Отгремел, и в прямом, и в переносном смысле, Новый год и потянулись затяжные дни новогодних каникул. Сидеть дома, тупить в телевизор, искать дно в емкости с салатом "Оливье" и всяческими другими способами прокрастенировать совершенно не прельщало, поэтому скоренько, но уверенно "подбил" народ куда нибудь прокатиться и 5 января отправились прочь из Москвы, снова в глубь Тверской области.
Не смотря на то, что в Старице мы бывали несколько раз. Вы же поняли из названия записи, что речь будет идти именно об этом старинном городе? Так вот, не смотря на то, что в Старице мы были несколько раз, найти записей об этом мне не удалось, кроме единственной, когда в 16м году, вместе с ребятами из клуба "кВт 4х4" мы ездили от Держи к Старице (
ссылочка на запись "От Держи к Старице"). Поэтому пару слов нужно будет сказать про сам город и про его окрестности.
Итак, мы отправились в Старицу - старинный город, расположенный в Тверской области, первое упоминание о котором датируется 1297 годом, как дата основания князем тверским Михаилом Ярославовичем крепости на реке Старице. Долгое время город менял свою принадлежность князьям, пока в 1485-м году не был присоединен как часть Тверского княжества к Великому Княжеству Московскому и до 1566 Старица была центром удельного Старицкого княжества - последнего удельного княжества в составе Московской Руси. На короткие 11 лет, начиная с 1708 года Старица была частью Смоленской губернии, с 1719 года вновь стала частью Тверской провинции, которая входила сначала в Санкт-Петербургскую губернию, а с 1727 г. - в Новгородскую губернию. С 1775 года Старица стала уездным городом Тверского наместничества, которое затем в 1796 году трансформировалось в Тверскую губернию.
> Основная достопримечательность Старицы - комплекс Свято-Успенского мужского монастыря, основанного в 12 веке монахами Киево-Печерской лавры.
С 12 века и до 1928 года в расположившихся поблизости от Старицы каменоломнях активно добывали известняк - «старицкий белый камень» или «старицкий мрамор». Добытый строительный материал шёл на здания города Твери, крепостные стены города Смоленска и в многие другие места. В 18-19 веке Старица была крупнейшей пристанью на водном пути в Санкт-Петербург, что в частности было обусловлено большими объемами поставки "старицкого мрамора".
> Вид на правый берег Волги с одним из украшений города - арочным ажурным мостом, построенным в 1963 году. Кстати, как пишут в Вики, мост разделяет Старицу на две примерно равные части, одна называется Московской (на правом берегу), а другая часть -Ленинградская (соотвественно на левом берегу).
В ходе Великой Отечественной войны Старица 12 октября 1941 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В 1941 году в пещерах Старицких каменоломен были сооружены оружейные склады для действовавших в районе подпольщиков.1 января 1942 года Старица была освобождена войсками Калининского фронта в ходе Калининской наступательной операции. По окончании Великой Отечественной войны ради производства извести для нужд местного населения частичная добыча камня в каменоломнях была возобновлена. А в 1947 году входы в некоторые подземелья взорваны властями. Ниже по Волге, у деревень Змеевы Горки и Верхний Спас, разработку камня продолжали артели окрестных крестьян численностью в 6-8 человек вплоть до 1953 года. Добытый камень вывозили водным путем. Разработки каменоломен закрыли, в том числе, и по причине обмеления Волги.
> И снова вид на правый берег, но с этого ракурса хорошо видно плачевное состояние каменных торговых палат на переднем плане. Если храмы еще имеют шансы на вторую жизнь, то для торговых палат будущее видится более печальным.
Стартовали мы ранним утром и вновь мчали по платной М11 - появление её существенно упрощает и ускоряет перемещение в Тверскую область, но ценник этого перемещения осенью немного подрос и стал несколько печалить, даже при езде с трансклюкатором, в смысле транспондером. Вся трасса обильно пролита всякой малопонятной химией, поэтому поездка автоматически становится дороже на стоимость мойки по возвращении домой. Собирались с ребятами на АЗС "Роснефть" на въезде в город. На первый день поездки предполагали проехаться по историческому центру Старицы, а уже затем мчать по левому берегу Волги к заброшенным каменоломням.
> Спасска церковь с колокольни которой отрывается потрясающий вид на Старицу и её окрестности.
> Чуть ниже по течению виднеется церковь Преображения Господня 1843 года постройки, недалеко от которой мы оставили наши машины и начали пешую часть программы нашей поездки.
> Со смотровой площадки на колокольне Спасской церкви открывается совершенно потрясающий вид на собор Бориса и Глеба 1820 года постройки.
