Сколевские Бескиды, или Туда и обратно. Часть 2

Aug 05, 2017 17:00

Продолжение похождений в национальном парке "Сколевские Бескиды" и его окрестносях. Начало - здесь.

День 3. Розгирче и поиски водопада Гуркало
Ещё вечером второго дня я принялся собирать информацию на предмет наличия тропы в сторону Розгирче. На старых топографических картах тропа присутствовала. Местные тоже говорили, что она якобы есть. Но никто не знал, где она начинается. Один отдыхающий из Стрыя разъяснил, мол, тропа имеется, но знают её лишь бывалые, ходившие по ней походники и грибники. И что переход от скал Довбуша до Розгирче очень длинный и легко можно заблудиться, так как тропа однозначно не маркирована. При этом подробно рассказал, как нам добраться к Розгирче иным путём.
Утром мы с Тини проснулись пораньше, исследовали скалы в то благословенное время, когда отсутствуют (или спят) туристы. Ей скалы напомнили крымские пещерные города и монастыри. Определённое сходство есть, тем более горная порода та же - известняк. Полазив и наделав кучу фото, отправились в лагерь, собираться в дорогу, ибо в Розгирче приходилось добираться на маршрутке из Труханова.
Таким образом, мы вернулись той же тропой, которой шли к скалам Довбуша. В Труханове благополучно сели на стрыйскую маршрутку, которая привезла нас к повороту на Стынаву и тропе в сторону Розгирче. По дороге из окон автобуса мы видели цапель, чёрных аистов. Надо сказать, что всяческих пернатых в этом регионе хватает.
Чтобы добраться к Розгирче, следовало пересечь долину реки Стрый по длинному-длинному мосту. Это пешеходный путь, созданный для жителей села, а фактически - нефтепровод "Дружба". Нас поразили заросли исполинских борщевиков и крапивы в долине реки, и сам Стрый - широкий, стремительный. И облепленный отдыхающими. У них тут свои пляжи: каменистые.
В Розгирче мы встретили людей, возвращающихся с церкви. Одна отзывчивая тётечка вызвалась провести нас к самому скальному монастырю. Говорит, что постоянно водит к нему туристов, ибо дорога к монастырю пролегает мимо её дома. Сам туристический объект расположен на подгорной окраине села, рядом со старым кладбищем. Монастырь и ныне используется верующими для крестных маршей. Правда, в нём уже давно никто не обитает.
Скальный монастырь Розгирче создавался в 13-14 веках, известен в документах с 15 столетия и существовал, по крайней мере, до конца 18 века как обитель отцов василиан (монашеский орден униатской церкви). Монастырь представляет собой двухэтажное выдолбленное в скале сооружение. На первом этаже находились кельи (два помещения), на втором - церковь. С вершины церкви открывается роскошный вид на долину Стрыя: видно и село Розгирче, и трассу Киев - Чоп и железнодорожный мост и лежащие за ним горные гряды.
У монастыря мы отобедали, и отправились в село Корчин. Для этого следовало вернуться обратно к трассе и ловить автобусы, попутки и прочие транспортные средства. Пешком от Розгирче в Корчин мы бы шли сутки, если не больше. А так после получаса ожидания на остановке нас подобрал автобус Стрый - Сопот, который впоследствии ещё не раз нам поможет в пути.
В Корчине я разузнал путь к водопаду Гуркало, но перед тем, как идти к нему, решили искупаться в реке Стрый. Вода в нём тёплая, а течение очень сильное. Освежившись, мы двинулись к водопаду, следуя указаниям «держаться реки». Только вот шли мы долго, а никакого водопада не встречали. Более того, не встречали ничего похожего на туристическую стоянку. А дорога была мокрой, и для пересечения огромных луж, то и дело попадавшихся на пути, приходилось включать навыки изобретательности. На беду у меня разболелось левое колено. Никогда прежде такого в походах со мной не случалось. В дальнейшем это сыграет определённую роль в нашем походе.
И вот мы добрались до конца дороги - большой вырубки, от которой ничего напоминающего дорогу не отходило ни в одну из сторон. Благо, что на этой вырубке было место, где можно было заночевать. Конечно, худшего места для стоянки на моей памяти не было, но уже начинало темнеть, так что выбирать не приходилось. Хорошо, хоть вода была совсем рядом.
Надо сказать, что Тини не понравилось ночевать вчетвером в палатке размером 3+. Поэтому она приняла волевое решение спать под открытым небом - впервые в жизни. Даже исходив практически весь Крым, она никогда не ночевала вне палатки, хотя в Крыму для этого условия куда благоприятнее. Под открытым небом она спала все оставшиеся ночи. В палатке стало просторнее.
1. Река Стрый у села Розгирче

2. Скальный монастырь в Розгирче. Вид спереди

3. Скальный монастырь. Вид изнутри второго этажа

4. Граница национального природного парка "Сколевские Бескиды". Дорога к "сталкерской" стоянке

