В этом году к мчанию в новогодние каникулы мы были явно не готовы, главным образом духовно, поэтому всячески развлекали себя прогулками по окрестным паркам. Но благодаря весьма свободному графику выдалось немного свободного времени, позволившего собрать мысли и фотографии для небольшой заметки о том, где и как мы провели новогодние каникулы в уже прошлом, 2019 году. Кроме всего прочего та зима была выдалась весьма снежной, поэтому фотки снега точно не повредят нам в эту странную "европейскую" зиму.
В прошлом году, точнее еще в позапрошлом, 2018, с самого начала декабря включили всамделешную зимнюю сказку с таким объемом снега, что запомнится это надолго. К новогодним каникулам синоптики пугали еще большим количество снега который должен выпасть. Не знаю кого как, но напугать нас синоптикам не удалось, вместо этого мы бросили в машину немного дополнительного снаряжения и по разработанному и утвержденному ранее плану направились в Санкт-Петербург. Пользуясь случаем, наметили попробовать введенные в эксплуатацию новые участки трассы М-11. Первый такой участок стыкуется с классической ламповой М-10 после Клина, а второй начинается от села Медное в Тверской области и заканчивается уже в Мясном бору, что расположился на Новгородской земле. Прежде чем переходить к самому рассказу, хочу отметить один момент, касающийся повествования немного опосредовано. Иногда встречаю мнение, что классическая дорога по М-10 интереснее, живописнее, оживленнее, чем "эта ваша бездушная современная М-11". Веских аргументом против у меня мало, но и согласится полностью и безоговорочно не могу. Определенно некоторая красота в старой М-10 имеется, чего стоят нравящиеся мне горки на участке проходящем в Тверской области, но все таки перемещаться по ней более утомительно. Связано это с тем рваным режимом движения, который навязывается конфигурацией трассы - большое количество населенных пунктов, где необходимо сбрасывать скорость, участки дороги с третьей реверсивной полосой, на которых нужно делать существенные рывки, выход на которые сопряжен с опасностью встречи с опаздуном-торопыгой заканчивающего обгон с нарушением разметки и ПДД. Опять же ГИБДД не дремлет, чутко следя за скоростным режимом и полосностью движения, бесстрашными коршунами бросаясь на нарушителей, чтобы наказать их по всей строгости закона. Да и когда трасса М-10 пройдена в обе стороны уже десятки раз и ничего существенно нового не появляется, то следуя по ней ищешь удовольствие в самом процессе, а не окружении. Тут как говорится, "Вам шашечки или ехать?". На М-11 с "ехать" существенно проще - длинная, пряма и ровная трасса, с высоким ограничением скорости, без населенных пунктов на всем протяжении, позволяющая покрыть большое расстояние в наиболее оптимальном и экономичном режиме. Из существенных минусов, которые омрачают езду, нужно отметить странное расположение АЗС и почти полное отсутствие инфраструктуры. Видимо сначала проектировали, а потом и строили трассу только с площадками для отдыха, кстати очень удобными, особенно в летнее время, когда можно выйти размяться, сесть за столик чтобы перекусить на относительно свежем воздухе. А вот про АЗС забыли от слова совсем. Видимо когда протяженные участки трассы накрыла массовая волна "обсыхания", в конце и середине участки, ведь не все привыкли рассчитывать запас хода на баке, тем более что на скоростях за 100 экономичные в городе машины могут показывать весьма приличный аппетит, то в головах местных руководителей что-то сдвинулось. В общем, всем выдали костыли - отдельные площадки для отдыха переделали в АЗС, привезя туда грузовые контейнеры с установленными в них топливными танками и колонками одной известной всем красно-белой топливной компании. Интересно как это вяжется с антимонопольным законодательством, но это дело десятое, ведь заявленную проблему устранили - теперь можно залить бензин через каждые 20 или 30 километров, об чем предупреждают стоящие дорожные знаки. При всем том трасса производит весьма благоприятное впечатление - ехать удобно, усталости минимум, каждые 5-10 км площадки для отдыха. Еще в минусовую графу занесу почти полное отсутствие кафешек и весьма ощутимые цены на проезд. На этом считаю блиц-обзор платной трассы М-11 законченным, в случае наличия вопросов и мыслей по этой теме можно сделать отдельную запись. В общем возвращаемся к нашему зимнему путешествию.
