Мы и они 2. Украинцы и евреи. Попытка объяснений

May 24, 2014 18:25

   В обсуждении моего предыдущего поста на тему сосуществования наших народов я обещал Ольге Чигиринской morreth более подробное объяснение. Сейчас я попробую это сделать.

Для начала небольшой пример. Некоторое время тому назад via corneliu мне попалось на глаза вот это:

http://eajc.org/page16/news44878.html

Это обращение премьер-министра Украины к ежегодному съезду Американского еврейского комитета. Обращение, в принципе, никакое, одни общие слова.  Сам факт такого обращения понятен: Украина находится в тяжелой ситуации, ищет сочувствие и союзников. Это совершенно легитимно и нормально, так и должен поступать политик - руководитель борющейся страны. И в целом это можно только приветствовать, но меня это обращение больно царапнуло. Мне захотелось закричать:

- Пане Яценюк, вы кому это говорите? Вы кому говорите эти пустые слова? Вы их говорите внукам и правнукам тех, кто сбежал из вашей Украины от ваших дедов и прадедов,  сбежал от погромов и преследований. Тем, для кого слово "козак" является символом бандита и убийцы, а не символом доблести и мужества, как для вас. Скажите им хотя бы пару слов  сожалений о  пролитой на Украине еврейской крови и они ваши, они вам за эти слова звездочку с неба достанут, им никогда такие слова не говорили.

Но Яценюк, разумеется, таких слов не сказал. Почему так, задумался я, они там что, ни хрена не понимают? И пришел к выводу, что таки да, они ни хрена не понимают.

Многие из моих знакомых и друзей-евреев считают, что антисемитизм украинцев неисправим, вшит глубоко в сознание и подсознание и говорить с ними на эту тему бесполезно. Честно сказать, до последнего Майдана я тоже думал так же, но  все-таки решил попробовать.

В самом деле, украинская культура, с какой стороны не посмотри, густо замешана на антисемитизме. Всего лишь пара примеров: великий украинский писатель Гоголь и его описания убийства жидов и национальный поэт Шевченко, для которого жиды одно из олицетворений дьявола, а свою любимую он предлагает лечить с помощью нацеженной жидовской кровью. И так далее.

Это, шановные паны и пани, ваша культура. Ваша культура, которая упивается нашей болью и гибелью. Вы гордитесь своей культурой, любите и цените ее. А мы этим тоже должны гордиться? Мы, жиды? Я хорошо помню свои ощущения еврейского мальчика, когда я впервые прочел эту сцену у Гоголя. Меня трясло, я бросил книгу на пол и больше к ней никогда не притрагивался. Я упивался музыкой стихов Шевченко, пока не начал наталкиваться на бесконечные поношения им моих предков.

Эта та культура, на которой вы воспитаны и на которой вы воспитываете своих детей. Это привело к тому, что погромы и убийства моих предков перестали у вас, в общем и целом милосердных, считаться преступлениями. Жидовская кровь как водица, жидов можно... Наверное, отсюда и ваше активное соучастие в Катастрофе.

Но вы забыли о воздаянии. Не о мести, а именно о воздаянии. У нас, евреев, есть хороший принцип, очень старый принцип: не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Мы больше двух тысяч лет стараемся жить по этому принципу. Попробуйте применить этот принцип к себе, посмотрите на своих любимых и близких, на своих родителей и детей и спросите себя, хотите ли вы увидеть их дрыгающими ножками на козацких пиках перед тем, как быть утопленными в проруби.

Вы говорите, что Катастрофа была давно, свидетелей не осталось, а остались только фантомные переживания? Нет, это не фантомные переживания, это нам на самом деле болит. И через сто лет будет болеть, и дольше. До сих пор хасиды поют песни о гайдамацких погромах и о бандите Хмеле, и еще долго их будут петь. Мы не можем себе позволить это забыть, мы обязаны это помнить, чтобы это никогда не повторилось. Мы государство свое построили для того, чтобы это никогда не повторилось.

Каждый год в годовщину Бабьего Яра я смотрю на своих любимых и представляю их в той колонне, которая шла по улице Львовской, по улице, на которой я вырос, шла в Бабий Яр на Сырец. Я это делаю для того, чтобы помнить. Не для мести помнить, а для того, чтобы никогда больше. И детей своих этому учу. Мы все стараемся своих детей этому учить.

А вы своих детей хотите сберечь от комплекса вины. Комплекс вины, конечно, штука неприятная и тяжелая, но другого рецепта не делать так снова нет. Не будете учить своих детей стыдиться и ужасаться сделанному вашими предками - они когда-нибудь сделают то же самое. Потому что зло вами не названо злом, потому что вы продолжаете искать оправдания сделанному злу и не хотите его признавать.

Я и мой народ не ищем мести, нам не нужно ваше горе и страдание. Сейчас, когда вас убивают, а вашу страну терзает враг - тем более. Мы бы хотели и могли быть с вами, но мы не можем, мы слишком хорошо помним, что вы с нами делали. И  видим, что никаких сожалений  вы не испытываете. Нельзя за спиной оставлять такой грех и идти дальше, как ни в чем не бывало. Еще раз говорю: это нужно вам, а не нам. Подумайте, не является ли ныне происходящее с вами тем самым воздаянием.

Всякое, Израиль, актуальное и не очень, Уроки жизни, Украина, О себе

Previous post Next post
Up