Karjalan2015. Невошедшее путевое

Dec 11, 2015 23:07

    "Будь то дом, звезда или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами."
    Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Закончив записи о нашем путешествии по Карелии, я только успел выдохнуть и закрыть это путешествие, как вспомнил, что в пути мы заезжали в несколько мест, о которых отдельных записей вроде как и не получается сделать, за неимением большого объема информации, но и обделять их вниманием тоже неправильно. Поэтому в этой записи я наверстаю упущенное и расскажу о тех местечках, где мы тоже побывали.





Первое место, о котором я хочу рассказать, попало в наш маршрут почти совершенно случайно. Много раз мы проезжали почти рядом со старинным русским городом Кашиным и каждый раз находилась какая-то причина, по которой мы проезжали мимо дальше. А тут все сложилось одно к одному - мы едем совершенно одни, впереди две недели абсолютной свободы, прекрасная погода, никаких препятствий и вот мы, наконец-то, пересекаем границу Кашина. Увидели мы типичный провинциальный город, с плоховатенькими дорогами, старинными домами и невысокой застройкой, неторопливо текущей жизнью, в общем-то как обычно и бывает, стоит отъехать подальше от больших торговых путей (в наше время эта привязка не потеряла своей актуальности). Самый большой интерес для нас представлял Воскресенский собор, являющейся главной святыней и достопримечательностью Кашина.

> Тихим и уютным предстал перед нами Кашин. Народ деловито идет на работу, а может просто по каким-то своим делам.


Начало истории собора теряется в глубине веков, но первое упоминание о нем встречается в летописи датированной 1382 годом, но в ней упоминается собор построенный из дерева, но стоящий на этом самом месте. К началу 16 века собор перестраивается в каменный и становится частью Кашинского кремля, а в конце 18 - середине 19 века, приобретает вид, который и сохраняется до сих пор. Памятники кремля, среди которых был монастырь, в котором прошли последние годы жизни святой Анны Кашинской, до наших дней не сохранились.

> Воскресенский собор выглядит в наши дни так-же как и век назад.


В 1855-1867 годах, к старому зданию храма были пристроены теплая церковь и колокольня, став таким образом крупнейшим храмом в епархии. В конце 19 столетия в Воскресенском соборе могло поместиться все тогдашнее население Кашина, а это почти 7 тысяч человек. Средства на строительство храма жертвовали, традиционно всем миром и среди дарителей была императрица Екатерина II, местная знать и купцы, такие как, например, «король» кашинской виноторговли купец Николай Васильевич Терликов, пожертвовавший 250 тысяч рублей - сумма, в несколько раз превышающая годовой бюджет Кашина.

> Перед собором памятник Анне Кашинской. Тверская княгиня, святая Русской церкви, известна как драматической прижизненной судьбой, так и не менее сложными посмертными перипетиями. Во время борьбы времен раскола Русской церкви была, впервые в истории Русской церкви, деканонизирована сразу-же после того как признана святой. В 1908 году повторно канонизирована с согласия царя Николая II.


Колокольня высотой более семидесяти метров главенствует в композиции собора и видна практически отовсюду из города. Видимо по этой причине на ней установлены куранты с датировкой на циферблатах «1872». Часовой механизм был приобретен все тем-же купцом Н. В. Терликовым на ярмарке в Лейпциге. Шутка-ли - за все прошедшее время часы ни разу не сломались. А вот большой колокол, весом в 625 пудов, был пожертвован в 1838 году еще одним знаменитым кашинским купцом - хлеботорговцем Алексеем Ивановичем Ждановым.

> Колокольня собора с курантами.


> По всей башне колокольни пущены несколько поясов резной отделки.


Внутреннее убранство собора, по воспоминания современников, поражало великолепием и роскошью. Но со временем блеск золота померк, а потом его и вовсе не стало - в 1934-36х годах значительная часть девятиметрового иконостаса и элементы отделки были утрачены и лишь небольшая его часть каким-то чудом сохранилась в коллекциях музеев страны. С 1940 года собор использовался как складское помещение, а в 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, со столовой в подвальном помещении.

