И вновь минутные забавы....
Люди падки до красивых жестов. С детства мы воспринимаем в фильмах, книгах, балладах, как красиво совершить поступок. Тут, пожалуй, надо было написать слово поступок с большой буквы, именно так его подают нам, как основное блюдо. Вспомните, красоту сцен в фильмах, когда Матросов бросается на амбразуру дота, картинно раскинув руки. В жизни подобный поступок, начисто лишен всякой поэзии, хотя героизма в нем с излишком. Но мы ведь говорим о красоте?
Уйдем в сторону от военных подвигов, посмотрим на символизм тех или иных деяний мирной жизни. Помните художника, который продал свой дом, а затем еще и кров, хотя возможно крыша ушла по сходной цене от дачной халупы, кто знает. Но как бьет по сознанию миллион алых роз, вот он поступок, с излишком, перехлестом, такой в обычной жизни и не встретишь. В конце уже позапрошлого века декаданс воспевал именно такие безумные, но красивые жесты. Рациональное взяло вверх позднее, появился символизм, он поспешно открещивался от сумасшедшинки декаданса, но был ровно таким же течением в искусстве. Смысловой разницы между ними нет.
Нас окружают символы повсюду, мы любим их красоту, хотя давно на нее не реагируем или изменяем под скоротечность своих жизней. Славяне женились, обходили по кругу дерево, это символизировало прочность отношений в семье. Позднее символ вечности, а заодно и оберег в виде кольца прижился в христианстве, в браке стали обмениваться колечками. По традиции это простые кольца, без всяких украшений, чтобы зло не могло проникнуть в идеальный круг, символ вечности. В религии символ вечности плавно трансформировался в вечную жизнь, в обещание наград после жизни земной. В современном мире христианское начало уже теряется, кольца приобретают разные вставки, часто их прячут на внутренней стороне. Сохраняется внешнее следование традициям. Это тоже жест, во многом этакие ботинки крокодилом внутрь. Дорого, но окружающим не видно, зато самое то, чтобы потешить собственное тщеславие.
Меня отпугивают люди, которые склоны к театральным жестам, в этом сквозит искусственность, игра на публику. Выложившись на ежедневных представлениях, подобные люди зачастую оказываются пустышками в серьезных, настоящих жизненных испытаниях. Бывает и ровно наоборот, те, кто не мог сыграть в романтизм, раскрываются во всей красе, когда что-то происходит. Речь не только о мужчинах, но и о женщинах, этот вопрос касается всех.
Зачастую красивый жест превращается в традицию, этакий якорь, который нельзя убрать, не навлекая на голову гнев сил небесных, родственников, да и внутренний дискомфорт души. Мужчины в ганноверской пивной каждый год теряют несколько килограмм обручальных колец. Снимая их под столом, многие промахиваются мимо своих карманов. Говорят потерять обручальное кольцо плохая примета. В данном случае трудно сказать, что первично причина или следствие. Думаю, пойдя кружить местной красотке голову, сняв кольцо, такие мужчины уже совершают шаг против традиции. Потеря кольца это только следствие. Народное наблюдение верно и не ошибается. Вывод - не снимать кольцо, тогда душевный покой гарантирован. Еще лучше не совершать и других поступков или лучше сказать проступков?
Слова брачной клятвы находят подтверждение в хладном металле. На память, чтобы слова не стерлись из памяти, узелок на все случаи жизни в виде кольца. Красивые слова подкрепляются красивой безделушкой. Меня поразило огромное число людей, которые живут вместе не по велению души, а чтобы не доставить своим расставанием проблем… своему душевному спокойствию. Что подумают окружающие? Исследования красноречиво показывают, что это последний рубеж обороны, ступенька в конце лестницы перед разводом. Кольца не спасают и ничего не гарантируют. И вот не так давно появилась новейшая городская легенда. На свадьбе стало принято скреплять брак не только кольцами, но и замком. Да, обычным хозяйственным замком, навесным, если быть точным. В Европе, да и России это поветрие усиливается с каждым годом. Впервые мне довелось о нем услышать в передаче по одному из московских каналов. Преподносилась инициатива как придуманная журналистами в Москве, и «неожиданно» подхваченной молодоженами. Мораль истории заключалась в необоримой силе масс-медиа, в конце выпуска шли телефоны рекламной службы канала. Живенько и не очень прямолинейно, что уже вызывает если не уважение, то веру в то, что рекламный отдел не зря есть свой хлеб.
