Аккурат в один день с фотоутренником, после которого я удачно черпанул ногой воды из хорошей лужи, образовавшейся от внезапно хлынувшего летнего дождя, и передохнул в номере, мне довелось побывать в стенах молодой и многообещающей Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Академии едва ли год - приняла первых студентов она лишь прошлой осенью.
Все стены Академии увешаны работами самого
Сергея Андрияки, преподающих здесь художников, ну и самих студентов:
Немало также и самых разнообразных статуй и скульптур, заказанных в Италии. Например, вот Дионис, который, по-моему, с женской головой:
Так как сам Сергей Андрияка, в первую очередь, акварелист, то и основной упор в обучении делается на постижение техник работы акварелью, в том числе и таких, которые призваны буквально заменить другие традиционные техники, такие, как масло:
Для студентов функционирует хорошо оснащенный спортивный комплекс, в котором есть бассейн, тренажерный и спортивный залы, вдобавок, например, проводятся занятия йогой.
Что в первую очередь бросается в глаза, так это непривычная для учебных заведений новизна всего и отличная отделка, а также охрана с рациями на каждом этаже.
Учебные классы и мастерские оборудованы удобными потолочными софитами. Студентам нет теперь необходимости передвигать тяжелые юпитеры, неизменно загораживающие модель кому-нибудь из рисующих.
Упражнение, вымолняемое студентами и направленное на изучение анатомии лица: сначала учащиеся лепят модель черепа, затем наращивают пластилиновые мышцы. Очень хорошо для закрепления знаний:
В здании Академии постоянно проводятся и временные выставки.
Так, во время моего посещения и даже по сей момент (до 29 июля) действует экспозиция работ известного советского художника
Виктора Попкова, прекрасного живописца и графика:
"Зима", 1960 г. Цветная линогравюра. Очень стильная работа, на мой взгляд:
Отличный и крепкий учебный рисунок Попкова с натуры:
"Трудовые будни", из серии "Транспорт", 60-е гг. цветная линогравюра:
Отдельная экспозиция посвящена работам и личным предметам и книгам из рабочего кабинета
Игнатия Нивинского:
Здесь я колеблюсь, кому принадлежит эта работа - Попкову или Нивинскому. Но портрет заслуживает внимания:
Вместе с ними соседствовал вернисаж офортов Ольги Тучиной:
"Красные ворота" из серии "Москва ушедшая":
"Дом Пашкова" из той же серии. Удивительно, коль эти места были когда-то такими.
На территории Академии для студентов действует библиотека, есть своя типография и багетная мастерская, свое оборудование для резки камня и стекла, формируется костюмный фонд. В нынешнем году заработает натурный отдел и анатомический класс...
Типичный коридор рядом с учебными мастерскими:
...музей старинной акварели, купольный зал со стеклянным потолком для мастер-классов!
Есть и свой отличный магазин художественных товаров и хорошо оборудованное большое кафе, в котором я испил чашечку кофе с моим гидом по Академии.
Один из выставочных залов:
Экспозиция преподавательских работ:
Подводя итоги и анализируя впечатления от моего рейда в Академию акварели и изящных искусств, я, с одной стороны, был приятно удивлен размаху и масштабу этого учебного заведения в частности и отношению к художественному образованию в Москве или России в общем (вспомнить еще Глазуновку, Строгановку, Институты Сурикова и Репина)...
...А с другой стороны, не покидала мысль:
Ведь сколько студентов выпускают все эти заведения в год (а скоро к ним присоединится и Академия Андрияки), и невольно возникает вопрос, чем потом все эти ребята будут заниматься? Нужно ли стране действительно столько художников и куда потом канут выпускники - ведь практически среди них нет громких имен, а художник - это человек, все-таки, амбициозный.
Кстати, здорово, что изучают лошадиную голову. Лошадей изображать сложно, почти также, как человека.
Академию Сергея Андрияки часто сравнивают со знаменитой
Академией Ильи Глазунова (РАЖВИЗ). Некоторое время назад я интересовался Глазуновкой и поначалу был в восторге, но потом разглядел внезапный и низкий потолок, в который упираются ее студенты на последних курсах. Я говорю о консерватизме. Хорошо, что там стараются сохранить и передать школу реалистичного искусства, но минус в том, что пределом этой школы выступает там 19-й век, а все последующее развитие реалистического искусства с его уже более новыми средствами и формами - отвергается. А ведь это огромный пласт, без которого современному художнику не быть современным, отсюда и невнятный ответ о выпускниках. Я знаю, что многие из них расписывают храмы, это благородная работа, но встает вопрос - стоила ли игра свеч? Ради этого ли они прошли тяжелые экзамены и годы штудий?
С третьей же стороны, никуда не деться от того факта, что нынче реалистическое искусство забилось в нишу утилитарного, став едва ли не прикладным: оно практически не востребовано как самостоятельное, но активно (даже, как никогда еще активно!) живет и развивается в цифровой среде, но всего лишь как промежуточный этап в создании компьютерных игр, фильмов, в иллюстрации.
В любом случае, хочется надеяться, что молодая Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки станет не новым оплотом архаики, а горнилом и кузницей, выпускающей сильных и востребованных во всем мире универсальных мастеров.
Спасибо!
Watch me on Instagram