Выезжали из Москвы в достаточно комфортной и сухой погоде. Где-то после Твери погода все таки решила начать ухудшаться, присыпая полотно дороги снежком. В середине длинного участка М11 от Медного для Мясного бора, почти на самой границе Тверской и Новгородской областей, случилось небольшое прояснение, вышло солнышко, осветив висящий в низинах белесый туман, но спустя четверть часа небо снова затянуло тучами и уже до самого Питера просветов не случалось. Удивительно, но купленные перед выездом бескаркасные щетки Bosch показали себя весьма неплохо в условиях сильного снегопада, так что запасные каркасные щетки так и проехали весь путь в багажнике. Возвращение на темную и плохо убранную М-10, после М11 показало разительные отличия в оснащении трасс. Сразу вспомнились наши прошлые зимние путешествия в Питер которые были сопряжены с плохой погодой. В 2010 или 2011 году погода была точно такой же, а световой день покинул нас где-то в конце Тверской области, оставив наедине со слякотью посыпанной реагентами, падающим снегом и кромешной тьмой неосвященной трассы. В этот раз эти же условия не представляли для нас проблемы - хорошие дворники, хороший головной свет Патриота и высокая посадка вносили свой вклад в общее дело безопасной езды сквозь зимнюю ночную трассу. К сожалению многие участники дорожного движения стали забывать о том, что на усыпанных снегом дорогах машины ведут себя совершенно иначе, чем на сухом и очищенном асфальте, поэтому начали чаще попадаться аварии. К счастью, без приключений и в целости мы добрались до Питера. Суммарно, на путь от дома до дома, мы потратили около 10 часов, которые включают две заправки - одну на выезде из Москвы и долгую заправку на последней колонке на платном участке М11 (в очереди мы потратили минут 20 или даже 30), средняя скорость по заснеженной дороге была не высокой, около 90-100 км/ч на платной и стала существенно ниже на старой М10.
Пересекая границу Тверской области мы еще гадали - обманули нас синоптики или в этот раз угадали с прогнозом. Ближе к вечеру стало ясно - в этот раз угадали, даже с переизбытком. Фотография в начале сделана как раз вечером.
Как таковой план на зимний город у нас отсутствовал - родители жены, у которых мы остановились, предупредили нас, что улицы в городе не чищены, ходить крайне неудобно и поэтому на прогулку по городу закладывать время не стоит. Вместо города мы решили немного проехать по зимним загородным дорогам и побывать на берегу Ладоги, тем более, что до нее было рукой подать. Первая секция нашей культурной программы предполагала посещение исторической точки на берегу Ладожского озера, недалеко от крепости Орешек в Шлиссельбурге.
Белая пустыня Ладоги. Снег и лед до горизонта, чернеет полоска леса вдалеке и мрачное серое небо наползает на берег. Очень неуютно. Видимо увиденный ранее монумент "Разорванное кольцо" выводит вереницу мыслей к военным годам, когда по точно такому же льду Ладожского озера сквозь непогоду и бомбежки мчались вереницы машин, позволившие выдержать, не сдаться, продержаться страшные 872 дня, показав чудеса силы духа и мужества, а в конечном счете - победить.
На первый взгляд обычный зимний лес - частокол убеленных стволов встречающий нас. Но несколько странных резких и четких белых штрихов выпадают из общего хаоса лесной геометрии оттененной снегом.