> Внутри собора следы советского прошлого.


И лишь в 2009 году, к празднованию 100-летия второй канонизации святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской, Воскресенский собор был возвращен верующим и кашинцы приступили к работам по его восстановлению. Сейчас внешний вид храма приобретает былую красоту, чего нельзя сказать о внутреннем убранстве - следы нашего "атеистического" прошлого глубоко въелись в стены.

> Вновь проехали мимо затопленной церкви Рождества Христова в деревне Крохино, 1820 года постройки, о которой я писал в рассказе о нашем небольшом путешествии по <Вологодскому межозерью.


Выехав из Кашина, мы отправились в наш дальнейший путь и спустя несколько дней, когда мы уже ехали по Карелии, подъезжая ко 2-ому шлюзу Белорморского канала в городе Повенец, заметили какую-то серую громадину правее и за небольшим леском. Этой громадиной оказался храм Николая Чудотворца, первый построенный с 1917 года храм на территории республики Карелия. Строительство храма было закончено в 2003-м году и полностью велось на средства частного инвестора. Мы конечно сделали несколько кадров, но почему-то внутрь заходить никакого желания не возникло, поэтому мы отправились дальше.

> Мрачная громадина храма. Вероятно и погода тоже поспособствовала неприятному впечатлению - с самого утра небо затянули мрачно-серые дождевые тучи и начинал моросить противный дождичек.


> Хотя все сделано очень аккуратно и даже тщательно, но впечатление все равно было какое-то нейтральное.


А дальше, буквально через десяток километров, мы заехали на мемориальное кладбище Сандармох. Печальную известность это место получило из-за того, что во времена сталинских репрессий 1937-1938х годов, в песчаном карьере, рядом с одноименным урочищем, на площади в 10 гектаров, было расстреляно и захоронено свыше 9,5 тысяч человек. Это захоронение считается одним из самых больших на Северо-Западе России. Среди расстрелянных были, преимущественно, поселенцы и заключенные из Соловецких лагерей, заключенные-строители Беломорск-Балтийского канала.



Всего тут было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года. Сандармох являлся местом массового расстрела 1111 заключённых «первого соловецкого этапа» - выдающиеся мастера культуры, государственные деятели, священнослужители. 27 октября 1937 года этап погрузили на баржи, а дальше след этих барж терялся. Существовало масса домыслов и слухов, например, что людей утопили в Белом море, но в конце 90х годов прошлого столетия благодаря кропотливой работе Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» удалось восстановить судьбу этапа и установить место смерти заключенных.



Место производит очень сильное впечатление, а учитывая, что мы были там совершенно одни, да еще и с самого Повенца зарядил мелкий противный дождь, то, усиленное тишиной и шелестом дождя в несколько раз, ощущение было очень ярким, хотя и печальным. Перевалив по дорожке через горку, на которой стоит мемориальные камень с пронзительной надписью "Люди, не убивайте друг друга." оказываешься на краю бывшего когда-то песчаного карьера и взору открывается печальное зрелище - среди деревьев виднеются небольшие ямки диаметром несколько метров и на каждом деревце, окружающем эти ямы, портреты людей, памятные таблички и множество крестов-голубцов. И на многих табличках одна и так-же история: "Арестован. Осужден. Расстрелян. Реабилитирован." Идешь среди крестов, исламских полумесяцев, иудейских звезд, русских букв, арабской вязи и невольно задумываешься о фундаментальных вопросах жизни и о том, что, по своей сути, в конце концов все равны и едины.

> К фотографиям ниже комментарии излишни...















И в заключении хотелось-бы остановится на двух путевых точках на берегу Ладоги. Перед тем оказаться в Санкт-Петербурге, нам нужно было переночевать на берегу Ладожского озера, а сделать мы это решили недалеко от Варашева камня, расположенного как раз на побережье Ладожского озера на мысе Варацкий, неподалеку от деревни Пограндуши.

