Ну вот и прошло около пяти(!) месяца после возвращения из ЧухРеальности. Много раз пытался подойти к написанию, но то одно мешало, то другое. События января вообще оказали какое-то опустошающее действие на память и мозги. Сейчас все освежилось, отсортировала по степени ценности, воспоминания приобрели потерянную яркость.
У каждого есть места, куда стремишься попасть, чтобы отключится от рутинных проблем будничной "матрицы", чтобы незамутненным взором взглянуть на свою жизнь, на свой быт, на окружающих людей. В этих местах происходит "перезагрузка" окружающей действительности - все что на протяжении года кажется важным и нужным после такой перезагрузки становится чепухой, а то что казалось не существенным приобретает новый смысл и важность.В 2012 году наш экипаж открыл для себя Чухреальность Костромской земли на геофестивале "Полная Чухлома" проводимым с 2009 года клубом "Там в России". После Чухломы 2012 года среди организаторов наметился некоторый разлад и раздрай, дрязги, стал рушится "дом Тамовцев" и уже все даже как-то смирились с тем, что ПЧ2013 не будет. Но отделившаяся часть организаторов не сложила руки и выступила как вновь сформированный "Там Клуб" с фестивалем "Там в Чухломе".
Свой дух мероприятие не изменило - это снова погружение на три дня в Чухреальность, в которой нет времени, нет дорог, нет готовых решений, а есть только ты, твой экипаж, твоя команда, точки интереса, предоставленные Чухоргами и твой путь. Как его найти, как и с кем его пройти ты решаешь только сам. Настоящее единение с самим собой. Ну и как только появилась информация о том, что в этом году снова будет возможность погрузится в Чухреальность, то вопрос о том, куда поехать на ноябрьские праздники уже не поднимался - мы знали, что мы еде туда. Мы будем Там в Чухломе.
Доездинг был для крайне увлекательным в это раз. Нам не удалось избежать "ночи последней гайки" и получая машину в 4 часа дня в день выезда (вместо обещанного вечера предыдущего дня) я с трудом представлял как можно успеть за вечер успеть сделать сход-развал, поехать закупить провизию, загрузится и еще каким-то чудесным способом доехать до первого лагеря. Подробности нарушения пространственно-временного континуума не стоят упоминания, но мы все успели, выехали и по плану собирались ночевать в Костроме, а утром быстренько доскакать до лагеря. Въехав в первом часу ночи в Кострому мы очень внимательно искали подходящие гостиницы и сильно удивились проехав знак, извещавший нас о том, что мы выехали из Костромы. Впереди нас ждут Судиславль и Галич, чуть менее уверенно подумали мы. Так-же "внимательно" как в Костроме мы искали гостиницы в Судиславле, но выяснили что находимся на объездной дороге, а тут их нет. Галич-же вообще, как будто узнав, что мы собираемся в нем переночевать, оказался сильно в стороне от тракта. А после 420 километров пути в ночи какие-то 60 км до лагеря нам уже показались сущими пустяками. Так к 4 часа утра мы доехали до лагеря, нашли нашу команду и рухнули спать.
> Утренний первый лагерь.
> Завтрак.
> Чтобы не возить далеко "жидкую валюту" и ездить поближе от лагеря. Естественно шутка - мы за трезвый взгляд на мир!
Генеральный план на экспедицию был предельно прост - короткой дорогой пройти от Парфеньево на Осташово. Из Осташово уходить дальше на север в направлении на Солигалич и от него закругляться на Чухлому или на Галич. За завтраком прикинули маршрут, поболтали с подъехавшими Рейнджером и Миксером, собрались и, выдохнув, начали неспешное погружение в Чухреальность.
> Первые метры пути.
Первые километры пути жесткого грейдера, щедро сдобренного ямами, потекли под колеса. В пути, случайно обратил внимание, что на навигаторе виднеется Ефремий-Ширь. Командным мозговым штурмом выяснили, что там деревянная церковь в глухоманьском лесу, постройки аж 17 века. Команда решила, что такое стоит посмотреть, поэтому поехали. Скатились по отсыпанной крупным щебнем своротке и оказались перед глинистым подъемом в деревушку. Аккуратно, чтобы не взрывать грязевыми колесами въезд в деревню поднялись в горку, прошли деревню насквозь и по глинистой полевой дороге покатили через разливы осенних болотин в сторону леса.
> Участки где можно набрать скорость в 10 км/ч, но обычно получается ехать менее торопливо.
