Всем доброго дня!
Вновь наступила осень, а это значит, что где-то совсем скоро Костромская область распахнет свои объятья, чтобы на пять дней принять сотни экипажей на внедорожниках самой разной степени подготовки, участвующих в краеведческой экспедиции "Полная Чухлома".
Если у вас есть банда таких же примороженных друзей как вы, готовых не моргнув глазом, разменять домашний уют, тапки и диван на четыре ночи в глухой тайге, скрашенные жарким костром (если повезет) и разговорами про все на свете, то вам определенно нужно собирать свой нехитрый скарб, необходимый запас еды, охапку приятелей и отправляться в путь. Все вот эти вот истории про командный дух, товарищество и чувство дружеского локтя - все это есть на Полной Чухломе, причем есть это в совершенно невообразимых количествах. Только успевай собирать. Мы погружаемся в этот мир настоящих живых людей уже восьмой раз и с каждым разом хочется все больше и больше.
Процедуру сборов и доезд в этот раз описывать не стану. Ну что интересного в закручивании гаек, последних одолевающих сомнениях по принятым конструктивным решениям и в укладке вещей в машину по строгому райдеру? Про все, что было важным в процессе подготовке я потом отдельно напишу в бортовом журнале УАЗички. А все остальное было не слишком интересным. Дорога от дома была размеренной и не отметилась чем-то значимым, кроме того, что мы впервые по светлой части суток проезжали Кострому и Судиславль. А ближе километров за 100-150 до лагеря дорога приняла обычные очертания, которые вырисовываются ночью при свете фар. Машин на трассе было немного, движение было не слишком напряженным и местами даже оставалось время поразмышлять о том, куда мы едем, зачем мы туда едем и в который раз мы туда едем. Иногда в стройный порядок мыслей влетали похороненные еще дома сомнения в каких-то решениях, но они безоговорочно и быстро устранялись. После последнего населенного пункта начался грейдер не такой тряский как в минувшем году, поэтому салон быстро наполнился звуками зажившим своей жизнью скарба и шмурдяка, что в целом настроение внутри салона совершенно не испортило. Приехав впервые на поляну около 6 часов вечера мы занялись подготовкой лагеря и ожиданием команды. Потом был вкусный ужин, встреча старых друзей и разговоры за жизнь, что в целом тоже не подлежит описанию - кто хоть раз в жизни встречался с друзьями после долгой разлуки, тот все поймет без слов.
Сначала хотел написать о том, как мы стоически превозмогали тяготы ходовых дней, любуясь природой и точками, приходя в расстройство от следов деревень и сел. Или о том, как во второй день с невероятно высокой скоростью, сделавшей честь бы любой старой кляче, мы на протяжении 6 часов проходили кусок желто-красного трека в 6 километров превращенный стараниями других участников и тяжелой техники в нечто невообразимо- расколбасно-прекрасное. Даже мелькала мысль о том, чтобы написать об отчаянии, которое посещает тебя, когда твой верный помощник на Чухломе - надежная лебедка - полностью покидает чат, прожевав и скомкав в себе стяжку барабана из стального прутка толщиной в палец. Но это было бы слишком утомительно, тем более о чем то подобном можно почитать в моих предыдущих записях. Краткий перечень чтива по данной теме я приведу в самом конце, там будет сложно ошибиться.
Но после нескольких погружений в реальность Полной Чухломы хочется написать о другом. Спустя несколько лет и множество разных километров костромских троп, приходит новое виденье этого замечательного мероприятия. Уже будто чувствуешь, как будут проходить ходовые дни. И где-то тут наступает просветление о потаенном смысле ежеутреннего рациона от Чухоргов - аппетитные пирожки, колбасная колбаска и красивый печатный пряник. Вкусные "пирожки", с сияющими лицами, в чистой одежде, на чистеньких и исправных машинках приезжают на поляну. Они еще полны уверенности в своих силах, чавкающая чача в пампасах их зовет и манит. Она кажется им манной, за которой они приехали и за которой они стремятся.
Проходит первый день. Первые километры маршрутов, грязь пока еще не всеобъемлющая, но её уже много. Удается посмотреть обычно по несколько точек. Для некоторых пирожков этот день заканчивается утром второго ходового дня и, опционально, галстуком, на котором их друзья-сокомандники затаскивают на лагерную поляну.
