Разбирая старые черновики наткнулся на еще одну почти готовую запись, которая поможет напомнить как выглядит правильная зима.
В прошедшие выходные (дело было в феврале прошлого года, почти год назад -прим. авт.) необходимость в свежем воздухе и солнечном тепле, вытолкала нас прочь из дома. Внезапно даже самая сложная часть любого путешествия, связанная с выбором пути, легко решилась сама собой. Прошлой зимой мы пытались прорваться к лежащим в глубине болота Оршин мох, что в Тверской области, останкам бомбардировщика времен Великой Отечественной Войны, но в тот раз, очевидно нам туда было не нужно. О той безуспешной попытке я написал пост
"В поисках самолета" и отложили эту точку до лучших времен. И видимо лучшее время настало - свободные выходные, погоду обещают прекрасную, друзья готовые составить компанию в наличии, направление пути ведет к любимым северам, и цель нашего путешествия интересная и манящая. Ну как тут можно усидеть дома?!
Компания, в эту поездку собралась не сильно большая, но весьма разношерстная - наш Прадос, на борту с двумя штурманами (без колес решили ехать Вовка и Лешка Практик), Дима на "Синей птичке" ТЛК80, Андрей F1repower на свеженьком Патруле с "почти" легендарным TD42 и Вася на перелицованном Паджере - Хендай Галлопере. Между делом конечно хотелось свести среди тверских лесов и переметеных снегом полей легенду от Ниссана с легендой от Тойоты, но легендарные "ископаемые" шли в разных местах колонны и по разным траекториям, поэтому честного сравнения не получилось. Но я немного отвлекся. Сбор на выезде из Клина, заправляем космические карты в планшеты и в путь. До начала внедорожного участка предстояло ехать и ехать - в Твери перескочить Волгу и уходить в глубь Тверской земли почти на полторы сотни километров. Чем дальше удалялись от большого города, тем меньше деревень попадалось на дороге и тем больше по сторонам от дороги становилось снега и заснеженных просторов. Без лишних приключений одолели доездинговую часть и въехали в деревушку, после которой начиналось все самое веселое и интересное. Перед съездом в пампасы сбросили давление в колесах до рабочих 0,5атм, размотали тросы, выложили поближе стропы и перешли к бездорожной части нашего пути.
> Во главе колонны, как обычно, поставили наш Прадос, как будто мы знаем дорогу.
> Состав колонны после Прадика был таким - Патруль на 33й зимней резине, Галлопер на 31м совершенно не зимнем АТшном Гудриче и замыкает колонну ТЛК 80 на 35х тоже совершенно не зимних АТшных Куперах.
Тут мы перемудрили - решили ехать по прошлогоднему треку, который уводил нас в лес через целину. Но от того места, где мы съезжали с накатанной дороги куда-то в сторону болота шел плотный след от ГТС. Немного побарахтавшись в глубоком снегу, таки потягав машины динамическими стропами, решили вернутся назад с целью разделится. Одна группа возвращается на след от ГТС и едет по нему в направлении точки, а вторая группа проезжает чуть дальше по дороге и пробует заходить к точке чуть дальше.
> Движение скозь целину перемежалось с периодическим зависанием. Сверху плотный наст, который Прадос с некоторым усилием проламывает, но стоит немного переусердствовать с акселератором и снежная крупа услужливо расступается под колесами, позволяя машине провалится вниз под снег.
> Следом за нами, пофыркивая, ползет Синяя ТЛК. Несмотря на то, что обута она в АТ, но 35 размер позволяет одолевать глубокий снег, предварительно утоптанный машинами пониже.
> Крайний "залип" - решил немного схитрить и пойти по следу от снегохода, за что немедленно поплатился, приземлившись на уплотненный след передней защитой и мостом вывесив колеса. Пока мы упражнялись в использовании динамической стропы, разведка донесла, что впереди все точно так-же и снега даже больше местами.
> Пока группа Тойот исполняла маневр "разворот в глубоком снегу", Галлопер и Патруль оказались впереди колонны и пытались ехать по протоптанному следу. Галлоперу явно мешал ехать АТшный Гудрич, а Патрулю - маломерные стоковые колесики, поэтому пришлось ребятам, так же как и нам, потаскали друг друга на динамической стропе, хотя перед ними был нас же след.