День определенно переставал быть томным - земля напитана водой до предела, и то тут, то там виднеются бочажки или колеи, заполненные водой. Выбрались к речушке Нендовке и покатили вдоль берега в поисках мостка или брода. Мосток нашелся быстро, точнее то, что осталось от него - по всей видимости весной в половодье подмыло берега и конструкцию, обнажив какие-то неясные металлические конструкции, являвшиеся скелетом мостика. Бродов вблизи от нас мы не обнаружили. Зиявшие то тут, то там дыры в найденном мостке, сквозь которые виднелись буруны от бегущей воды недвусмысленно намекали, что придется немного потрудится, чтобы мостик выдержал наши машины. Собрали оперативный командный совет, на котором мы узнали, что на ПЧ 2011 Ярослав из Немодного клуба в этом-же самом месте плюхнул свою TLC105 на задний мост. Наскоро побросав пару поленьев в прорехи моста, начинаем "штурм". Первым через речушку проскакивает Практик. Следом пытается проехать Тирошкин Патруль и ложится на передний мост. История Ярослава повторяет. Начинаем "эвакуацию" и наконец-то разматываем трос.
> Мосток, на первый взгляд особой опасности не представлял. Когда джек, упершись в машину, провалился сквозь нутро мостка вместе с площадкой в речушку, то все сразу встало на свои места.
> Засевший Патруль Тирошек нашел самое опасное место на мостке.
> Патруль новгородской команды придерживает нашего медведика.
В интересных позах нас застает команда из Нижнего-Новгорода, которые тоже решили проехать через Ефремий-Ширь. К тому времени мы успели: поднять джеком Патруля и поняли тщетность этой борьбы, попробовать отлебедить Патруля, вместо чего нашего медведика подтащило сильно ближе к Патрулю. Вот мы и с начинаем собирать очередь. "Заякорив" нашего медведика Патрулем Новгородской команды вынимаем Патруля Тирошек. Все предварительно выдыхают. Объединив наши усилия и усилия новгородцев беремся за пилы и заваливаем прорехи в мосту бревнышками. Чтобы не искушать судьбу опробовать "новый" мост буду наш медведик. Все очень аккуратно - работаем со штурманом и морда опускается на мост, вторая пониженная, колеса проходят мимо края моста, медленно опускается задняя ось и дело остается за выходом - чуть больше газа, ломти срезанного грязевыми колесами дерна взмывают к небесам, набирая первую космическую скорость, а наш медведик, как пробка из бутылки, вылетает на противоположный берег. Дальше дело пошло существенно бодрее и через пару минут на противоположный берег перебрался Тирошкин Патруль и часть новгородской команды.
> Пробка из новгородской команды ждет своей очереди.
> Эти смельчаки из новгородской команды одолели мосток.
Убедившись, что новгородцы справятся самостоятельно устремляемся конечно-же по неправильной дороге, которая выводит нас к очередному урочищу. Поняв ошибочность своего маневра, вернулись назад, махнули Новгородским, что ехать "вон ту-у-уда совершенно не стоит" и помчались в нужном направлении. Дорога представляет собой засилье, ставших в последствии родными, глубоких колей - машина как бронепоезд идет как по рельсам, варианта свернуть возникает только в случае появления ответвляющихся колей. Дорога то поднимается в горку, то виляет среди деревьев, в паре мест колею украшают бревна, пиленные кем-то проехавшим перед нами. За неимением вариантов методично и неторопливо продвигаемся вперед. Очередной подъем в горку заканчивается подлеском на выезде и которого мы видим ту саму деревянную церковь Ефремия Сирина на погосте Ефремий Ширь, притаившуюся среди костромских лесов. Находясь рядом с церковью Ефремия Сирина поражаешься тому громадному человеческому труду и старанию, которые были вложены в возведение этой церкви. Как я ранее упоминал - церковь целиком и полностью сложена из дерева. Все внутренние покои и убранство так-же деревянные, на стенах виднеются следы висевших тут раньше холстов, заменявших когда-то настенные фрески. Вообще внутри церкви не покидает чувство умиротворения, даже не взирая на следы разрухи и запустения - какое-то неясное тепло исходи из этих стен.
> Встреченный нежилой дом.
> Резные украшения.
> Добрались
> Храм Ефремия Сирина.
> Внутри следы былого убранства.
> Даже идти стараешься аккуратно - кажется, будто идешь у себя дома в уличной обуви.