Второй день традиционно не сулит простого. Тут обычно встречаются переоцененные препятствия, которые при прокатке выглядели как зелено-желтая тропа, но стремительно превращаются в широкий набор колей, одна глубже другой стараниями местных лесовозов, которым не ведомо чувство прекрасного, ради которого вчерашние "пирожки" приехали сюда, но которыми движут вполне житейские мотивы. Сдобренные осенней распутицей, присыпанные палой листвой или первым снегом, эти направления становится настоящей благодатной почвой для продолжительного и изнурительного колбашения. Что характерно, во время этого увлекательного процесса только и успеваешь вспомнить про батон колбасы и буханку хлеба, которую заботливые орги утром вручили вместе с картами.
К третьему дню, у тех, кто еще достаточно чист и чья техника сохраняет возможность для самостоятельного перемещения в пространстве, утро начинается по-разному. Оно может плавно проистекать из окончания второго ходового дня. Картина утреннего лагеря и лиц экипажей, которые вкатываются на последних парах сохранившихся сил и каких-то обрывках воли, достойна кисти живописца. Но может закончиться не столь поздним возвращением. Поэтому в третий день, чухломисты, уже давно перешедшие рубикон, разделяющий беспощадное мчание от размеренного движения, спокойно и без суеты покидают лагерь, совершенно невозмутимо едут по намеченным точкам. И даже совершают днем полноценный обеденный привал, на котором они, под обжигающе горячий чай, наконец могут вкусить того самого вкусного праздничного пряника, который им выдали утром.
С размышлениями об этих метаморфозах прошли наши три дня на маршрутах. Для начала мы одолели желто-красную петлю в сторону села Николо-Ширь через поселок Вохтома. На пути заехали к интересной точке - деревянному богатому дому Лаера Дмитриевича Плетешкова в урочище Полушкино, который, словно непоколебимая скала, возвышался среди сложившихся остовов других деревенских домов. И через село Ильинское выбрались к искомой точке. В Ильинском возвышается на холме кирпичный храм Рождества Христова, построенный в 1813 годах. Удивительным образом храм объединен с трёхъярусной колокольней. Благодаря интернетам, можно узнать, что в советское время основное помещение храма было занято под склад, а трапезная оставлена в ведении общины верующих. Еще любопытный факт - храм не закрывался даже в советское время, а в начале нулевых был даже отремонтирован. Деревня, окружающая храм, выглядит весьма жилой и кажется, что даже кто-то поглядывает в окно, за приехавшими шумными гостями. Но стоит пройтись между домов и становится ясно, что жизнь уже вытекает из них. Тонкими струйками вьется через разбитое стекло секции окна, через громадную щель под прикрытой входной дверью без замка или через вросшие в землю крылечки с низкими крышами. И, как бельмо на глазу, на укрытых белым снегом полях возвышается остов сгоревшего дома, вокруг которого, прорастают молодые побеги ульев, раскрашенных в яркие цвета.
> Дом Лаера Дмитриевича Плетешкова в урочище Полушкино.
> Обилие элеметов декора и хитрая форма поражают, даже несмотря на столь плачевное состояние самого строения.
> Следующая точка - Храм Рождества Христова в Ильинском, построенный в 1813 году.
> Деревня, еще недавно вполне жилая, опустела и в скором будущем повторит судьбу многих подобных в Костромской области.
> Совсем рядом оставленные ульи.
На второй день мы решили отправиться коротким путем из лагеря, который должен был нас привести в окрестности Анфимово, а потом быть может рвануть на Введение-Каликино. Маршрут этого дня проходил через заброшенную деревню Костылево с небольшим домиком охотников посередине. Также в этой деревне когда-то была деревянная часовня, но до наших дней она не достояла. В общем-то как и многие из деревень, представляют собой они весьма печальное зрелище, хотя сама местность довольна живописна. Завершали маршрут этого дня мы полуночным посещением заправки, перед тем, как отправились в обратный путь к лагерю. Но по более простой дороге.
> Полная Чухлома, это не только заброшенные храмы, исчезающие деревни, но и дороги, теряющиеся в высокой жухлой траве.
> Иногда ээти дороги ведут к останкам деревень, в которых можно встретить избушки охотников.
> Иногда эти тропы ведут к деревням, в которых уже даже не найти стоявших тут когда-то строений.
> Иногда на этих дорогах всплывают большие поля, на котором чернеет остов деревенской избы.
> А потом эти дороги вновь ведут куда-то в белую даль.
> Ну и конечно не всегда эти дороги проезжаются легко.