Недалеко от деревни Кокорево береговая линия Ладожского озера делает резкий загиб, под углом почти в 90 градусов, чтобы потом плавно вернуться к прерванной траектории - такие места называются мысами. А место котором будет идти речь - это мыс Сосновец. Сам мыс, как и большая часть береговой линии Ладоги утопает в густых рыжих соснах, а среди этих сосен в 1933 году была построена батарея, защищавшая от финских бронекатеров Кошкинский судоходный фарватер и вход в Неву. В 1941м году батарея была усилена тремя 100-мм стационарными орудиями тяжелой морской артиллерии. И именно тут в начале блокады Ленинграда находились позиции 101-й Отдельной дальнобойной батареи береговой обороны. 8-9 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург и вышли на левый берег Невы. Правый берег был совершенно не готов к обороне, потому что тут находились потрепанные и поредевший силы отступавшей из Шлиссельбурга 1-й дивизии НКВД, потерявшей все тяжелое вооружение. Ситуация складывалась очень опасная - если бы немцы развили свой успех на левом берегу и с ходу начали бы переправу, то оставшихся сил дивизии НКВД не хватило бы на то, чтобы отбить атаку и судьба блокадного Ленинграда была бы решена самым радикальным образом, а город был бы задушен в тисках блокады. Между фашистами на левом берегу Невы и финами западнее, по прямой было всего лишь жалкие 60 км. И именно 101-я батарея оказалось единственной боеспособной батареей на участке фронта по берегу Ладоги и Невы - от Осиновца до Невской Дубровки. И именно благодаря ей удалось организовать Дорогу Жизни.
Гигантский бетонный скворечник на специальных опорах, предотвращающих быструю потерю устойчивости и снижающих шанс на разрушение от попадания снаряда. Можно сказать, что это очень любопытный образец военной инженерной мысли, сохранившийся до наших дней.
Рядом располагается подземное укрепление, где скорее всего был оружейный каземат. Очень интересная конструкция позиции - передние ноги-опоры, которые ближе к Ладоге установлены под острым углом, а задние опоры под более прямым, а в основании самого "скворечника" видны жилы стальной арматуры, увязывающие всю конструкцию в единый монолит, способный выдержать попадания вражеской артиллерии.
Тогда, в сентябрьские дни 1941-го, у 101-й Дальнобойной ещё даже не было зенитного и пехотного прикрытия, но командир батареи ст. лейтенант А.Л. Седов приказал открыть огонь, потому что необходимо было любой ценой помешать врагу начать переправу через Неву, создать у него впечатление, что правый берег Невы укреплен и готов к отражению десанта. Два дня - 8 и 9 сентября 101-я батарея вела интенсивный огонь по немецким войскам в Шлиссельбурге. За эти два дня на правый берег Невы подошли 2 наших артполка и бригада железнодорожной артиллерии береговой обороны Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ), а также армейские части прикрытия. Сюда же в середине сентября была переведена 380-я батарея 302 Особого артиллерийского дивизиона, защищавшая потом вместе с Сосновецкой великую ледовую трассу Дороги Жизни, начавшую действовать 22 ноября. В 1942 г. оборона этого плацдарма была усилена 4-й отдельной морской бригадой и частями стрелковых подразделений и артиллерии 1-й стрелковой дивизии, а также береговой артиллерийской группой КБФ под командованием полковника М.И. Туроверова, охранявших Дорогу Жизни не только на этом пятачке земли, но и по коварному ладожскому льду.
Отрадно, что память о 101 батарее не потерялась в водовороте времени. Пока мы помним о нашей Великой Победе, о павших и той угрозе, нависшей над миром в годы Войны - все жертвы не напрасны.
Если пройти еще немного по берегу Ладоги, то наблюдательную позицию все еще выдают слишком прямые линии рукотворной конструкции.
Наблюдательный пункт с котом на крыше, который улыбается широко-широко.