Походив еще немного мы отправились в стоящую рядом церковь Рождества Пресвятой Богородицы, постройки 1836 года. Любопытна она тем, что была построена при участии местной помещицы Бестужевой, похороненная в склепе у алтаря этой церкви и которая помогала со строительством церкви для поминовения её мужа, убитого крепостными. Внутри мы обнаружили, ставшими уже традиционными, следы остроумия окрестных молодых деревенских жителей, "украсивших" стены церкви многозначительными сентенциями на манер "Киса и Ося здесь были". Но нашли и любопытную вещицу - старинный церковный сейф. Тяжеленная металлическая дверца, переложенная тремя или четырьмя засовами и запиравшаяся, по всей видимости, на тяжеленные амбарные замки.
> Тот самый сейф в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
> Немного сохранившихся фресок.
Наш дальнейший путь лежал в сторону деревушки Николо-Ширь. На этом пути было все - километры колей, гати, встреча с Димой СкитальцемЪ в самом узком месте одной из лесовозных троп. Грязь, сырость, глина и пустота. Очередные несколько опустевших деревень, словно призраками прошлого, размеренно и степенно проплывают в стороне от наших машин. И вот лес заканчивается, мы выезжаем на поле, где стрелами колей лесовозов указанно наше дальнейшее направление движения. Финальная борьба на сегодняшний день особых проблем не доставила - продрались сколько смогли, вывесили колеса, размотали лебедки и вытянулись на дорогу. Пока на твердое выбирались Митцубисики, Ниссан лебедился в полной тишине - где-то на поле удачно восставшей из грязи палкой перебили какой-то шланг системы охлаждения, отчего работающий на холостых оборотах мотор Патруля начинал перегреваться.
> Патруль Тирошек в колеях.
> Лебедка всегда в готовности - подтянуть впереди идущего, подтянуть машину-носитель, подтянуть часть конструкции авто к идеальному виду.
И тут самая неожиданная встреча - экипаж Рейнджера и Миксер. Утром они уехали по Эгегейскому маршруту в дебри костромской тайги, но в середине дня свернули внешнюю гранату в переднем мосту и стали трехколесными. Покумекав они пообедали и решили ехать в сторону первого лагеря, а тут и мы лебидимся на перерез дороге. Так как на землю давно уже опустилась ночь, то мы отправились искать место для ночлега. Собственно именно благодаря Рейнджеру и Миксеру и их чудесной кемпинговой палатке-шатру нам удалось с комфортом и в тепле поужинать, а потом и устроить вечерние посиделки. На следующие ходовые дни они решают ехать с нами и наша команда расширяется до четырех экипажей.
> Наш медведик на твердом.
> Наше семейство в конце первого ходового дня.
Утро встретило нас серыми тучами, затянувшими небо до горизонта. Оказывается от дороги до нас рукой подать, а на противоположной стороне притаилась ферма. Завтракаем, собираемся и выдвигаемся на маршрут. Сегодня нам нужно преодолеть массив костромской тайги до Осташово. Выдвигаемся. Снова под колеса ложатся метры не самого хорошего грейдера. Уже начинаю скучать по лесовозным и лесным дорожкам. Вот и последняя деревушка Савино на грейдере. Дальше только полевые и лесные дороги. Преодолеваем колеи разной глубины, словно межевые полосы делящие деревню на части. Снова стараемся на педаль акселератора не нажимать, чтобы только не взорвать землю в деревне, но местные жители опередели нас и уже сами изрядно напахали. Миновав деревню уходим под сень костромских лесов. Длинный глиноземный спуск проходим по бровке, лавируя среди подлеска по сухому и плотному. На одной из лесных бровок у Форда Рейнджера отскочившей веткой разбивает одну из фар в люстре. Подъем в горку давался "трехпалому" фордику непросто, но он стоически преодолевал все невзгоды. Трезво оценив перспективы взобраться по мокрому глинистому склону уходим в сторону, на луг и по нему неторопливо ползем по нашему азимуту. По правую руку проплывают тени очередной деревни, смываемой "рекой" времени.
> Утреннее купание синего медведика.
> Наша команда готова к дальнейшим подвигам.
> Вскарабкавшись на луговину сбрасываем давление в шинах с асльфатовых 0,8 до глинных 0,5.