На третий день, поскольку наш экипаж остался без лебедки, а на Паджерике Ио генератор не вывозил работу лебедки, направились к точкам, куда можно было попасть без лебежений - село Мальгино и нежилое село Анфимово. В самом конце дня команда захотела посетить Ефремий-Ширь. Но так как мы бывали там несколько раз и последний раз в прошлом году, да и настроение из-за чувства некоторой джиперской неполноценности не покидало наш экипаж, то мы решили отправиться в лагерь сооружать костер и отдыхать, тем более, что время шло к закату.
> Первая точка этого дня - храмовый комплекс с колокольней в селе Мальгино, построенной в 1822 году.
> Колокольня является вполне самостоятельным строением, через проход в которой открывался вид на находящуюся за ней Троицкую церковь.
> Каменные части стен и деревянные перекрытия пребывают в весьма плачевном состоянии.
> На входе в колокольню можно увидеть остатки фресок, украшавших её когда-то.
> Удивительно увидеть в таком отдалении от населенных пунктов такую высокую постройку, которая, словно маяк, видна за несколько километров до прибытия в село.
> И немного в глубине храмового комплекса находится церковь Троицы Живоначальной постройки 1785 года.
> Внутри следы хозяйственной деятельности, оставившие мало шансов на сохранность внутренней отделке.
> В самом храме часть фресок еще читается.
> Каркас иконостаса частично сохранился.
> Отделка купола тоже еще угадывается, но время постепенно забирает и её.
> Вглядываться можно долго, но к сожалению изображенния уже угадываются с трудом.
> И наша вторая точка - храмовый комплекс в нежилом селе Анфимово, состоящий из церкви Николая Чудотворца постройки 1871 года и стоящей рядом деревянной часовни, постройка которой датируется 2 половиной 19 века.
> Редкий пример сохранившегося храма, хотя и сюда дотянулись руки людей, охочих до предметов старины.
> Следы людей, к сожалению, встречаются повсеместно.
> Сохранилось внутри не все, но вот местами фрески на колоннах вполне читаемы.
> Своды потолка еще крепкие и рисунок фресок на них угадывается.
> Роспись купола неплохо сохранилась.
> На стенах узоры выцвели, местами вместе со штукатуркой осыпались, но кое что все таки можно различить.
> Если подождать немного, когда команда выйдет на улицу и замереть, то кажется, что можно услышать витавший тут когда-то резкий запах ладана, или неторопливый шепот творимой молитвы, а может быть даже голоса воскресных колоколов.
Сложно описать чувства и эмоции, которые испытываешь стоя у финального костра, общаясь с друзьями и знакомыми. Особенно если с многими из них встречаешься только тут. В короткие мгновения, когда остаешься один в окружении улыбающихся лиц, мелькают воспоминания о том, как это уже было и понимаешь, что каждый раз заключительный праздничный вечер Полной Чухломы был разным. Так же как и точки интереса каждый год - вроде развалины и развалины, но каждый раз разные, не одинаковые, с совершенно разной судьбой и историей. И несмотря на все происходящее между прошлогодней и нынешней Полной Чухломой, неизменной остается дух большого праздника для всех неравнодушных людей, объединенных единым интересом, с одним блеском в глазах при мысли о трех днях в глухой Костромской тайге.
Утром кружился и падал большими белыми хлопьями снег. К сожалению все хорошее имеет свойство заканчиваться и фестивать Полная Чухлома образца 2022 года, вместе с финальным костром, тоже подошел к своему логическому финалу. Спустя несколько часов поле, на котором в течении 5 дней располагался лагерь, опустеет, закроют фестиваль орги, а еще чуть позже наступит зима и все замрет в ожидании весны. И это будет очень похоже на участников - пережить весну, лето и осень, чтобы погрузится в долгое ожидание очередной "весны", когда вновь с замиранием сердца все будут ждат заветного "Здесь, на этой древней земле не будет точного времен..." Вот и мы будем ждать этого момента, вспоминая приключения, увиденное, друзей, встречи на дороге, костер и ту незабываемую атмосферу общего дружеского единения на Костромской земле на геоджипфестивале "Полная Чухлома".
Спасибо за внимание!
Другие записи в журнале с меткой
#Полная Чухлома:
По годам:
- о погружении в
ПЧ2021 ;
- о погружении в
ПЧ2019 ;
- о погружении в
ПЧ2018 ;
- о погружении в
ПЧ2017;
- о погружении в
ПЧ2016;
- о погружении в
ПЧ2014;
- о погружении в
ПЧ2013;
- о погружении в
ПЧ2012.