> Как и все нормальные туристы мы забрались на камушек по стоящей тут-же лесенке, сколоченной из подручного материала.


Камень, представляет собой пограничную отметку между шхерами и скалами Северного Приладожья и территорией Олонецкой равнины. Огромный и массивный блок приладожского розового гранита, имеющий форму параллелепипеда. Согласно мирному Столбовскому договору, составленному в 1617 году, именно на этом месте произошла демаркация границы между Олонецким погостом, принадлежавшим Новгородскому уезду, и Соломенским погостом, относящимся к Корельскому уезду.

> Контрольно-следовая полоса с поправками на северные особенности грунта и почвы.


Но установленная согласно Столбовскому договору русско-шведская граница оставалась мирной совсем недолго. В 1654 году русские войска захватили деревню Салми - центр пограничного прихода, а на следующий год шведы осуществили и свой план, предприняв ответный поход на Олонец. В итоге, по результатам Северной войны, к России официально перешли территории Северного Приладожья в 1721 году, что было осуществлено по договору Ништадского мира. С этого момента вековая граница перестала существовать.

> Утром посмотрели на Варашев камень из лагеря, помахали ему на прощание и отправились в путь.


Стартовав от Ладоги мы отправились в направлении Санкт-Петербурга по Мурманской трассе и спустя какое-то время мы заметили указатель, по которому хотели съездить еще в 2013м году. На берегу Рощинского озера, недалеко от реки Свирь, располагается Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, который был основан, как следует из названия, Александром Свирским в конце 15 века, когда он прибыл в малонаселенный Олонецкий край, полный густых непроходимых лесов и поселений языческих народов - карелов, чуди, вепсов. Жизнь тут никогда не была легкой, но упорным трудом насельники монастыря налаживали быт и хозяйство, принося известность монастырю далеко за пределами Олонецкого края. В 1533 самим Александром Свирским, на пожертвования царя Василия III, была построена каменная церковь Покрова Божией Матери, но так-же многие постройки и церкви построены на вклады от царей и великих князей, императоров, бояр и купцов. Сведения о каждом из вкладчиков были кропотливо записаны и дошли до нашего времени.

> Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Ещё при жизни Александра Свирского обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса: Троицкого монастыря с братскими кельями и Преображенского монастыря рядом с кладбищем.


> Преображенский монастырь.


После кончины великого святого положение обители стало возвышаться. Во время правления Иоанна Грозного Свирский монастырь получал разные привилегии, способствующие его процветанию. В Смутное время положение обители значительно ухудшается и особенно плачевными для нее оказались 1613, 1615 и 1618 года, когда монастырь грабили и поджигали. В то время между Россией и Швецией завязалась кровопролитная война, под ударом которой была и Свирская обитель, находившаяся близко к границе.

> Настоятельский корпус постройки 1791 года, а чуть левее видна часовня Святой Троицы постройки середины 19 века.


К 1620 году монастырь начали восстанавливать, а через 20 лет были обретены мощи преподобного Александра Свирского, которые поместили в драгоценный ларец, подаренный царем Михаилом Федоровичем, первым царем из династии Романовых. С этого времени обитель становится главным духовным центром северо-запада России. В тот период активно велось каменное строительство и на территории монастыря возводится новая колокольня, Троицкий собор, расписанный художниками из Тихвина, по периметру монастыря выстраивается каменная ограда. Во время дворцовых переворотов обитель потеряла свое положение среди духовных центров России, многие ее земли были отозваны. Одновременно с началом каменного строительства в Троицком монастыре, в 600 метрах от него, на берегу Рощинского озера, начали рубить постройки второго комплекса - Преображенского монастыря. Монастыри отстраивались и росли за счет вкладов царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича и бояр Годуновых. При Василии Шуйском особой грамотой за монастырями закрепили право сбора пошлин во время ежегодно устраиваемых у их стен ярмарок.
Но дальнейшее каменное строительство было приостановлено событиями смутного времени, когда северо-запад подвергался нападениям польско-шведских отрядов. Троицкая и Преображенская часть монастырей трижды подвергались разорению и сожжению. В 18 веке началось восстановление деревянных, а затем и каменных построек.