Рутинное движение по раскисшей дороге прекращается - перед нами появляется небольшой ручеек, воспоминания о мостке, проезжий брод, а на противоположной стороне горочка. Бодро проскакиваем брод и оказываемся у подножия горки. Горка "оснащена" колеями в, традиционном для здешних мест, глиноземе и следами проходами чего-то большого и тяжелого. Начинается филигранное пилотирование среди многочисленных колей. Справа по всему склону поджидает колея полуметровой глубины, слева её сестра-близнец. Я ошибаюсь с выбором траектории между двух колей и машина беспомощно развешивается в "диагонали". Разматываем лебедку и подтягиваемся. Вверху тоже идет борьба - Рейнджер ползет в колее полуметровой глубины и опасно накреняется на левый борт. Подстраховывая себя лебедкой выбирается. Попутно с ним выбираюсь и я на межколейник. Между мной и полуметровой колеей стоит Практик. Его очередь проходить колею. Он протискивается на сколько позволяют возможности машины и останавливается. Разматываем лебедку и медленно начинаем подтягиваться. Практик уже вышел из колеи. Пытаемся его переставить на межколейку пока не началось и тут раздается хруст...
> Наша команда в колее.
> Тот самый крен Практиков.
Теперь я знаю, что такое настоящие неприятности. Общая картина примерно такая - в середине костромской тайги, в глинистой колее длинного затяжного подъема, в центре колонны у машины раздается хруст из переднего моста. Кругом лес, тишина, команда и больше никого и ничего. Ясно что надо вскрывать, но где. Для начала выпиливаем ровную площадку, чтобы закатить туда Паджеру Практика и диагностировать поломку. Пока заводим пилы возвращается Рейнджер - дальше площадок не предвидится и дорога становится хуже. Начинаем "запил". Ямы и рытвины на будущей площадке для ремонта закидываем бревнами. Аккуратно Практика лебедкой закатывают на площадку, наш медведик и Тирошкин Патруль стоят в основании горки в ожидании решения худсовета. Но и без вскрытия Паджеры уже ясно - будем возвращаться. Пока часть группы ковыряется со ступицей, Валера и Я разворачиваем "коней" в обратную сторону. Штурманская часть команды, пользуясь вынужденным привалом, варганит обед "по-быстрому".
> Вскрытие и приговор ступицы Практика.
Описывать разворот на лесной дороге, размешанной прошедшими машинами и моей в попытках развернуться не буду. Скажу коротенько, что машину мы разворачивали на лебедке, перецепляясь бессчетное число раз. Вот тут я поблагодарил глину и грязь - лебедка протягивала машину, которая скользила даже на заблокированных колесах. А на импровизированной площадке Паджеру вскрыли - заклинило внутренний ступичный подшипник, а при попытке повернуть колесо свернуло гранату внешнего ШРУСа. Занавес. До финала еще далеко, но настроение не сильно праздничное. Машина Практиков стала заднеприводной, правда на некоторое время еще по инерции оставалась полноприводной. А тут и подоспел обед, который зарядил энергией и оптимизмом всю команду. Потом быстренько закрыли ступицу Паджеры и начали выезжать. Чтобы подстраховать Практика я первым перемахиваю через брод и на выходе первый раз в жизни разбортирую заднее левое колесо. Ощущение интересные, главным образом веселые) Протягиваем машину на твердое и сухое и под чутким руководством Рейнджера, очистив диск от говнолина, аккуратно бортируем колесо при помощи компрессора.
> Разворачиваем Тирошек.
> Мой мудрич все таки не усидел на кастрюле OffRoadWheels и решил погулять. Попытка его отбытия была отмечена громких хлопком.
> Катим в обратную сторону.
> Очередная полуживая деревня.
Дальнейший путь прошел без сучка, без задоринки - выскочили на твердое и высокое, наметили маршрут и покатили до общего лагеря. Под шумок одолели почти 150 км пути. Прикатив в лагерь расположились на удаленной опушке. Перед ужином Практик с Рейнджером отправились на поиски ступичного подшипника. Вернулись в растрепанных чувствах - нашли донора в виде ... Делики, приехавшей из Питера, но экипажа нет и есть-ли у них нужная деталь пока не ясно. Спасибо ребятам на этой чудо-машинке, что у них оказался подшипник. Когда мы уже поужинав сидели в шатре и балагурили, рассказывая разные страшилки из жизни, пришел питерский экипаж Делики и мы получили ступичный подшипник совершенно безвозмездно. Отпускать с пустыми руками ребят мы посчитали не достойным и поэтому, уж как смогли, отблагодарили их. Спасибо им большое.
> Мой штурман при свете газового столба.
На следующий день нас ждали ремонты, деревянный терем из сказки и новые неожиданности...