Apr 04, 2013 08:13
Сократ по душевному своему складу православен; одна из существенных черт православия - озаренные благодатью сердца "в глиняных сосудах" (Кор. 4, 7). То же пленяет и у Сократа.
Сегодня, объясняя мистику Сократа, я наткнулся на такой образ. Как он заставлял "рождать" своих собеседников собственную мысль. Своими вопросами он создавал страшно разреженную атмосферу вокруг своего собеседника, он уничтожал все ответы и решения, взятые готовыми, со стороны: наконец, собеседник чувствовал себя как мышь под колоколом воздушного насоса, он идейно задыхался и с напряжением и натугой рождал в эту пустоту свою мысль.
В эвристическом методе Сократа поразительны смирение и кротость. Вместо того, чтобы сразить оппонента одним резким ударом - терпение матери, ведущей ребенка, подымающей его много раз и опять направляющей.
Всякое богословствование, познавание учения Церкви имеет смысл, даже больше - возможно, только от полноты любящего и верующего сердца. Тогда оно плодотворно, осмысленно, жизнеспособно и тогда оно - естественное следствие живущей во Христе души.