Мы первый раз были в Старице в уже "далеком" 2012 году и историческая часть выглядела достаточно грустно. В храме Бориса и Глеба гулял ветер, в Спасской церкви была свалка строймусора а в церкви Параскевы Пятницы обитали только крысы - повсеместно царило запустение и разруха. Оказавшись в том-же месте спустя 8 лет приятного порадовали явно видные следы налаживания хозяйства. Очень понравилась идея организации смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни - вместе с высоким левым берегом вид открывается совершенно потрясающий.
> К сожалению впереди работ еще много, но есть надежда, что в активизацией внутреннего туризма у храмов Старицы есть шанс.
> Со смотровой площадки открывается отличный вид на верхнее течение Волги - как раз туда мы и отправимся спустя немного времени.
> Подъем к смотровой площадке достаточно оживленный.
> После спуска с колокольни получаем такую памятную бумажку - мелочь, но хорошо придумано.
> Белокаменные кузницы - в 18 веке здесь стояли пятьдесят кузниц из того самого старицкого мрамора. К сожалению до нашего времени сохранилось только шесть кузниц.
> Возвращаемся к машинам и бросаем прощальный взгляд назад - позади остается церковь Параскевы Пятницы постройки 1784 года и часовни Александра Невского постройки 1866 года.
Так как все бывали уже тут, то мы долго не задерживались и отправились дальше по маршруту. В целом мы наметили себе достаточно оптимистичный план - быстренько добраться до пещер, прогуляться по ним и далее искать место для лагеря. Но в этом планы мы слабо учитывали состояние бродов, которые должны были встретится нам на пути и вот именно в этом мы и получили самые большие тормоза. К сожалению много фотографировать не получилось - раньше мог поручить перемещение на машине штурману, но пока приходится самому и рулить, и снимать, как фото, так и видео.
> Нам на Патриоте предстояло замыкать колонну, поэтому в фотографиях Патр будет мелькать чаще всех. Так как мы тратили слишком много времени на то, чтобы неторопясь доехать до группы, потом выйти и навести фотик, а пока я выполнял все эти действия гуппа улетала вперед и мы снова догоняли всех, чтобы успеть сфоткать.
> Извилистый берег Волги по которому нам предстоит ехать, а сзади виднеется Старица - Свято-Успенский монастырь на правом берегу и на левом берегу Спасская церковь вместе с собором Бориса и Глеба.
> Частенько дорога имеет сильные боковые уклоны и если всем другим машинам команды пройти их не составляет труда, то на более высоком Патриоте приходится более тщательно выбирать траекторию.
> Небольшая остановка перед первым бродом - зимой самую большую проблему представляет лед, который намерзает на берега и долго нарастает на самой реке.
> Ледянная корка кажется достаточно прочной и выдерживающей прыгающего человека. Но её коварство в том, что вес машины она уже не держит, но и ломаться от упора колес не спешит. Поэтому много и тщательно думаем, перед каждым потенциальным бродом.
> Первый брод, а под его береговым припаем льда мы случайно потревожили небольшую щучку.
> Уазище как обычно был прекрасен. Каждый раз я вспоминал известный мемчик про колонну волков, бегущую через глубокий снег и как первый волк радуется "Я шерстяной волчара! Боже, как я хорош! Как мощны мои лапищи!"
В основном ехалось прекрасно и легко. Доехав до речушки Холохольня, которую летом пролетаем не замечая, мы уперлись в зимнюю особенность - наросший лед был еще слабоват и не держал машину, а пропилить его было проблемно, потому что телепузы остались дома (на дворе зима-же:)). Так как пещеры находятся на другой стороне, то нужно было найти какой нибудь объезд через окрестные леса. И вот катаясь по этим лесам мы встретили сумерки и наступавшую ночь. Попутно мы уперлись в два аналогичных брода с тонким льдом, я и мой штурман немного притопили сапоги и стало понятно, что мы свои силы немного не рассчитали. Оперативно покумекали и приняли волевое решение прекратить на сегодня поиск приключений, вернулись обратно к асфальту, сделали маленький крюк и выскочили обратно к берегу Волги недалеко от пещер, где встали лагерем. По пути к берегу Волги и к нашему лагерю, мы вкусили последнюю порцию оффроуда с уклонами на этот день после чего даже самые неугомонные посчитали свою норму выполненной.
>В ночи немного не рассчитал скорость и траекторию за что и поплатился - лихо налетел на замерзшую до состояния камня кочку, на который Патр подвис тягой стабилизатора. Единственное место, которое смогла остановить Патра за всю поездку - справа под колесами утопленная колея, а впритык к ней та самая кочка, перед которой так же вмерзией в землю огрызок какого то небольшого деревца.