Решили, что Ниссан и Галлопер идут по следут от ГТС, а Тойоты ко второму заходу в лес через деревушку Спас-на-Сози. Что было у первой группы сказать затрудняюсь, но могу рассказать о наших "подвигах". Найдя примерно подходящий съезд с накатанными следами от снегоходов мы углубились в лес. Узкая дорожка вилась среди молодого елового леса, периодически перемежающегося вкраплениями молодых березок, иногда перепрыгивая через овражки и взбираясь на насыпи. Но самое важное - дорожка вела в нужном направлении к озеру Великое. Первая группа взрывала эфир делясь радостными сообщениями, что они достаточно бодро идут. Спустя какое-то время они отрапортовали, что сбоку к дороге от ГТС примыкает тропа снегоходов и они нас там ждут. У нас все было не столь быстро - ехать приходилось в разрез снегоходной колеи, периодически сваливаясь с нее то одним, то другим бортом в рыхлый снег, который быстро изменял направление движения машины. Потом внезапно мы оказались на нашем прошлогоднем треке, правда снега в этот раз было гораздо больше и машины одной стороной начали проваливаться в ямы под снегом. За очередным поворотом мы наконец-то вышли на след от ГТС и уперлись в кормы Галлопера и Патруля.
> Прочищенная дорога идет вокруг деревни, но нам явно туда не нужно. А вот в нужное нам направление уходят следы снегоходов. Снова в ход идет пониженная и мы углубляемся в лес.
> Дорожка узкая, но если не торопится, то и проходимая. Попеременно стаскивает то в одну сторону, то в другу и это все между деревьев. Несколько раз казалось, что вот сейчас точно все и я останусь без фары или крыла, но в последний момент машина останавливалась.
Кстати, догнали ребят почти в том месте, где в прошлом году мы были вынужденны разворачиваться. И тут мы немного взгрустнули - до выезда на более плотное и малоснежное в прошлом году мы не доехали буквально метров 400-500. Но, что было, то было и прошло, а нас ждет цель. Без особенных проблем выбрались на промерзшее болото, покрытое толстой коркой льда со слоем укатанного снега сверху. Правильное направление движения нам подсказывала накатанная дорога проезжающими тут рыбаками, которые массово едут к озеру Великое. От озера нас отделяло около 5-7 километров пути по заледеневшему болоту, которые мы пролетели практически на одном дыхании - яркое солнце, красивые легкие облачка на небе, видимость сквозь морозный прозрачный воздух на многие километры, кругом тишина и только скрип покрышек по снегу, да тарахтение моторов, немного оживляли окружающую нас картину белого безмолвия.
> Догнали группу, ехавшую по следу от ГТС.
> Выехав на болото, обратили внимание, что лес стал реже и не таким высоким. Ну и скорость движения заметно возросла - в лесу мы тащились на пониженной и стрелка спидометра билась где-то на ограничителе циферблата, а тут мы смогли выжать "целые" 40-50 км/ч.
Накатанная дорога, это конечно хорошо, но она шла значительно восточнее нужной точки и уводила нас на северо-восток, и точка оставалась от нас слева по ходу движения. Поэтому на подходящей широкой просеке, мы свернули налево. На этом участке наша скорость снова существенно упала - шли по азимуту и без конкретной дороги, поэтому внимательно смотрели на коварную ледяную поверхность. Повышенное внимание и небольшая скорость сыграли нам добрую помощь, когда внезапно впереди идущий Патруль передним правым колесом проваливается вниз, куда-то в болотную незамерзающую жижу. К счастью обошлось без поломок и травм, но этот случай лишний раз всем напомнил, что бдительность терять нельзя даже в таких, казалось бы тепличных условиях. Галопер пробует подтянуть Патруля, но веса существенно разнятся, поэтому якорим Галопер Прадиком. Аккуратненько вынимаем Ниссан из провала, попутно удивляемся тому, что через оголенный порванный ковер из мха, снизу активно проступает коричневая болотная муть, не смотря на то, что стоят крепкие -20 градусов уже достаточно долгое время.
> Патруль в снежной западне.
> Обманчивая снежно-ледяная поверхность болота таит под собой коварные засады. К счастью все обошлось полученным бесценным опытом.
> Местами едем по открытому месту, где в теплое время года разливается бесконечное болото Оршин мох.