День 4. Водопад Гуркало.
Покидали нашу «сталкерскую» стоянку (так мы её окрестили) озадаченные. Ибо приходилось возвращаться назад (опять!) по той же не самой удобной дороге и высматривать по пути возможные повороты, которые мы могли вчера вечером прозевать. Но никаких поворотов, теоретически ведущих к водопаду, не было! Так мы покинули границы национального парка «Сколевские Бескиды» и даже вышли к краю села Корчин. И тут нам попалась большая группа детей и подростков, возглавляемых неким пожилым дядечкой. Он нам и сказал, что Гуркало вообще-то в долине другой реки. И указал направление.
Выяснилось, что мы практически сразу не туда свернули, и пошли не по Великой Реке, а по её притоку - Малой Реке. Осталось загадкой и то, что дяденька своим подопечным пообещал «скалы, горы и купание», направляясь как раз туда, откуда мы пришли. Какие там могут быть «горы, скалы и купание?» Кстати, где-то там есть некий Турецкий камень, куда и вёл группу дяденька. Но нам этот камень не интересен.
До водопада мы добрались легко. Дорога хоженая, даже наезженная, очень лёгкая, изредка даже маркированная. После обеда мы вышли к Гуркало и решили остаться у него на ночь. И даже отыскали замечательное место: не на основной полянке, а прямо над водопадом.
Гуркало водопад, на мой взгляд, поживописнее Каменского будет. Но до Манявского, ему, конечно же, далеко. И по величине, и по мощи, и по красоте. Но тоже приятное место. До конца дня мы то и делали, что ели от пуза, фотографировали местную достопримечательность, обсуждали дальнейшие планы, а Аня даже играла на вистле (первый и единственный раз за весь поход). Единственно, что омрачало наши перспективы - моя нога. Она никак не унималась. Были опасения, что на Парашку - наш следующий объект по плану - я не заберусь.
1. Правильная дорога к водопаду Гуркало. Вдали виднеется массив Парашки. Из двух вершин правая и есть Парашка.

2. У стоянки на водопаде Гуркало.

3. Водопад Гуркало. Прямо над ним, на утёсике - наша стоянка.

День 5. На Парашку и обратно.
Поднялись мы пораньше, чтобы штурмовать Парашку. Все, у кого я спрашивал о пути на Парашку со сторону Корчина, отзывались о нём как об очень сложном (и немаркированном) пути. Тем не менее, встав пораньше, мы были полны решимости покорить эту вершину. Благо и нога перестала болеть.
Всё шло замечательно до того момента, как закончилась дорога. Её перегородил завал, за которым раскинулось полное бездорожье и безтропье. А тут на беду снова разболелась нога. Мы с Тини стали дискутировать, что делать дальше. Пришли к выводу, что мне лучше остаться на месте, где мы не так давно делали привал, а девчата налегке, оставив рюкзаки под моим надзором, пойдут дальше, на Парашку. Помогли нам принять решение два парня, спускавшиеся с Парашки. Сказали, что тропы как таковой нет, и нужно «шкрябать» верх, преодолевая заросли колючих кустов, завалы и крутой склон.
Так и сделали. Вернулись немного назад, взяли с собой немного еды и много воды, оставили меня сторожить вещи, а сами пошли в неизвестность. Ждать возвращения девчат долго не пришлось. Часа полтора от силы.
Отсутствие троп и прочие сложности вынудили их вернуться. Я к тому времени успел привести в порядок стоянку (спалил весь мусор). А так как девчата возвратились как раз в час обеда, а костёр мой был очень мощным, то мы даже перекусили с чаем. А потом собрались и пошли обратно - и не в последний раз!
По пути решили штурмовать Парашку со стороны Сколе. Оттуда начинается самая удобная и популярная (к тому же маркированная) тропа на эту вершину - самую высокую точку Сколевских Бескидов (всего лишь 1268 метров). Но до Сколе нужно ещё добраться! Мы вернулись в Корчин, и последняя маршрутка оттуда увезла нас на старт маршрута - к ж/д вокзалу Сколе.
Там мы оперативно (уже было самое время искать ночную стоянку) нашли начало тропы, а лагерь установили в паре-тройке сот метров от трассы Киев - Львов - Чоп, но, впрочем, уже на территории национального парка. Да, звуки железной дороги и трассы до нас доносились, но стоянку окружал сплошной заповедный смерековый (еловый) лес. Воду мы набрали на упомянутой в первой части отчёта заправке «ОККО». Там же ознакомились со схемой маршрута из Сколе на Парашку, что установлена на всеобщее обозрение для таких, как мы.
Оказывается подъём на эту гору (к слову, это самая высокая вершина не только Сколевских Бескидов, но и всей Львовской области среди тех гор, что полностью расположены на её территории) длится 4,5 часа. Учитывая факт моей снова разболевшейся ноги и того, что на вершине ночлег не предусмотрен, а нужно или возвращаться в Сколе или переваливать дальше в Крушельницу (как вариант - в Подгородцы), решено было вовсе не покорять Парашку, а ехать в Урыч, где находится Тустань. Так Парашка осталась непокорённой.
1. Утро у водопада

2. По дороге на Парашку. Русло Великой Реки.

3. Мемориальный комплекс воинов УПА на холме Альтана около начала пути на Парашку у Сколе.

поход, отдых, отчёт, туризм, впечатления, Карпаты