Второе знакомство с этой «древнейшей» традицией состоялось во Флоренции. На мосту Ponte Vecchio экскурсовод сделал серьезную мину и начал рассказывать, как в древности влюбленные заказывали замок с тремя ключами. Один ключ выбрасывался в воды Арно, а другие два оставляли молодые. Коли что-то в жизни шло не так, то каждый мог придти, раскрыть замок и швырнуть его в реку. Подробные расспросы о достоверности этого события привлеки к забавным результатам. Замки оказывается были из чистого золота, ведь мост был занят ювелирами, это вторые жители на нем после обыкновенных лавочников. Как решался вопрос воровства, было не ясно. Но это «древняя» традиция, не сомневайтесь.
Маленькая ремарка от меня, проеденного туриста видевшего не одну экскурсию. Когда вас потчуют блюдами со словами «древний, уникальный, единственный», будьте осторожнее. Многое из того, что вам рассказывают, никогда не существовало в реальности, это красивый вымысел вашего гида. Ведь он играет в игру, продает вам истории. А тут главное не достоверность событий, а убедительность рассказчика и ваше желание быть обманутыми, чтобы распространять этот обман среди своих друзей дома. Чем древнее легенды, тем больше вы вырастаете в своих глазах, приобщаетесь к чему-то с запахом веков. Забавно, но на поверку большинство легенд современного разлива.
Вот, к примеру, мост и замки влюбленных. Возможно, кто-то и вешал замки когда-то на Ponte Vecchio, но это были единичные случаи, да и подоплеки никакой в этом не было. Но после выхода душещипательного романа Федерико Моча (Federico Moccia) “Три метра над небом”, действие которого происходит в Риме, влюбленные вешают замок на цепь, а ее пропускают вокруг третьего столба на мосту Milvio. Ключ как вводится, выбрасывается в воды Тибра. История умалчивает, был ли реальный исторический прототип у этой истории или она выдумана от начала до конца писателем. Факты в другом. В 1992 году выходит это произведение, оно снискало большую популярность в Италии, в 2004 году по нему снимают фильм. Вот с этого момента единичные замочки, что появились после книги, превращаются на мосту Milvio в стихийное бедствие. Цепь уже присутствует, а в желающих подтвердить свои чувства таким красивым жестом нет недостатка. Фонарные столбы вокруг, которых пропускают цепи, не выдерживают тяжести замков. К 2007 году они несколько раз ломаются, городские власти пытаются запретить подобное выражение чувств. Установлен штраф в 50 Евро, но он производит обратный эффект. По всей Италии ограды мостов, цепи, да и просто решетки начинают обзаводиться замками от влюбленных.
В Прибалтике и России традиция видоизменяется, тут замки становятся частью свадебной традиции, когда все приглашенные едут на ту или иную смотровую площадку, мост. Просто замки для наших людей безыскусны, появляется гравировка с именами молодых, датой, различными розочками, амурами, которые гравируют на небольших площадях замка. В Москве городские службы постоянно спиливают такие украшения, их число растет слишком быстро. На некоторых пешеходных мостах даже появляются металлические «елки», чтобы на них можно было разместить свой символ любви. И мосты в порядке, и желание молодых уважили. Трудно выяснить в каком году появились первые замки в наших широтах, думаю это был 2005 год, а уже со следующего года явление приняло большой размах. В этом можно убедиться наблюдая проржавевшие замки и замочки того времени. Вот так и рождаются городские легенды порой. Из желания сделать красивый жест. На него еще очень удачно накладывается наше извечное желание ощутить себя пупом земли, но в окультуренном виде. Вы ведь не будете писать «Здесь бы Вася» на Крымском мосту в Москве, все равно сотрут. А вот замочек, может и не снимут и все увидят, что Вася здесь побывал не один, да и дату посмотрят. Впрочем, рассказ о варварских надписях в различных местах тема отдельных минутных забав. А этот короткий очерк о символах пора завершать, буду рад, если вы расскажите о других «древних» городских легендах, ритуалах.