> Почти готовая иллюстрация к сказке "12 месяцев" получилась с приездом и после постановки лагеря.
> Наш лагерь на берегу Волги. Среди прочего в этой поездке проходил тестирование подаренный Дедом Морозом мой новый спальник. Испытания он прошел на отлично, кстати.
> К тому, виднеющемуся в дали, распадку нам предстоит попасть - группа самых больших и интересных пещер находятся примерно там.
> Да просто удачная фотография Уазички, без какого-то высшего смысла. На самом деле все чаще и чаще думаю о том, что нужно сделать тут, в моем Живом Журнале, цикл небольших записей о том, как мы с ним живем, что я в целом думаю про УАЗ и прочие внедорожники. Но у меня планов творческих гора, плюс периодами появляются новые материалы, так что будем стараться все таки и это воплотить в жизнь.
> Ребята, в количестве 3 (трех!) человек, которая ехала Митцубиси Ио ночевала в палатках создавая вид настоящего туристического лагеря.
Утром проснулись и позавтракали без спешки. Оглядываясь на окружающую нас зимнюю красоту решили, что не погоним машины, а пешочком пройдемся до пещер - полюбуемся видами, сгоним съеденной за новогодние каникулы, насладимся природой и погодой, тем более, что идти не далеко. Тут нужно отметить, что пещеры находятся достаточно кучно - рядом расположились пещеры Лисичка, Парабеллум и Ледяная. И посетить можно их все, но самой большой и красивой считается Ледяная. И вот именно к ней мы и отправились. Еще замечу, что вероятно неплохо бы обзавестись заранее проводником, который сможет провести по анфиладе каменных залов, рассказать их историю и вывести обратно. Мы же пошли совершенно самостоятельно и поэтому немного впечатление смазалось.
> Все дружно идем по накатанным ранее колеям и понимаем, что на машине ехать сложно, а пешком-то и не сильно легче получается.
> На другом берегу Волги встретились зимующие лодка и, видимо, наплавной причал.
> Где-то там позади, за изгибом реки, остался наш лагерь.
> По пути встречаются небольшие ручейки бегущие под толстым слоем льда.
> Снега выпало еще немного, поэтому местами встречаются следы зеленой растительности.
> К пещере Ледяная решили пойти путем настоящих ценителей фитнеса - сначала по сколько горе вверх, которая виднеется справа, потом спустились по ней же, несколько раз поскальзывался и падал, хотя по левому берегу этой речушки была совершенно легкая тропинка для пешиков. Правда по ней мы возвращались обратно.
> Основной вход в пещеру Ледяная, а чуть раньше мы встречали пару узких лазов, которые также вели внутрь пещеры.
> На камнях от самого входа лежат такие инструкции.
> Пошарились по каменным залам - на потолке капли, на полу куски обвалившейся породы, на стенах следы углублений под лучины и отметки комнат.
> Внутри оказалось внезапно тепло и влажно, плюс на стенах и потолке то тут, то там встречались спящие летучие мыши. Чтобы их не беспокоить, тем более что об этом же просили многочисленные лежащие то тут, то там объявления, решили вернуться обратно.
> Снова преодолели текущий в распадке ручеек.
Вернувшись в лагерь и нагуляв аппетит, пообедали горяченьким супом, попили чаю и начали готовится в тому, чтобы выдвинуться домой. Пока сборы, пока дорога, вот мы выбрались на твердую дорогу около 3х часов дня и задумались. Общий путевой план предполагал, что дальше мы доедем до села Красное и усадьбы Берново (там мы были в 2016 году еще а Прадосе, о чем есть запись
Верхневолжье 2016. 03. Усадьбы Тверской области). Но короткий световой день оставлял нам на путь и посмотреть точки чуть больше часа времени, а проехать нам нужно было по грейдеру около 30 км до Красного, еще около 30 км до Берново и как-то дружно все решили, что Красное и Берново, так же как и брод через Холохольню и потенциальный брод через речку Тьма, мы оставим на лето или просто на более теплое время года, быть может на следующую осень, а сейчас начнем путь домой. Описывать его особого смысла нет. Дорога прошла до крайности просто и незатейливо - от Старицы к Твери, далее на М10 и потом на быструю и пустую М11 и спустя 3 часа после прощания с экипажами нашей команды мы входим домой.
> Последние сотни метров в лесу, среди успынных снегом ветвей.
> На пути к накатанным дорогам проехали через небольшую березовую рощу усыпанную снегом, которая выглядит как одна большая снежная арка.
> Первые шаги после того, как оказались на твердой дороге - накачать стравленные колеса.
Наша бравая команда. Вперед, к новым приключениям!
Спасибо за внимание!