Самолет, который и являлся целью нашего путешествия упал в небольшом подлеске. Был ли тут небольшой лесок, или лысая поверхность, когда падал самолет, сейчас установить уже сложно. Но важно, что самолет лежит в небольшом сосновом леске, превращенный силами энтузиастов в мемориал. Чуть поодаль весит большая красная звезда и две дощечки, с годами начала и конца Великой Отечественной войны. Точной истории этого самолета с хода выяснить не удалось, но судя по всему, в болоте Оршин мох нашел свой последний аэродром самолет
Пе-2С с мотором М82, на что указывают и остатки поршневой группы и форма капота мотора. Либо, что маловероятно, это может быть
Ту-2, но перевернувшийся. В пользу бомбера Петлякова говорит то, что след от звезды на фюзеляже сориентирован правильно вверх. Так же, судя по положению мотогондол, перед нами лежат останки
низкоплана, в отличие от Ту-2 который был все таки
высокопланом, и на верхней части того, что было фюзеляжем, наблюдаются направляющие фонаря.
> Нужная точка уже близко-близко-близко, буквально в сотне, другой, метров.
> Останки самолета, которые являются частью мемориала.
> Благодарственная табличка от потомков. Жаль, что часть этих потомков, охотно и легко, разбирала останки на лом и сдавала его в пункты приема цветмета.
> Остатки конструкций самолета скрыты под толстым слоем снега, поэтому детали видятся с трудом и контру планера в целом угадывается только фрагментами.
> Совершенно непередаваемые ощущения, когда можно вот так, просто, прикоснутся рукой к металлу, которые рассекал грозовое небо над нашей страной в годы Великой войны.
> Следы боевого прошлого борта. Кстати, не факт что эти пробоины он получил в последнем полете - пикировщики Петлякова частенько летали с мелкими пробоинами, потому что их кабины были исходно не герметичны и лишнее отверстие для утечки воздуха не особо добавляло проблем и летчиком могло быть не замечено.
> Штампик ОТК на стрингере сохранился до сих пор - для конструктора это еще большая ценность. В такой детали практически ощущается тепло рук создававших её.
> Похоже на бирку серийного номера, или какое то иное обозначение деталей, но вроде децимальный номер подлиннее должен быть, а для серийного коротковат.
> То, что осталось от самолета.
> Один из звездообразных двигателей М82, точнее часть поршневой группы двигателя, в котором располагалось 14 цилиндров в 2 ряда, общим объемом 41,2 литра, мощностью 1700 л.с. при 2600 об/мин на взлетном режиме и весом 868 кг.
> Расширенная виртуальная реальность при помощи воображения и кресла из Галлопера
> Все упорно пытались сравнивать ниссановский ТД42 и тойтовский ХЗ, но точно ясно только одно - всегда побеждает дружба. Побродили вокруг самолета, потрогали части конструкции и решили отправляться на обед. Обедать рядом с самолетом показалось как-то неправильно, поэтому поехали к озеру Великое на поиски стоянки.
> Групповая фото наших боевых машин - довезли нас до цели и вернули домой.
> Позади машин открываются просторы озера Великое, на котором чернеют точечки рыбаков.
> Назад ехалось немного проще, но все желающие могли найти свой путь к общей цели - поляне для обеда.
> Залог успешного перемещения - зимняя резина, стравленная до 0,5 атм. И кто-бы что ни говорил, но в такой конфигурации она вполне даже едет и остается на диске, не пытаясь его покинуть.
> В поисках подходящей полянки среди невысоких елочек все вдоволь накопались в снегу - к счастью его уровень был не запредельно большим, поэтому он прощал многие ошибки.
> Кругом елочки всяких размеров, настоящее еловое царство и вот как раз среди них мы и совершили остановку на перекус.
> Перекусив и накатавшись, потихоньку выбираемся на накатанную дорогу в обратную сторону.
> Из под снега пробивается багульник и другая крохотная болотная растительность
> Народ явно удовлетворил тягу к езде по снегу, поэтому уже не рвутся в стороны на подвиги, а выбираются накатанными колеями.
> Дорога по болоту напоминает стол - гладкая и ровная до леска у самого горизонта.
Впереди нас ждал путь домой. По пути мы еще немного подурачились в лесу, который начинался сразу после болота, поехав прямо через какие-то вскопанные ямы-канавы под снегом. Но все закончилось благополучно, мы выбрались на накатанную дорогу, которая привела нас к грейдеру. Накачавшись и очистив набившийся на диски снег, мы отправились в обратный путь. В заключении можно точно сказать, что это была одна из самых интересных моих зимних поездок, в которой удалось налюбоваться красивыми зимними пейзажами, "посмотреть" руками живую историю, пообщаться с друзьями и наполнить выходной день смыслом.
Спасибо за внимание!
В рассказе использованы мои фотографии и фотографии нашего друга Вовки.