Героическими усилиями воевавших здесь защитников Ленинграда, несмотря на то, что лёд не допускал возможности устройства на нем каких-либо укрытий и даже окопов обычного типа, для защиты Ледовой трассы были созданы две укрепленные оборонительные полосы. Первая полоса имела снежно-ледяные стрелковые и артиллерийские окопы, утепленные палатки для обогрева личного состава и 16 деревянных пулеметных огневых точек, усиленных мешками с песком и льдом. На второй оборонительной полосе, проходившей отсюда, от мыса Сосновец до островов Зеленцы, были выстроены снежно-ледяные окопы с ячейками на 6-8 человек, минометные окопы, установлены утепленные палатки и сооружено 18 огневых точек. Среди огневых точек было 5 броневых установок на срубах и санях, стоявших в ледяных окопах и представлявших собой башни танков "Т-26" и "Т-28".
Пример того, как люди легко и непринужденно забывают свою историю и историю своего города. Кстати этот милый и уютный домик стоит на комплексе подземных сооружений. Людей, строивших его и отдыхающих в нем этот факт абсолютно не напрягает. И это страшно.
Летом это весьма красивый берег с соснами и песочком, который мы как то видели у музея, посвященному "Дороге жизни" и находящемуся почти рядом - севернее на 2-3 км на берегу Ладоги, в поселке станции Ладожское озеро.
Световой зимний день на севере короток, поэтому наша прогулка неизбежно стала закругляться из-за наступающих сумерек. Домой вернулись уже в полной темноте - зимой и так темнеет рано, а в Ленобласти ночь наступает как то уже слишком быстро. На следующий день в планах был физкультурный день и начать его решили c лыжной прогулки. Точнее лыжи были для жены с родителями, а я пошел гулять по лесу следом за ними и местами параллельно. Собственно, гуляли по парку вокруг нескольких озер недалеко от дома. Мы бываем тут в каждый наш приезд, и изменения в парке видны практически невооруженным глазом - появляются зоны отдыха, места для разного рода игр.
Тут будет небольшая серия просто художественных фоток - максимум, что нужно было преодолевать, это глубокий снег чуть ниже колена. Первая встреча - вот такой ухмыляющийся снеговик.
Прорубь с лавочкой для медитативного созерцания. Пару лет назад тут началось активное строительство различных увеселительных сооружений - канатная дорога, множество крытых столиков для аренды, ну и тому подобные следы цивилизации.
Пока родственники рассекали хрустящий снег на лыжне, я продирался по глубокому снегу в гордом одиночестве, развлекая себя мыслями на различные темы под мерный хруст снега.
Несмотря на то, что с самого утра небо затянули тучи, иногда случались просветы, через которые даже немного светит солнышко.
Заснеженное лесное озеро - одно из многих в окрестностях Санкт-Петербурга.
Еще один снеговик, но характер определенно другой, отличный от его собрата встреченного ранее.
Мои лыжники решили не размениваться на мелочи и идти по взрослому машруту, поэтому помчали до самого дальнего озера по самому наибольшему кругу. Ну то есть дальше только Карелия. Мне пришлось дойти до точки встречи с ними, и потом побрести в обратную сторону.
Вокруг озера пешеходная дорожка и лыжня схоятся в единую дорожку.
Так как народ тут рассекает на лыжах много и весьма охотно, а так же любит прогуляться пешочком, то лыжня проложена прямо по поверхности озера, чтобы не мешать гуляющим.
Следующий день с самого утра порадовал нас обильным снегопадом. Дома сидеть в такую погоду было скучно, поэтому решили прокатиться еще раз к Ладоге, но на этот раз подальше и к какой нибудь новой точке. Снова при помощи Геокешинга нашли интересное местечко, недалеко от деревушки Пятиречье в Приозерском районе Ленинградской области и помчали туда сквозь снежные заряды.
Цель нашей поездки - старый финский мол, в самом конце которого стоит маяк.
