однако в 1931 году, в связи с углублением рецессии, Германия от золотого обеспечения денег отказалась и более не возвращалась (учитывая связь между отказом от золотого стандарта и выходом из депрессии, это был разумный шаг).

Напротив, в 1938-1939 Германия скатилась в новую волну инфляции, что, как считают, спровоцировало отставку Хьялмара Шахта с поста президента Рейхсбанка (к Шахту мы ещё вернёмся).

Кроме того, нацистская Германия столкнулась с острой проблемой нехватки валюты. Рейхсмарка с её фиксированным курсом обмена за рубежом не была популярна. Удалось уломать на выплаты рейхсмарками за поставки сырья некоторые страны Латинской Америки (неудивительно, что после войны нацистам там было не впервой), а также наладить бартер с некоторыми другими странами, например, СССР. Однако в 1936, например, запасов валюты хватало на закупку промышленного сырья только на два месяца. Ситуация ещё более ухудшилась во время Второй Мировой войны, когда нейтральные страны (например, Швеция) под давлением Союзников стали отказываться принимать платежи золотом.

Миф 4: Гитлер построил эффективную экономику с минимальным бюджетным дефицитом.

Большего заблуждения сложно и придумать. Начиная с назначения Шахта президентом Рейхсбанка в 1933 дефицит бюджета Германии составлялся с огромным дефицитом: расходы превышали доходы на 50% в 1933-1936 и 86% в 1939 . В принципе, это было бы обосновано с точки зрения кейнсианского подхода, если бы нацисты не подавляли при этом потребительский спрос. А так эффект от государственных расходов был ниже чем в США или Великобритании.

Дефицит покрывался из двух источников.

Первым были банальные заимствования. В 1938 официальный долг Германии составлял 19 миллиардов рейхсмарок. Однако у официального долга было два больших недостатка: у него был потолок как объёма, так и процентной ставки - 4.5% (что делало облигации малопривлекательными). И, разумеется, европейские державы не дали бы денег под перевооружение.

Поэтому Шахт придумал необычный трюк: была создана фиктивная компания Metallurgische Forshungsgesellschaft, от имени которой эмитировались облигации с более высоким уровнем доходности, получившие название «Mefo». Деньги от продажи закрывали дырку в бюджете. К 1939 задолженность по облигациям Mefo составляла 12 миллардов рейхсмарок.

Разумеется, были и другие заимствования, в основном, внутренние.

Вторым источником для заполнения дыры в бюджете был не менее банальный грабёж.

Я не буду рассматривать экспроприации у нежелательных элементов. Рассмотрю только более масштабные деяния.

К моменту прихода Гитлера к власти золотой резерв Германии составлял 170 млн долларов. В 1938 были аннексированы Австрия и Чехословакия, а их золотые запасы (102 и 44 миллиона соответственно) объявлены германскими. Таким образом, за один год золотовалютные резервы были увеличены на 86%. В первые три года Второй Мировой войны были также получены золотые запасы Данцига (4.1 млн), Голландии (163 млн), Люксембурга (4.857 млн), Бельгии (223 млн), а также союзной Италии (80 миллионов). Таким образом, суммарные экспроприированные запасы составили около 622 миллионов, не считая валютных резервов, монетного серебра и пр..

Можно с уверенностью сказать, что без этих экспроприаций нацистская Германия оказалась бы банкротом задолго до 1945.

В то же время, рост экономики Германии кажется высоким только с поправкой на кризис 1931. Если рассматривать период с 1929 по 1939, то рост составляет 1.3% в год, вдвое меньше роста Великобритании (также пострадавшей от депрессии) за тот же период.
Заключение.

Люди любят восхищаться решительными деятелями, игнорирующими ценности буржуазных «общечеловеков». Любят усматривать мудрые замыслы, там где их нет. Некоторые даже верят в мудрых вождей, способных совершить чудеса, несмотря на происки идейных и расовых врагов.

Как правило, это ошибка, и притом опасная.

Previous post Next post
Up