> Каменная Преображенская колокольня, постройки 1900х годов.


> Преображенский Собор с приделом преподобного Александра Свирского. Сзади слева видна Преображенская колокольня.


Осенью 1918 года в истории монастыря наступила черная полоса - он был захвачен и разграблен чекистами, а его настоятель архимандрит Евгений (Трофимов) расстрелян в городе Олонец. В годы советской власти в монастыре располагался Свирьлаг, затем детский и инвалидный дома, затем некоторое время в монастыре располагался техникум, а в Троицком комплексе с 1953 года находилась психиатрическая больница. Восстановление обители началось в 1997 году.

> В Троицкой части монастыря идет реставрация.


> Через каменную ограду видны купола Троицкого собора и Троицкой звонница, а так-же шпильки церкви Покрова Пресвятой Богородицы постройки 1533 года.


> Скит святого великомученика и целителя Пантелеимона Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря на противоположной стороне Рощинского озера.


Мы немного погуляли по территории монастыря, наслаждаясь царящей тут тишиной. К сожалению доступным для осмотра был только Преображенский монастырь, в которой находятся братские кельи, Преображенская колокольня, Преображенский собор, а в Троицкой части активно велись работы по реставрации. На сегодняшний день Преображенский монастырь комплекса Александро-Свирского монастыря полностью восстановлен, в обители совершаются богослужения, а в келейных корпусах Троицкого монастыря продолжают жить душевнобольные, но доступ на территорию обители не ограничен. В целом чувствуется, что жизнь монастыря налаживается и темная страница истории, начатая в начале прошлого века, закончена и в начале нынешнего века начинается другая - светлая.

И несколько кадров, одинокими росчерками оставшиеся в картине кашего путешествия:

> Начало нашего отпуска. Песочек, шелест волн, пляж. Только вот до полярного круга от этого пляжа буквально около тысячи километров.


> Стартуя утром из Сортавалы в Рускеалу случайно наткнулись на старое финское кладбище. Разруха и нищета духа. Удивительно как старые ворота все еще висят.


> Противотанковые надолбы на берегу озера Сюскюярви, являвшиеся раньше частью линии Энкеля - прообраза линии Маннергейма.


> Карельский Крест Скорби - воплощенная в металл память по напрасным жертвам всех ненужных войн.


> Гуляя по Петербургу поймали художника за работой. До сих пор интересно было-бы увидеть какая все таки картина у него получилась.


Вот теперь точно все!

Спасибо за внимание!

В статье использованы фотографии Оксаны Сурудиной, за что ей большое спасибо!

При составлении использована информация:
    - статья портала Виртуальный музей ГУЛАГа "Урочище Сандармох."
    - статья портала Кашин-град "Воскресенский кафедеральный собор"
    - статья портала "В отпуск" Варашев камень;
    - статья Свирский монастырь. Монастыри Ленинградской области.
    - портала Свято-Троицкого Преподобного Александра Свирского Мужского Монастыря
    - описание геотайника Александро-Свирский [TR/490]
    - описание геотайника Долина смерти [MS/1511]

Ссылки:
    Karjalan2015 в ЖЖ:
     Karjalan2015.Куда и зачем мы ехали.
     Karjalan2015.Бесов нос и Пери нос.
     Karjalan2015. Карельский "Стоунхендж".
     Karjalan2015. Водопад Гирвас.
     Karjalan2015. Кивач и Белые мосты.
     Karjalan2015. Рускеальский мрамор.
     Karjalan2015. Карельский перешеек.

Прадо "Малиныч" на Драйве2

дорожное, карелия, karjalan2015, путешествия, отпуск

Previous post Next post
Up