До войны земли Приозерского района были финскими и относились к волости Метсяпирти. Жители всех прибрежных деревень активно занимались рыбной ловлей, но не ограничивались только прибрежными водами, но отваживались уходить на несколько десятков километров от берега. Рыбный промысел становился весьма опасным с удалением от берега, потому что Ладогу иногда штормило и это могло закончится весьма трагически для рыбаков - их баркасы часто переворачивало, лодки и люди тонули в ладожской пучине. В начале 30-х годов прошлого века случаи гибели людей на Ладоге стали учащаться из-за невозможности укрыться от волн вблизи берега. Поэтому официальный власти приняли решение о строительстве каменного волнолома на мысу Сайнасаари, не далеко от деревушки Сааройнен.
Ледянное творчество природы, созданное из воды при помощт силы ветра.
Путь к маяку.
Проектом предусматривалось возведение гранитной стены, вдававшейся в озеро на 560 метров, с заполнением внутренностей бутовой смесью. На конце мола возвели маяк. Одновременно с возведением мола углублялось дно будущей бухты - глубину у конца волнолома довели до 8 метров, так что найти укрытие в этой гавани могли не только баркасы рыбаков, но и более крупные суда. Попутно, вместе с постройкой мола, к деревне Сааройнен подвели новую дорогу. Работы по возведению мола и обустройству гавани велись в период с 1930 по 1934 год, когда во многих странах Европы свирепствовал экономический кризис, поэтому эта стройка многим предоставила рабочие места.
Вот так поедешь чистым в Питер, а приедешь... ну каким уж приедешь и ладно. Город традиционно засыпается и заливается всякими составами от снега и наледи, а за городом правда все присыпано песочком.
Камень во льду, или лед с камнями.
Лед на на берегу Ладоги нарастал не один день и теперь все мрачный каменюки покрыты броней желтоватого льда.
Напластования льда совершенно бессистемны, но от этого выглядят только привлекательнее.
Вчерашняя Ладога была во льду до горизонта, а тут наоборот - вода до горизонта
Камушки везде, в том числи и на дне, под желтоватой ладожской водой.
Подобкатали еще УАЗ, теперь уже в условиях нормальной снежной зимы.
На обратном пути, мы даже сумели попасть в некое подобие ледяного дождя - температура стояла около нулевая, с неба сыпал мелкий дождь, а от набегавшего холодного воздуха тонкая пленка воды начинала замерзать, превращаясь в лед, который постепенно затягивал все стекла, мокрые щетки стеклоочистителя обрастали ледяной шубой, переставая убирать воду со стекла.
Корпус зеркала заднего вида был обросшим таким ледяными сталактитами. Но спустя некоторое время температура воздуха немного увеличилась и все льдышки бесследно исчезли.
На этом наши свершения на прошлогодних новогодних каникулах и закончились. Дело в том, что на следующий, после путешествия к маяку, день нам предстояло выдвигаться в сторону дома. Суммарно мы намотали на кардан Патра новые пару тысяч километров, попробовали его в режиме зимнего передвижения, посмотрели как ведет себя ЕСП на заснеженных дорогах, как едет УАЗ на полном приводе по зимнему грейдейру. В основном все было весьма и весьма неплохо, поэтому мы остались довольны поведением УАЗа, тем как он ехал. В очередной раз порадовали дороги вокруг Санкт-Петербурга, которые легко приводят к потайным закоулочкам, где можно встретить различные интересные постройки и сооружения. Правда теперь уже и в Ленинградскую область пришла столичная "фишка" - перегораживать и всячески блокировать подъезд и доступ к разным интересным местам и любопытной историей. что конечно печалит.
Спасибо за внимание!
В тексте использованы материалы:
- описание тайника
"101-ая дальнобойная [VI/5015]" c портала
Геокешинг.Су - описание тайника
"Мол [MS/1738]" c портала
Геокешинг.Су